Есть люди, которые предпочитают быть постоянно на виду. Но имеются и такие, которые ведут незаметный образ жизни, однако их вклад в производство не менее значимый, чем активистов. В этом и заключается их счастье.
Вячеслав Коленкин – механизатор с многолетним стажем из СХА «Родина» Апанасенковского района. Трудится он во второй производственной бригаде сельхозартели, причем, не только на полях, но и на фермах.
— В настоящее время в нашем сельхозпредприятии осталось всего-навсего три трактора-бульдозера. Один из них закреплен за мной, – говорит Вячеслав Васильевич. – В хозяйстве содержатся животноводческие точки, и их необходимо регулярно приводить порядок, а лучше ДТ‑75 для этого еще придумали. Этим агрегатом удобно очищать выгульные базы от навоза, скопившегося там за зимние месяцы.
Данное санитарное мероприятие в СХА начинают проводить, как только «стартует» пастбищный сезон. Животные уже днями находятся на степных целинных просторах и не препятствуют работе техники. К тому же откладывать «на потом» здесь не привыкли, лучше сразу выполнить то, что необходимо. И пусть затем сама матушка-природа потрудится: с наступлением летней жары автоматически проводится солнечная санация всех помещений, когда ультрафиолетовые лучи уничтожают патогенные микроорганизмы. К тому же у механизаторов в конце апреля – начале мая имеется свободное «окно» в массовых производственных делах, когда заготовка кормов еще не началась, да и с подготовкой зерноуборочных агрегатов можно повременить, ведь многие из них участвуют в этих кампаниях.
На вопрос: «Почему выбрал данную профессию?», Вячеслав Коленкин, долго не задумываясь, ответил:
— Я родился и вырос в селе Воздвиженском, с сельской жизнью знаком с детства. Мое поколение не уезжало в город – тогда подобное не являлось модным. Думаю, нынешняя молодежь вряд ли знает о том, что мы начинали работать со школьной скамьи. Повсюду были созданы ученические производственные бригады, где формировали самые разные звенья. У нас, например, были пахотное и уборочное. Лично мне довелось трудился и там, и там. Кроме того, в программу обучения входил предмет машиноведения, и мы изучали устройство трактора, комбайна и сельхозорудий. Практику проходили на колхозном машинном дворе с гаечным ключом и прочими инструментами, помогая механизаторам в ремонте техники. Обязательно стажировались в вождении агрегатов. А в завершение сдавали экзамены и получали удостоверение тракториста. Так что оканчивая школу, у меня имелось не только среднее образование, но и профессия. На этом я и остановился.
Такой возможностью многие пользовались – после выпускного бала шли работать в сельхозпредприятие. И ждали повестку из военкомата, чтобы выполнить свой долг перед родиной. Закончив службу в армии, сельские парни возвращались домой и снова трудоустраивались в колхоз.
— Знаете, мне повезло: я узнал две разных эпохи – довелось жить при социализме и рыночных отношениях. У каждого периода есть свои плюсы и минусы. То время отличалось стабильностью и какой-то размеренностью, нынешнее – изобилием товаров, особенно импортных, – продолжает беседу Вячеслав Васильевич. – Только жаль, что молодежь сейчас неохотно остается в селах. Мое поколение уйдет на заслуженный отдых, кто будет работать в поле? Хотя машиностроительная промышленность не стоит на месте, вон какие мощные тракторы и комбайны уже выпускают! Не то, что раньше ДТ да МТЗ повсеместно в колхозах имелись.
Первый трудовой сезон в качестве механизатора Вячеслав Коленкин провел в 1986 году. Управляя колесным агрегатом, в составе УПБ он в летние месяцы выполнял поверхностную обработку почвы – боронование и культивацию. В следующем году молодой человек участвовал в жатве хлебов на легендарных тогда СК‑5 Нива. К порученному делу Вячеслав подошел очень серьезно, ведь в тот момент не каждому оказывали такое доверие, только лучшим. Он быстро понял, что добиться успеха в хлеборобском деле можно, если хорошо подготовишь технику.
Значительный прорыв в косовице селяне сделали, когда с заводского конвейера были выпущены Дон‑1500. Производительность увеличилась заметно, ведь они оказались на порядок мощнее, имели более широкую жатку.
— Когда я впервые сел за штурвал этого комбайна, не мог нарадоваться – герметичная кабина, не пропускающая вовнутрь пыль, кондиционер, создающий прохладу. Наконец-то, появилась возможность работать в хороших условиях! – вспоминает мой собеседник. – Но сейчас подобным уже никого не удивишь, так как это стало нормой. Взять, допустим, ПАЛЕССЕ, которым управляю последние несколько лет. Трудиться на нем – одно удовольствие, данная техника создана для людей!
За три десятка лет Вячеславу Коленкину довелось быть и во главе уборочного экипажа, и штурвальным. Скашивать не только озимую пшеницу и ячмень, но и мелкосемянные культуры – просо, люцерну, что немного сложнее. Однако и с этим заданием он справляется хорошо. Жатву‑2019 он провел в качестве помощника у Олега Будкова, добившись, как всегда, хорошего результата в подразделении.
Однако основная деятельность у Вячеслава Васильевича все же заключается в работе на тракторе. Увидеть его на железном «коне» в загонке можно уже с утра пораньше: то он проводит боронование, закрывая на паровом клине влагу, то культивирует поверхность, чтобы сорняки не разрастались. Осенью участвует в основной обработке пашни – в хозяйстве проводится глубокая пахота. Поручают ему выравнивать грунтовые дороги, чтобы техника перемещалась беспрепятственно. Словом, без дела никогда не сидит.
— Нисколько не жалею, что моя жизнь сложилась именно так, а не иначе. Мне нравится моя профессия, сейчас на селе она, кстати, имеет определенный вес. Да и вообще, что может быть лучше, чем растить хлеб, востребованный в любом доме, на каждом столе? Мне приятно осознавать, что в каждой булке, выпеченной в пекарне СХА «Родина», имеется частица и моего труда, – подвел итог беседы Вячеслав Коленкин.
Фото автора