Крупнейший производитель столового винограда на Ставрополье – крестьянско-фермерское хозяйство Ахмеда Ахмедханова. Многолетними стараниями виноградаря здесь, на Петровской земле, образовался поистине народный бренд, в честь столицы округа получивший название «Светлоградский виноград». Для покупателей он всегда означает отменное качество и великолепный вкус.
Отборный виноград
Предприятие по производству столового винограда Ахмед Ахмедханов основал в 2004 году. Виноградники неподалёку от села Константиновского заложили на десяти гектарах. Для начинающего фермера площадь более чем достаточная. Впрочем, новичком Ахмеда Вагабовича и тогда назвать было сложно. К тому времени он 17 лет проработал в Калаусском винсовхозе, а до этого окончил факультет плодоовощеводства и виноградарства Кубанского сельскохозяйственного института. Сегодня площадь К(Ф)Х Ахмедзанова составляет 137 гектаров, а общий стаж работы фермера в отрасли – 35 лет!
В хозяйстве выращивают исключительно столовый виноград. Основных сортов – восемь. Всего же на виноградниках хозяйства можно встретить до 70‑80 разновидностей сладких ягод. Это Восторг и Кадрянка, Преображение и Юбилей Новочеркасска, Ливия и Августин, Мускат Ливадия и Аркадия, Надежда АЗОС (анапская зональная опытная станция), Италия, Молдова, Шоколадный. Чёрные и белые, красные и розовые сорта винограда поражают разнообразием цветовых и вкусовых оттенков.
— Мы подбираем сорта с учётом сроков созревания, от самых ранних до поздних, – объясняет Ахмед Вагабович. – Это позволяет растянуть время уборки, чтобы потребитель в течение двух-двух с половиной месяцев получал свежесобранную продукцию.
Виноградники хозяйства располагаются в двух сёлах: Константиновском и Донская Балка. Уборочные работы начинаются в конце июля и продолжаются до середины октября. Сбор винограда – самая жаркая пора. По сути, это апофеоз сельскохозяйственного сезона. Начала уборки с нетерпением ждут все работницы хозяйства. Ведь каждая из них вложила в урожай частичку своего труда. Кроме того, во время уборки у сборщиц – самый высокий заработок.
— Чтобы не было проблем с кадрами, надо хорошо платить, – убеждён глава К(Ф)Х. – Иных правил никто не придумал. На работу с виноградом невозможно взять людей «с улицы». Каждого приходится обучать, и не один год, чтобы получить качество. Но мы платим больше, чем в других хозяйствах. Поэтому к нам и приходят люди.
Создать для работников достойные условия труда и обеспечить стабильный заработок – эти два правила неукоснительно соблюдаются в крестьянско-фермерском хозяйстве Ахмедханова. О том, что люди довольны работой, говорит один факт: многие в К(Ф)Х трудятся на виноградниках по нескольку лет, а некоторые отработали десять и более сезонов.
— Мы не бежим от работы, а идём туда, где больше платят, – объясняют работницы Эльнара Гасаналиева, Перзиман Курбанова и Гюлишат Рамазанова. – Здесь, в К(Ф)Х Ахмедханова, заработок хороший. К тому же оплату труда нам никогда не задерживают. Поэтому мы и работаем у него по многу лет, кто – в сезон, а кто и круглый год.
Если на постоянной основе в хозяйстве трудится 15 работниц, то к уборке урожая в хозяйстве привлекают до полусотни человек.
За день одна сборщица в среднем собирает от 500 до 700 килограммов винограда. Бригады, состоящие из местных жительниц, направляют на те же участки, на которых они проводили уходные работы. Таким образом люди видят результат собственного труда.
Работа трудоёмкая. Нужно не только аккуратно срезать кисть, но и тщательно осмотреть её, убрать повреждённые, сухие, привядшие ягоды. Покупатель пошёл очень требовательный. Потребителей интересуют не только вкусовые качества ягод, но и красота виноградной грозди. Поэтому перед работницами стоит очень важная задача: придать винограду хороший товарный вид.
Проблемы виноградарства
Затраты на производство винограда очень высоки. Ежегодно нужно закупать удобрения, средства защиты растений, платить налоги и зарплату людям. Недёшево обходится экипировка. Одна только пара ножниц обходится в тысячу рублей. Но насколько оправданы вложения?
