На Международной зимней конференции Ассоциации сторонников прямого посева (АСПП) спикер Рик Бибер из Южной Дакоты, расположенной в центральной части США, неизменно собирал полный зал слушателей. В своём штате он 14 лет возглавляет Ассоциацию прямого посева, а также входит в совет директоров Ассоциации No-Till on the Plains. Фермер в четвёртом поколении, он 33 года применяет в своём хозяйстве технологию прямого сева. Рик Бибер – убеждённый сторонник прямого посева и не впервые приезжает в Россию. Принимал участие и в конференциях Российской АСПП.
Настоящий борец за здоровье почвы, секретом успеха считает умение прислушиваться к природе. Диверсификация, выразившаяся в значительном расширении спектра выращиваемых сельхозкультур, позволила Рик Биберу добиться уникальных результатов. Урожаи фермер получает, практически не применяя агроресурсы: удобрения и средства защиты растений.
Самый дешёвый гербицид
Почвы округа, в котором работает Рик Бибер, в США считаются одними из беднейших. Но переход на технологию прямого посева уже спустя три года дал двойное увеличение урожайности сельхозкультур. И это было только начало. За последующие годы с помощью внедрения технологических новаций фермер добился урожайности, сопоставимой с результатами хозяйств, расположенных в самых благоприятных почвенно-климатических зонах.
К 2009 году фермер пришёл к выводу, что для снижения затрат на гербициды на поле постоянно что-то должно расти. Поэтому в хозяйстве стали выращивать семена покровных культур.
— Принято считать, что No-Till – это способ заработать больше денег, – говорит фермер. – В принципе, это соответствует действительности, потому что эта система земледелия ведёт к росту урожайности, экономии моточасов, снижению затрат на горюче-смазочные материалы. Кроме того, увеличивается амортизационный срок службы сельхозтехники. Но лично для этого было недостаточно. Я считаю, что реально хорошую прибыль можно получить только за счёт диверсифицированного севооборота, расширения ассортимента сельхозкультур, использования покровных культур.
Предназначение последних – накормить почвенную биоту и обеспечить защиту земли от негативного воздействия солнечных лучей. Более того, по мнению фермера, это мощное орудие в борьбе с сорняками.
— Семена покровных культур – это самый дешёвый гербицид, – уверяет Рик Бибер. – Они вытесняют сорные растения. Таким образом, исчезает необходимость в применении «химии». Главное – подобрать правильный набор культур.
Если культуры высевать отдельно, растения начинают конкурировать друг с другом Однако в «смеси» они ведут себя противоположным образом: не вытесняют, а помогают друг другу. Так, например, одному растению молекула азота может потребоваться в три часа ночи, а другому – в три часа утра. Соответственно им не приходится соперничать.
В умении добиться «сотрудничества» культур и заключается искусство земледелия по системе ноутил, считает Рик Бибер.
— Если кому-то из присутствующих в зале удастся овладеть этим искусством, пожалуйста, научите этому меня, – попросил фермер.
Обращение к участникам конференции сперва показалось шуткой. Но, как оказалось, говорит он на полном серьёзе.
— Применяя технологию прямого сева, мы делимся своими рецептами друг с другом, – объяснил Рик Бибер. – Это можно сравнить с кулинарией. В любом рецепте, как известно, присутствуют определённые ингредиенты. Так и здесь. Найти нужные ингредиенты в виде идеального набора «сотрудничающих» сельхозкультур – это задача, которую ещё предстоит решить сторонникам прямого сева.
Защитный покров
Когда изменяется состояние здоровья почвы, меняется и динамика развития растений.
В течение 190 дней учёные проводили на полях хозяйства опыт с покровными культурами. В качестве экспериментальной культуры использовали кукурузу. Выбор не случайный. Кукуруза растёт от весны до осени, от мороза до мороза, переходя от одного экстремального состояния к другому. Таким образом, это практически идеальная культура для проведения опытов.
— Не было ни одного примера, чтобы участки с покровными культурами хуже были участков, где эти культуры отсутствовали, – рассказал Рик Бибер. – Более того, в большинстве случаев наличие покровных культур давало прибавку урожая. В денежном выражении, чистая прибыль на посевах кукурузы с покровными культурами оказалась выше на 11 долларов.
