Спору нет, сегодня техническое вооружение играет не просто значимую, а можно сказать, решающую роль для агропредприятий, которые не просто стремятся выжить, а намерены системно развиваться. Причём в достаточном количестве важны как тракторы, так и комбайны с автомобилями.
В СПК «Дружба», возглавляет который председатель Евгений Кущ, этому вопросу уделяется большое внимание. Кроме того, созданы прекрасные условия для тружеников хозяйства, занимающихся восстановлением агрегатов.
Центральная мастерская и автогараж сельхозпредприятия расположены рядом друг с другом. Здесь же находится склад запчастей, боксы для ремонта машин, навесы. Недавно была построена с нуля и запущена в действие мастерская для ремонта зерноуборочных комбайнов. Все здания расположены в определенной последовательности таким образом, чтобы внутри образовался просторный двор, где можно разместить технику. Территория полностью огорожена, на въезде установлены ворота. А перед ними слева и справа водружены на пьедесталы гусеничный трактор и грузовик, сошедшие с заводского конвейера несколько десятков лет назад. Они символизируют о том, какой прогресс совершен отечественной промышленностью – на смену маломощным агрегатам пришла энергонасыщенная и большегрузная техника, позволившая селянам заметно ускорить темпы проведения агромероприятий.
Главным инженером в производственном кооперативе сейчас работает Сергей Безуглый. Прежде чем его назначили на эту должность, он длительное время трудился механиком в бригаде, где занимался подготовкой тракторного парка и сельхозинвентаря к нему. Теперь Сергей Алексеевич несет ответственность за исправность всего технического арсенала, имеющегося в СПК. У специалиста есть надежные помощники. К примеру, заведующий автомобильным гаражом Иван Денисенко. В этом деле он прошел все ступени карьерного роста. После службы в армии парень провел три года в Краснознаменном Тихоокеанском флоте – вернулся домой и трудоустроился в местный колхоз водителем. Пять лет крутил «баранку» ГАЗона, семь – работал механиком. И без отрыва от производства учился в политехническом институте. А 1 апреля 1994 года его назначили завгаражом.
— Даже не имея опыта руководителя, мне вначале легче работалось, чем сейчас. Наверное, время было другое, да и запросы у людей. Хотя, казалось бы, на тот момент коллектив превышал 120 человек, а сегодня осталось 23 водителя. Следует отметить, что условия деятельности шоферов немного изменились – мало кто теперь ездит в командировки, особенно – в дальние. Как правило, все теперь «вращается» вокруг зернопроизводства: доставив новый урожай с полей на тока, в хозяйстве наступает некоторое затишье, – поясняет Иван Васильевич.
С 1998 года механиком автогаража трудится Виктор Иванов, получивший соответствующий диплом в георгиевском техникуме. Специалист несет ответственность за ремонт всех машин. Кроме того, осуществляет контроль над техническим состоянием автотранспортных средств – выпускает их на линию. Он также изначально являлся водителем ГАЗ‑53. Сейчас только в жатву хлебов управляет грузовиком, так как не хватает шоферов.
За сельхозпредприятием числятся 68 автомобилей, в том числе 12 КамАЗов. Их срок эксплуатации разный. Но даже самые старые машины в назначенный срок находятся на линейке готовности. Для их восстановления функционирует мастерская, где предусмотрены девять постановочных мест со смотровыми ямами.
— Устранением любых неисправностей у нас занимаются водители. Даже такие сложные узлы, как двигатели, могут ремонтировать. В МТМ обращаются лишь тогда, когда необходимо изготовить какую-либо деталь, – сообщает Виктор Александрович.
Здесь немало опытных шоферов. Среди них – Геннадий Павленко, управляющий КамАЗо и легковой машиной; Василий Емельяненко и Анатолий Михайленко, которым доверены ЗИЛ‑130. А Петр Мальченко трудится на ГАЗ‑53. Недавно пришел в коллектив Александр Кущ. Он имеет все водительские категории, поэтому ему вручили ключи от пассажирского автобуса, направив возить рабочих в подразделение. За Александром Титаренко и Романом Дежениным закреплены горючевозы. Обязанности диспетчера и одновременно бухгалтера выполняет Екатерина Маско.