В прошлом году в К(Ф)Х Ахмедханова собрали 1200 тонн винограда. Около 300 тонн реализовали на Ставрополье. Однако это – практически максимум, что может принять край. Чтобы выйти на рентабельность, реализация винограда ежегодно должна достигать не менее 600‑700 тонн. Поэтому главная цель виноградаря – значительно расширить географию поставок.
— У нас уже были покупатели из Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, Самары, – говорит фермер. – Но всё это – разовые поставки. Конечно, нам хотелось поставлять продукцию в торговые сети. Но для ритейлеров, у которых очень жёсткие требования по срокам, объёмам и упаковке товара, мы не интересны. Поэтому нам приходится искать другие возможности для реализации. В этом году мы заключили контракт с крупным оптовиком из Санкт-Петербурга, который имеет достаточные площади фруктохранилищ и соответствующее оборудование, чтобы напрямую работать с торговыми сетями. Хорошо, если удастся наладить долгосрочное сотрудничество. В противном случае мне придётся снизить объёмы производства.
Проблема в том, что весь нереализованный виноград приходится пускать на переработку. Заводы не против закупать сырьё у производителей, но предлагают такие цены, которые никак не могут устроить фермеров. Так, в прошлом году за килограмм винограда давали 21,5 рубля, что немногим превышает себестоимость продукции. В этом году цена в начале сезона упала до 18 рублей за килограмм. По сути, это означает работу в убыток.
Правила диктуют торговые сети, производители вин и коньяков. Стратегия простая: не продадите нам вы, мы купим у других. Ежегодно у виноградарей, впрочем, как и у других сельхозпроизводителей, растут затраты на все расходные составляющие. Падает только стоимость сельхозпродукции. Аграрии в этой цепочке: от поля до прилавков магазинов – самое слабое звено. Никто не задумывается о том, чем завтра обернётся недальновидный подход. А между тем отсутствие поддержки чревато разорением хозяйств.
— У меня крупное хозяйство, и то я испытываю большие сложности с реализацией, – констатирует Ахмед Ахмедханов. – За последние 10‑15 лет государство вложило очень большие средства в развитие виноградарства. Людям дали субсидии, они посадили виноградники, а теперь не знают, куда девать урожай. Если со стороны властей не будет принято решение, которое поможет стабилизировать рынок, то эти деньги уйдут в никуда. Если люди не будут получать прибыль, следствием станет массовая вырубка виноградников, как это было в 80-х годах прошлого столетия.
И зацветут сады
Пока ситуация в отрасли остаётся нестабильный, Ахмед Ахмедханов использует собственные ресурсы для укрепления хозяйства, внедряя новые направления бизнеса.
— Признаюсь честно: я больше люблю сады, чем виноградники, – говорит Ахмед Вагабович. – По юности я работал в совхозе на плодовых насаждениях, и в планах у меня давно была закладка собственного сада. В прошлом году мне, наконец, удалось реализовать эту задумку. На 13 гектарах я заложил черешневый сад.
Частичный переход на садоводство – это своего рода «подушка безопасности» на случай, если «просядет» виноград. Что касается выбора садовой культуры, то он связан как с экономическими, так и природно-климатическими факторами. Заниматься яблоками в нынешней ситуации имеет смысл только в больших объёмах. Поэтому так важно занять свободные ниши. К тому же черешня – это более засухоустойчивая культура, которая очень подходит для выращивания на супесчаных землях Петровского округа и не требует полива.
Саженцы черешни фермер закупил в Сербии и Крыму. Все сорта, жёлто-розовый и красные, от ранних до поздних сроков созревания, – импортной селекции: один украинский, остальные французские, итальянские, канадские. Помимо черешни фермер собирается выращивать абрикосы, сливы, груши. Подал документы на грант, чтобы в следующем году построить хранилище и закупить холодильное оборудование.
Ахмед Ахмедханов – пример не только грамотного управленца, но и человека, по-настоящему влюблённого в собственное дело. Несмотря на все трудности агробизнеса, он не опускает руки. Хорошим помощником в работе стал сын Рамазан. Отец шутит: «Он со мной в виноградниках с рождения». И в то же время Ахмед Вагабович недалёк от истины. Именно благодаря отцу Рамазан с детства впитал любовь к труду, любовь к земле. После школы пошёл учиться на факультет агрономии в Ставропольский государственный аграрный университет.
— Не скрою, раньше у меня возникали разные мысли по поводу будущей профессии, – говорит Рамазан. – Но это давно уже в прошлом. Рад, что теперь по окончании вуза смогу более плотно работать с отцом. Я понял, что это – моё.