Ещё один эксперимент проводился в условиях длительного недостатка влаги. В 2006 году была самая сильная засуха за всю историю хозяйства. Несмотря на риск, учёные, которые оказывают фермеру бесплатное научное сопровождение, посеяли покровные культуры. Опыт оказался весьма показательным. Так, в 40-градусную июльскую жару турнепс «посчитал», что, раз на улице жарко, зелёные листья ему не нужны. Выглядели растения поникшими и замученными. Но, когда стало прохладнее, он вновь пошёл в рост. То есть выяснилось, что не так важно, есть ли у растения листья. Это означало, что в почве сохранялись живые корни, которые продолжали её питать.
Учёные были настолько потрясены результатами, полученными при использовании покровных культур, что в первый год даже не стали сперва публиковать полученные данные, продолжая проводить исследования на протяжении трёх лет. И во время всего эксперимента покровные культуры каждый раз проявляли себя лучшим образом, стабильно давая повышение урожайности культур.
— Всё очень просто, – уверен фермер. – Почва ни при каких условиях не должна быть непокрытой. Моё мнение таково: покровные культуры должны присутствовать 12 месяцев в году.
Применение покровных культур благоприятно сказалось и на урожаях подсолнечника.
— Когда мы стали получать высокие урожаи, нам «пришлось» закупить грузовики, построить зернохранилище, – смеётся Рик Бибер. – Конечно, всё это потребовало значительных затрат, но у нас, благодаря хорошей экономике, появилось, откуда брать деньги.
«Особые» удобрения
Как правильно позаботиться о земле? Когда говорят о том, что почва должна отдохнуть, обычно имеется ввиду, что нужно вывести все растительные остатки, провести другие агротехнические работы. Выражаясь научным языком, земля в таком случае находится «под парами». Но есть и другие способы «накормить» почву. Рик Бибер продемонстрировал нетрадиционные, но очень результативные подходы.
— На одном из наших участков почва была в плачевном состоянии, – рассказал он. – Чтобы улучшить её здоровье, мы посеяли восьмикомпонентный коктейль. Во время морозов эта растительная смесь погибла естественным образом. Благодаря этому мы значительно обогатили почвенный состав. Именно такой подход я и называю инвестициями в будущее.
Фермер убеждён, что, занимаясь агропроизводством, ни в коем случае нельзя руководствоваться критерием «мне кажется». Казаться может всё, что угодно. Главное уяснить для себя, что земле при любых условиях нужны живые корни. Не зависимо от того, сколько выпало осадков или какое во дворе время года.
— Как вы знаете, корни растений обладают такой силой, что способны прорастать через камни, – говорит Рик Бибер. – Разве можно сравнить их воздействие с возможностями «железяк», которыми, по сути, являются плуги?
Интересный опыт был заложен на 800 акрах земли (1 акр = 0,405 га). В течение десяти лет на этом участке не применяли гербицидов с остаточным действием и не вносили никаких агроресурсов, кроме семян. В середине июля сорные растения, за исключением трёх вкраплений дикой гречихи на поле практически отсутствовали.
— Мой учитель – это моя почва. Если внимательно слушать её, она всё подскажет. Мы решили посмотреть, что на этом поле сделает сама природа. Природа подсказывала, что я должен посеять на этом поле широколистную культуру тёплого периода, а именно гречиху. Я «послушал» природу и в результате получил очень большую прибыль. Пришлось даже опасаться, не подумает ли кто-нибудь, что я заработал столько денег преступным путём, – с юмором заметил фермер.
Впрочем, Рик Бибер предостерегает коллег от опрометчивых шагов.
— Наш опыт работы в стиле «ноль агроресурсов» отнюдь не означает, что вы должны перестать применять удобрения, – говорит он. – Такой подход возможен только на тех участках, на которых «жители почвы» – бактерии, простейшие и грибы – находятся в равновесии. Прежде чем «уходить» от удобрений, мы провели серьёзные исследования почвы в лаборатории. Они показали, что питательные вещества в земле есть, и что есть они в достаточном количестве. Без соблюдения этого условия без удобрений работать было бы нельзя.
