Ставропольские сельхозпредприятия внедряют новейшие отечественные разработки.
Краевой минсельхоз совместно с представителями компании «КогнитивРоботикс» провели на базе ООО «Агрохолдинг Красногвардейский» Красногвардейского округа демонстрационный показ уборки хлебов зерноуборочным комбайном TORUM 750, оснащённым системой автономного пилотирования на основе искусственного интеллекта. Мероприятие сразу превратилось фактически в семинар, где участники в течение двух часов дискутировали с представителями компании-разработчика.
Есть принятое определение: «Искусственный интеллект (ИИ) – компьютерная самообучаемая система, предназначенная для решения задач высокого класса сложности. Он способен решать управленческие и расчетные задачи, предназначен для управления особо сложными объектами и системами (космическими кораблями, ядерными электростанциями и пр.)».
В таком случае управлять комбайном во время уборки хлебов или трактором на вспашке ему ничего не стоит? Ан нет! И здесь есть своя специфика при осуществлении различных функций, связанных с управлением сельхозмашинами. В этом корреспондент «Аграрного Ставрополья» убедился, побывав в «Агрохолдинге Красногвардейский», где уже в течение месяца, практически весь период уборки, механизатору Алексею Панченко помогала российская система автономного управления на основе искусственного интеллекта (ИИ).
Участники мероприятия, в особенности специалисты инженерных служб и представители региональных дилеров, смогли найти время в период уборочной кампании, чтобы приехать посмотреть на диковинку и оценить отличительные технические характеристики отечественной разработки.
В полевых условиях удалось увидеть практическую эффективность системы – возможность разгрузить комбайнера в период работы (у механизатора высвобождаются обе руки, что позволяет одновременно производить выгрузку зерна на ходу, не отвлекаясь на загонку) и увеличить производительность машины.
Кроме того, большинство участников семинара воспользовались возможностью сесть за штурвал комбайна и проверить работу ИИ на обмолоте озимой пшеницы, СПЕЦИАЛЬНО оставленной на этот День поля, чтобы, как говорится, попробовать «на зуб».
Участники отмечали, что при движении по прямоугольному полю система гарантировано самостоятельно выдерживает высоту среза хлебов и ширину захвата жатки с зазором не более 5 см. Заданная точность обеспечивается через машинное зрение (2 видеокамеры на крыше комбайна), данные которого мгновенно обрабатываются мощным компьютером. В то же время, когда ИИ предложили провести машину по специально нарезанной змейке с крутыми изгибами, понадобилось небольшое вмешательство человека.
— Днем хорошо работать. Но бывает, иногда пыль мешает обзору камер, на экране монитора начинается мерцание. Вышел из кабины, тряпочкой протер стекла и снова работаешь, – говорит механизатор Алексей Панченко. – На механизатора нагрузка раза в два снижается, не так устаешь от напряжения. Да и намолот увеличился. Движение по кромке система удерживает, но иногда приходится подруливать.
Вот на что точно обратили внимание инженеры, так это на то, что система работает в автономном режиме без подключения к GPS и спутникам, не требует наличия высокоточного сигнала позиционирования.
В готовый комплект автономного управления входят: две видеокамеры («глаза»), компьютер с дисплеем («мозг»), гидроблок управления машиной («руки»). Всю систему устанавливают на комбайн за день при непосредственном участии механизатора, который впоследствии и будет работать на машине. Это так называемый шеф-монтаж. Обучение комбайнера длится недолго – пару часов.
Есть расхожее мнение, что при включенном автопилоте механизатор может вообще забыть о штурвале и чуть ли ни смотреть сериалы в интернете. Это неверно. Вмешательство человека может понадобиться и при ограниченной видимости, и при резких изгибах кромки. Кстати, спутниковая навигация – вещь, конечно, хорошая, но она выстраивает движение машины по прямым линиям. А ИИ, установленный на комбайне, остановит машину, когда «увидит» в прямом смысле этого слова препятствие.
В настоящее время четыре хозяйства края, расположенные в разных почвенно-климатических зонах, тестируют на зерноуборочной технике интеллектуальную систему. Дополнительно в период уборочных работ текущего года данная система была установлена на комбайны еще в двух сельскохозяйственных предприятиях.
— Ответственные руководители всегда находятся в постоянном поиске повышения эффективности производства, увеличения производительности труда. Механизаторы края (трактористы) уже приучены к системам спутниковой навигации ГЛОНАСС, GPS, системе параллельного вождения. Теперь очередь за зерноуборочной техникой. В настоящее время существует возможность приобретения данной системы на условиях льготного лизинга через компанию АО «Росагролизинг», – отметил присутствовавший на семинаре заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Евгений Трухачев.
Такая же система агропилотирования устанавливается и на тракторы российских и заграничных производителей. В этом году в системе пилотирования тракторов появятся дополнительные опции: разворот, к примеру, и спутниковая навигация. И некоторые другие.
Фото автора