В автогараже оборудован в соответствии с современными требованиями медицинский кабинет, что дает возможность осуществлять ежедневный квалифицированный медосмотр каждого водителя.
Буквально пару последних лет заведует центральной мастерской Владимир Карман. Но в этом деле он – не новичок, длительное время трудился в хозяйстве сельхозмехаником. А вот старший инженер Владимир Бобров тут – старожил. Взаимодействуя в едином тандеме, им удается организовывать все рабочие процессы на высоком профессиональном уровне.
В помощь механизаторам в МТМ функционируют многие цеха. В токарном, к примеру, имеются несколько станков. На них изготовляют или реставрируют необходимые детали Сергей Рабочий и Виктор Сень. В моторном трудится опытный специалист Николай Андриенко, в сварочном – Игорь Ступников, в электроцехе – Виктор Лебедев. Есть в СПК слесарь-медник. Эту должность занимает Сергей Чередниченко. Кроме того, ему поручают ремонтировать водяные насосы, мыть двигатели, для чего в мастерской построили специальную моечную. В цехе вулканизации свое мастерство проявляет Вячеслав Гончаров.
Отдельных слов похвалы заслуживает слесарь топливной аппаратуры Василий Федоряка. В хозяйство он трудоустроился еще в 1990 году, был механизатором во второй бригаде, потом в первой. Поставленные производственные задачи выполнял добросовестно, к трактору относился бережно, при возможности помогал делом своим коллегам, особенно в ремонте. Тяга к технике у Василия Ивановича появилась со школьной скамьи, поэтому он и выбрал эту профессию. Данную особенность руководство сельхозпредприятия подметило в нем давно, и когда прежний специалист засобирался на заслуженный отдых, предложило Василию Федоряке обучиться новому делу. За два года, что работает здесь, он ни разу никого не подвел.
— Нынешняя кампания по подготовке тракторного парка началась с конца ноября 2019 года, – вводит в курс дела Владимир Бобров. – К середине марта должны все завершить. Как всегда, проводили текущий и капитальный ремонт, это зависело от степени изношенности агрегата. Работа осуществлялась планомерно: одни механизаторы покидали мастерскую на исправной технике, другие заезжали и, засучив рукава, приступали к работе, прекрасно понимая, что времени на раскачку нет – весна наступит быстро.
Допустим, за Иваном Кейбалом из третьей бригады закреплен МТЗ‑82, которому в нынешнем сезоне будет 19 лет. Естественно, он требует уже серьезной «реанимации», поэтому механизатор запланировал отремонтировать коробку, задний мост, промопору и другие узлы. У Ивана Григорьевича имеется большой опыт управления и К‑700, на котором в свое время необходимо было осуществлять пахоту, сев, транспортировку сена и соломы, воды на животноводческие точки. Теперь он является постоянным участником поверхностной обработки пашни, проведения обработок средствами защиты растений.
К МТМ было пристроено еще одно здание, практически такой же площадью, что позволяет осуществлять одновременно подготовку колесных и энергонасыщенных тракторов. Находилось тут место и для зерноуборочных комбайнов. На сегодняшний день из 25 агрегатов восстановлены около 80%, накануне косовицы хлеборобам не обходимо будет устранить мелкие неисправности и настроить жатки. Такой порядок в хозяйстве установили, потому что большинство комбайнеров являются механизаторами, а в мае-июне они загружены производственными делами в поле.
Уже много лет в хозяйстве нет проблем с ремонтом кировских основных узлов – двигателей, коробок и мостов. Это важное дело поручено опытному мастеру Александру Ткаченко – на сегодняшний день его общий стаж превысил 40 лет. Чтобы и в дальнейшем не возникало проблем с данным вопросом, Александр Васильевич, который собирается на заслуженный отдых, на протяжении нескольких месяцев передает свой опыт Валерию Терешко.
Вот так в СПК «Дружба» функционирует инженерно-техническая служба.
Фото автора