Энергия жизни
Проблемы с урожайностью, считает Рик Бибер, возникают из-за того, что из почвы уходит СО2. Чем больше в земле углерода, тем больше будет влаги, необходимой для роста следующей культуры. Пожнивные остатки удерживают в почве СО2 в высоких концентрациях, что обеспечивает хорошее развитие растений. Это можно сравнить с новорожденным, которому необходимые для иммунитета антитела, а также питательные вещества, витамины и микроэлементы поступают с молоком матери.
За счёт чего происходит минерализация земли? Механизм таков. Энергия солнца поступает в листья, а через корни идёт отложение углерода в почве. Бактерии и грибы меняются с растениями молекулами углерода. Следующий уровень в питательной цепочке – это простейшие, нематоды и членистоногие. В бактериях соотношение углерода к азоту 5:1. В простейших – 30:1. Простейшие питаются бактериями. Следовательно, чтобы получить соотношение 30:1, простейшие должны условно «съесть» шесть бактерий. Но в таком случае в их организме увеличится и количество азота. Чтобы избавиться от этого «груза», они и выделяют в почву лишний углерод. Аналогичная ситуация происходит и с молекулами кальция, цинка и фосфора, а почва обогащается азотом в форме NH4, которая очень легко транспортируется в растения.
Кстати, во время почвенной обработки первыми поля покидают простейшие, за счёт чего нарушается почвенный баланс. К такому негативному эффекту может привести не только обработка, но и чрезмерное внесение гербицидов или питательных веществ. Это ещё один аргумент против травмирующей землю вспашке и бездумному следованию принятым в агрономии схемам.
Для друзей и для врагов
Уборка на полях хозяйства выглядит следующим образом: сразу за комбайнами в поле заходит трактор с сеялкой. При этом тракторист не имеет право останавливаться, пока не догонит комбайны. Даже когда комбайнёры отдыхают, тракторист продолжает работать.
Почва – это кожа земли, которая, как и человеческая, не любит ни ударов, ни царапин, ни солнечных ожогов. Поэтому, уверен фермер, кожу земли необходимо защищать, а не «уродовать».
— Я не собираюсь рекламировать какую-то сеялку, потому что это лишь инструмент, который мы используем в полях. Если мы возьмём «не тот» прибор, это не означает, что мы начнём голодать. Но и хорошего получим мало. Скажем, анкерные сеялки с «зубьями» сильно вибрируют в почве, растрясывая её. В результате разрушаются коконы, которые сформировали дождевые черви, а вся влага, которая его окружала, «втягивается» в землю. Таким образом теряется функциональность почвы. Если у вас есть такие орудия, отдайте их врагу, – посоветовал Рик Бибер.
При этом в своём арсенале «ноутильщик» просто обязан иметь очёсывающие жатки, считает фермер. Кстати, в 1995 году хозяйство Рика Бибера стало первым в США, применившим это сельхозорудие.
Стоит отметить, что дождевые черви, которые начинают активно размножаться при применении технологии прямого посева, выделяют очень большое количество питательных веществ. Главное, что эти питательные вещества в отличие от «насильно внедрённых» моментально становятся доступны растениям. Любопытно, что учёные, к которым обращался фермер, не смогли дать объяснение феномену прорытых дождевыми червями в землях хозяйства длинных, глубоких каналов. На фотографиях отчётливо видно, что они проходят через несколько слоёв почвы: гравий, глину и песок. Но…
— «Такого просто не может быть», – ответили мне учёные, – рассказал фермер, чем вызвал смех у всего зала, поскольку с фактами, подтверждёнными документально, не поспоришь.
Для чего нужны каналы, которые пробуривают дождевые черви? В глубинных слоях почвы всегда находится влага. Когда земля нагревается, влага начинает испаряться и подниматься к поверхности, насыщая её водой. Поэтому, считает Рик Бибер, покровные культуры можно сеять даже в сильную жару. По каналам дождевых червей влага в любом случае поднимется вверх.
