От зелёной руды до зелёной еды

Реклама

С уникальной инициативой развития концепции «зелёного бренда» выступила компания «ФосАгро»

Минсельхоз РФ выбрал название для российского бренда товаров с улучшенными экологическими характеристиками: «Зелёный стандарт», или The Green One. Залогом безопасности сельхозпродукции должно стать применение высококачественных экологически чистых удобрений.

Реклама

Под знаком качества

Тема национального бренда экологически чистой продукции стала одной из главных на недавно прошедшей в Москве Российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Идею создания российского знака экологической безопасности продукции озвучил в феврале этого года во время Послания Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин.

— Наше естественное преимущество – ​это огромные природные возможности, их нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции, – ​произнес в своей речи глава государства. – ​Поручаю Правительству создать защищенный бренд отечественной чистой, «зелёной» продукции, он должен подтверждать, что в её производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии. Служить гарантией высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынке.

Давно ожидаемый закон об органической продукции вступит в силу в январе следую­щего года. Однако органика – ​это достаточно дорогое удовольствие. Основное отличие «зелёного бренда», презентованного на «Золотой осени» – ​возможность использования при производстве высококачественных удобрений. Это позволит создавать продукты, полезные для здоровья, но при этом доступные и более востребованные для всех слоёв населения.

Предполагается, что внедрение нового бренда поможет сократить негативное влияние производства на окружающую среду, здоровье человека и климат, а также улучшить свой­ства пищевой продукции в РФ. Как следует из разработанного Минсельхозом законопроекта, выполнившие эти условия производители попадут в федеральный реестр. Это даст право реализации продукции под брендом «Зеленый стандарт», а также размещения на неё специального логотипа. Предполагается, что документ вступит в силу 1 января 2021 года.

Вне конкуренции

Применение качественных удобрений лежит в основе принципа «Зелёного стандарта». Европейский потребитель уже ориентирован на экологически чистые удобрения и сельхозпродукцию. С 2022 года фосфорные удобрения с содержанием кадмия выше 60 мг/кг окажутся в Европе вне закона. Риск высокой концент­рации тяжёлых металлов считается настолько серьезным, что уже сегодня отраслевое сообщество рекомендует снизить предельный уровень кадмия в фосфатах не менее чем втрое. Производителям удобрений с отсутствием тяжёлых металлов или безопасным уровнем его содержания (менее 20 мг/кг) разрешено маркировать продукцию, чтобы фермерам смогли отличить её от той, где содержится больше вредных примесей.

Более двух третей фосфатной руды на планете не подходит для производства удобрений по современным требованиям безопасности. Россия – ​вне конкуренции. Как поясняют специалисты, удобрения одного и того же вида могут существенно различаться по составу из-за используемого сырья. Так, фосфатные удобрения, которые поступают в Европу из Северной Африки, получают из ископаемой руды. В породе, которая образуется путём отложений, в заметных количествах содержатся кадмий, ртуть и другие примеси очень токсичных тяжелых металлов. Соответственно, тяжелые металлы попадают и в готовый продукт.

Отечественные удобрения получают из руды вулканического происхождения. Под воздействием высоких температур тяжелые металлы испаряются из породы ещё на этапе ее формирования. Один из крупнейших в мире производителей фосфорсодержащих удобрений с низким содержанием потенциально вредных веществ и лидер по поставкам российским аграриям – компания «ФосАгро». Сегодня каждая третья тонна минеральных удобрений, внесенных в российские земли, произведена на предприятиях «ФосАгро» и доставлена аграриям сетью «ФосАгро-­Регион».

— Когда мы говорим об обеспечении всего мира экологически чистой продукцией, нужно смот­реть на всю цепочку формирования продукта, – ​объяснил генеральный директор ПАО «ФосАгро», президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев. – ​Именно через удобрения вещества попадают в зерно, через зерно – ​в хлеб, через корма – ​в мясо, и, в конечном итоге, накапливаются в человеке. Хорошо, что в России мы производим самые экологически чистые в мире фосфорные минеральные удобрения.

