История фермерского движения России – это отражение постсоветской истории государства. Вместе со страной фермерам пришлось преодолевать все сложности переходного периода. Выжили сильнейшие – те, кто жил не одним днём.
Дауд Алиев – фермер так называемой первой волны. В 90‑е годы прошлого столетия он стал одним из первопроходцев фермерского движения в Дагестане. Занимался мясным скотоводством и практически все заработанные средства вкладывал в развитие хозяйства. Такой дальновидный подход оказался единственно верным.
Путь становления
В 1981 году Дауд Алиев вернулся со службы в армии и устроился работать на колхозную ферму пастухом, а попутно держал при подсобном хозяйстве бычков. Брал пять-шесть телят на откорм и доводил их до товарного веса. Содержание мясного скота приносило стабильную прибыль. Но потом наступила перестройка, хозяйства по всей стране начали разваливаться одно за другим. Нужно было думать о том, чем зарабатывать на жизнь.
— Еще до образования крестьянско-фермерского хозяйства мы постоянно держали поголовье крупного рогатого скота, а также занимались овцеводством, – говорит Дауд Ибрагимович. – В то время шерсть была в большой цене, выращивать овец было выгодно. Но потом ситуация резко изменилась. Шерсть стала никому не нужна. Цена на нее резко упала. Поэтому мы решили сосредоточить свои усилия на выращивании бычков на откорм.
За годы существования хозяйства поголовье КРС значительно возросло.
— Когда-то я думал ограничиться 100 бычками, – объясняет руководитель крестьянско-фермерского хозяйства. – Но потом дело пошло, и постепенно мы наращивали поголовье. Сейчас в К(Ф)Х содержится 400 бычков крупного рогатого скота мясного направления и 130 дойных коров. Большая часть поголовья мясного скота – калмыцкой породы. Животных привозят из соседних регионов: Калмыкии и Ставропольского края.
Молочный скот выпасают на пастбищах. Это муниципальные земли, взятые в аренду у местной администрации. По словам Дауда Алиева, без наличия пастбищ с молочным животноводством можно было бы и не затеваться. Дагестан – республика достаточно большая, но и людей, которые занимаются разведением крупного и мелкого рогатого скота, тоже очень много. Поэтому земель на всех не хватает, а недостаток пастбищ является одним из главных сдерживающих факторов для развития животноводства как молочного, так и мясного направления.
Откормленный скот далеко не повезешь, поскольку за время транспортировки животные могут сильно потерять в весе. Поэтому в крестьянско-фермерском хозяйстве Дауда Алиева обустроили собственную бойню.
Семейное дело
Дагестан по праву может гордится сохранением традиций и семейных устоев. У Дауда Алиева большая крепкая семья. Вместе с женой Патимат он вырастил шестерых детей, пятеро из которых – дочери. Без работы никто не сидит, все зятья при деле. Дауд Ибрагимович с большим уважением относится к своей второй половине – хозяйке: так в Дагестане глава семейства называет супругу.
— Патимат – моя лучшая помощница, – говорит он. – Все и всегда мы с ней вместе делали. Я камень ставил – она помогала, я дюбель забивал – она гвоздь подавала. Начинать нам пришлось с нуля. Но совместными усилиями, мы вдвоем построили ферму.
Все произведенное на молочной ферме молоко идет на производство традиционного кавказского сычужного сыра – знаменитой дагестанской брынзы. Народная мудрость гласит: «Хочешь сделать лучше, сделай это сам». Каждый вечер после дойки Патимат Алиева приходит на ферму, чтобы заняться приготовлением сыра.
— Я это дело никому не доверяю, разве что дочери, – объясняет Патимат. – Работы много, летом мы надаиваем от 500 до 800 литров молока в сутки. Зимой количество надоев снижается. Но наш сыр никогда не залеживается, у нас есть постоянные покупатели, которым нравится наша продукция.
У приготовления дагестанского сыра есть много тонкостей. Сначала молоко чуть нагревают, примерно до 37‑40 градусов. В небольшом количестве воды растворяется необходимое количество сычужного фермента. Сыворотку сцеживают, а сырное зерно ставится под пресс. Как показал опыт, наиболее вкусный сыр получается при использовании морской соли.
— Ни в коем случае нельзя ни сильно нагревать молоко, ни пересаливать сыр, – делится секретами Патимат. – Иначе сыр получится жестким и не таким вкусным. Созревает брынза 3‑4 дня. Особенно ценится майский выдержанный сыр. Он считается самым вкусным, но и стоит такой продукт дороже.
Работа во благо
Нехватка рабочих кадров – одна из главных проблем агропромышленного сектора. Люди, в особенности молодежь, не слишком охотно идут работать в сельское хозяйство, требующее ежедневного кропотливого труда. Чтобы удержать кадры, фермеры стараются создать максимально комфортные условия для работников.
Автоматизация процессов значительно упрощает труд доярок и скотников. На ферме оборудована автоматическая подача кормов и воды, установлены доильные аппараты и молокопроводы. Кроме того, для работников хозяйства построен дом, в котором есть все условия для постоянного проживания.
Фермер постоянно вкладывает средства в модернизацию производства, закупает сельхозтехнику и оборудование для ферм. В этом году хозяйство приобрело трактор. На будущий год запланирована покупка дробилки, что позволит повысить качество кормления.
— Раньше мы практически не получали помощи от государства, – утверждает Дауд Алиев. – Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась. Если ты реально работаешь и о тебе знают, ты можешь рассчитывать на помощь. Мы благодарны министерству сельского хозяйства и продовольствия республики за поддержку, которую получаем в виде субсидий и компенсаций производственных затрат. Это очень хорошая подмога.