Количество и качество
В своём выступлении на конференции Рик Бибер не раз обращался к опыту коллег из разных уголков земного шара: Австралии и Украины, Ирландии и ЮАР. Природно-климатически условия в этих странах разные, но умение «слушать» почву, применение в рамках технологии прямого посева диверсифицированного севооборота, а также использование покровных культур в каждой из них позволило добиться поразительно высоких результатов и по урожайности, и по экономической эффективности. Кроме того, фермерам удалось избавиться от характерных для этих регионов «напастей», как, например, улиток в Австралии или слизняков в Ирландии. Что немаловажно, такой эффект был достигнут вообще без агроресурсов, исключительно за счёт достижения биологического баланса в почве.
Интересен опыт фермеров из Небраски (штат США), которые в один день посеяли сначала кукурузу на силос, а затем – в том же поле – покровную культуру полного сезона роста. Покровная культура уменьшила урожайность кукурузы примерно на 10‑15 процентов. Казалось бы, этот факт должен был огорчить аграриев. Но качество зачастую важнее количества. Фермеры продали кукурузу на силос молочной ферме в кормовых единицах, исходя из показательности питательности. Как оказалось, наличие покровной культуры обеспечило зелёной массе значительно более высокое содержание протеина. Поскольку это дорогой компонент, фермеры получили хорошую прибыль. Кстати, сразу после уборки кукурузы на её место они вновь посеяли покровные культуры.
Коровы-массажисты
После диверсификации системы земледелия фермер решил вплотную заняться животноводством. Причём животные выпасаются не только на специально отведённых пастбищах, но и на землях, предназначенных для посевов. Фермер убеждён в том, что скот ни коим образом не может повредить почве. Напротив, животные помогают ей, «массируя» её копытами.
— Если я хочу повторять то, что делает природа, на своих сельскохозяйственных полях, то я должен диверсифицировать своё производство по такому же принципу, по которому это происходит в природе, – утверждает Рик Бибер. – Исторически на этих землях водятся бизоны. Дистрибьютеры биологизации моих земель – это мой крупный рогатый скот, коровы, которые помогают мне в сельхозпроизводстве.
В 2013 году на одном из участков после уборки яровой пшеницы фермер посеял покровную культуру. Это дало большой простор для действий почвенной биоте, поскольку бактерии предпочитают сначала съесть всё самое лучшее и самое вкусное. Покровные культуры полностью отвечают потребностям биоты. На следующий год товарной культурой, посеянной вместе с «компаньоном», была кукуруза. На поле «паслись» и биота, и фермерское стадо. В 2015 году покровной культуры уже не было. Однако накопившиеся растительные остатки обеспечили корм биоте. Собственный скот также выпасался, но не в большом количестве.
— Для того, чтобы понять, как управлять посевами, необходимо научиться управлять растительными остатками, – убеждён Рик Бибер. – Мы позволили биоте убрать их практически полностью. К слову, такую технологию мы применяем на протяжении последних 12‑13 лет.
На освободившейся от растительных остатков земле в хозяйстве посеяли пшеницу из расчёта 370 семян на квадратный метр и лён. Таким образом, в злак холодного периода была всеяна широколистная культура. Иногда в качестве «соседей» выступают пшеница и гречиха.
— Надо понимать, что такой комплект может привести, как к успеху, так и к катастрофе. Гречиха настолько быстро растущая культура, что может обогнать пшеницу и помешать уборке, – предупредил о возможных последствиях фермер.
Кстати, выпасать скот на «неподготовленных» почвах тоже не стоит. В хозяйстве Рика Бибера это возможно благодаря длительному применению технологии прямого сева с использованием покровных культур, что привело к изменению структуры почвы и накоплению пожнивных остатков. Под ногами животных почва отлично пружинит. Это и есть «массаж», о котором рассказывает фермер.
Главный вывод выступления Рика Бибера: человек, который решил заняться технологией прямого посева, должен обладать пытливым умом, желанием понять, что, как и почему происходит в окружающей его природе, не бояться ошибок и жить по принципу «учиться, учиться и ещё раз учиться».