Удобрения «ФосАгро» производятся из уникальной по своей чистоте фосфатной руды магматического происхождения, они свободны от токсичных веществ, что позволяет использующим их фермерам выращивать безопасную для здоровья людей продукцию, не нанося при этом вреда почвам. Уникальная чистота руды Кольского полуострова теперь будет отражена специальной экомаркировкой, которая была поддержана членами Российской ассоциа­ции производителей удоб­рений.

— Российскому сельскому хозяйству экологическая безопасность наших удобрений даёт уникальную возможность сразу маркетировать свою продукцию как самую экологически чистую в мире, – ​подчеркнул Андрей Гурьев. – ​За отечественных фермеров можно только порадоваться: они, по сути, обладают колоссальным конкурентным преимуществом перед коллегами из других стран уже сейчас.

Ключ к мировому рынку

Составной частью отечественного бренда «Зелёный стандарт» станет экомаркировка удобрений. Отсутствие, в первую очередь, тяжёлых металлов и кадмия будет подтверждать значок в виде зелёного колоса пшеницы в круге.

В перспективе планируется маркировать новым знаком продукты питания, при производстве которых использовались только сертифицированные удобрения, соответствующие нормам национального стандарта.

Один из ключевых принципов – ​«прозрачность» всех этапов производства: от сырьевой базы российской отрасли минеральных удобрений для растениеводов и минеральных кормовых добавок для животноводства до реализации продуктов питания конечному потребителю. Стандарт «зелёной» продукции также предусматривает возможность интеграции российских нормативов с глобальными нормами «зелёного» регулирования, включая сертификацию и маркировку российской продукции на основе современных европейских и международных стандартов.

В это году «ФосАгро» разработала новую продуктовую концепцию. Для удобства аграриев 39 марок минеральных удобрений теперь сгруппированы по пяти продуктовым категориям в зависимости от их формы, вида, состава и назначения. Удобрения оформлены в новом дизайне, отражающем идею экологической чистоты и сопричастности «ФосАгро» ценностям российского «Зелёного бренда».

Компания уже представила их на «Золотой осени», следующая площадка – ​«ЮгАгро-2019», спонсором которой выступает «ФосАгро-­Регион». На Юге страны действуют сразу три из десяти компаний сети: «ФосАгро-­Кубань» в Краснодарском крае, «ФосАгро-­Дон» в Ростовской области и «ФосАгро-­Ставрополь» – ​в Ставрополье и Волгоградской области. В этом году они поставили аграриям Юга более 850 тысяч тонн современных марок минеральных удобрений. «В этом году доля продовольственной пшеницы в ЮФО превышает 90%, порядка 80% – в Ставропольском крае, в Курской области. Всё это – регионы из ТОП-5 нашего рейтинга по закупкам фосфорсодержащих и комплексных удобрений «ФосАгро» в этом году», – ​отметил генеральный директор сети «ФосАгро-­Регион» Андрей Вовк.

Росту спроса способствует и переход «ФосАгро-­Регион» от продажи отдельных марок к продвижению систем комплексного минерального питания растений, наиболее подходящих к конкретной культуре, почве и климатическим условиям. Их эффективность подтверждена на практике. Например, в этом году агрономы «ФосАгро-­Регион» завершили 40 испытаний оригинальных систем питания «ФосАгро» в 15 регионах. В Краснодаре и Ростове проверяют отзывчивость этих систем на пшенице озимой, в Ставрополе – ​на кукурузе, в Черно­земье – ​на подсолнечнике, сахарной свекле, гречихе – ​всего более 10 культур.

Реклама
Предыдущая статьяНа «ЮГАГРО-2019» эксперты отметили успехи кубани в реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»
Следующая статьяСтавропольские аграрии запаслись кормами на зиму