В рамках XXVI Агропромышленного форума Юга России состоялся круглый стол, посвящённый вопросам производства органической продукции. Участники мероприятия сошлись во мнении, что развитие органического земледелия – это многолетний системный процесс, который на выходе даст сельскохозяйственную продукцию с улучшенными качественными показателями.
Мероприятие проходило под председательством Артура Громакова, доцента кафедры агрохимии и экологии им. проф. Е. В. Агафонова Донского государственного аграрного университета.
— Вопрос организации питания и защиты растений при производстве органической продукции является сегодня очень важным и поддерживается на самом высоком уровне. И хотя в этой области есть определенные проблемы, но уже имеются и их решения, – сказал эксперт.
Говоря о производстве органической продукции в нашей стране, спикер подчеркнул, что Россия обладает рядом преимуществ, одним из которых является значительное отставание от других стран мира по уровню применения минеральных удобрения и химических СЗР.
— До сих пор это отставание не ликвидировано, что является плюсом для становления и развития производства органической продукции, – пояснил Артур Громаков. – Внутри страны сложилась благоприятная рыночная конъюнктура. Если в странах Европы и США разница между рядовой (промышленной) и органической продукцией составляет максимум 50%, то у нас она достигает 400%, т. е. органическая продукция до 4 раз дороже обычной продукции сельского хозяйства. В настоящее время в стране объем производства и темп роста площадей под «органикой» увеличиваются в 2 раза быстрее, чем в Европе и мире.
Ученый отметил, что органическая продукция имеет очень большой потенциал для экспорта, т. к. на нее есть спрос у таких стран-импортеров, как Италия, Канада, Китай, Франция, Германия, США, далеко не самых бедных стран мира.
— Основные положения производства органической продукции таковы: полный отказ от применения минудобрений промышленного производства и химических СЗР, – продолжил Артур Громаков. – Но есть одно «но». Если мы возьмем и просто шаблонно откажемся от применения минеральных удобрений, это приведет к резкому падению урожайности сельхозкультур. Чтобы этого не произошло, нужно использовать какие‑то другие источники минеральных веществ: это и пожнивные остатки, и побочная продукция растениеводства, и отходы животноводства и птицеводства, можно привлечь биологический азот из воздуха, можно сеять сидеральные культуры и т. д.
По словам спикера, практически по всем названным направлениям у Донского ГАУ есть наработки, период их исследований и полевых экспериментов охватывает более 30 лет. В 2022 году полученные результаты ученые вуза аккумулировали и издали в виде методических рекомендаций в области биологизации питания полевых и овощных культур и в области отказа от химических СЗР.
Важный акцент Артур Александрович сделал на подготовку кадров для органического земледелия, отметив, что ДонГАУ разработал проект профессионального стандарта «Агроном. Органическое земледелие», который устанавливает требования к специалистам, соответствующим этой квалификации. До этого в стране не было подобных стандартов, и соответственно, не было сертифицированных специалистов.
Завершая свое выступление, ученый подчеркнул, что органическая продукция – это продукция не для всех и никогда не займет 100% площадей. И стремится к этому нельзя, т. к. опыт других стран доказал нецелесообразность такого перехода. Так, например, в Шри-Ланке 100%-й переход на «органику» привел к катастрофе: страна разорилась. Поэтому шаблонного внедрения органического земледелия быть не должно.
Одним из направлений развития органического земледелия является симбиотическая фиксация азота из почвенного воздуха. О том, как организовать подобную азотфиксацию при выращивании нута рассказал доктор с.-х. наук, профессор, заведующий кафедрой растениеводства и экологии ДонГАУ Константин Пимонов.
— Зерновые и зернобобовые культуры на территории РФ занимают порядка 56% площадей, из которых только 6% отведены на яровые бобовые. Это кричаще мало, – начал свое выступление ученый.
По его словам, в ЦФО лидирующее положение занимает горох, а в ЮФО и СКФО преобладают нут и горох. Мировая же площадь посевов под бобовыми составляет почти 12,5 млн га, при этом на первом месте находится соя, но ее урожайность очень незначительная – 8 ц/га, на втором – нут.
— В России нут занимает порядка 85 тыс. га, это незначительная площадь, в отличие от сои – 256 тыс. га. Урожайность культуры – 5-8 ц/га, из-за чего нут называется нишевой культурой, – продолжил спикер. – Все эти культуры объединяет одно: они могут жить в симбиозе с клубеньковыми бактериями. В этом случае мы получаем симбиотическую азотфиксацию, которая позволяет чуть ли не на 2/3 обеспечить урожай бобовых культур, да еще и в растительных остатках оставить азот для последующих культур.
Именно таким образом, по мнению Константина Игоревича, азот фиксируется из почвенного воздуха и, в отличие от минерального, его не нужно производить химическим способом и транспортировать, что значительно удешевляет продукцию растениеводства.
Спикер подробно остановился на выращивании нута, который, по его словам, является самой конкурентоспособной из нишевых культур и в то же время страховой в случае пересева.
— Первый вопрос, который встает перед выращиванием нута, – выбор предшественника. Поскольку на Юге преобладают зерновые колосовые, то и предшественником станут именно эти культуры. Как бобовая культура, нут не имеет общих болезней со злаковыми культурами, поэтому с экологической точки зрения меньше патогенов будет находится в почве, – продолжил Константин Пимонов.
Он подчеркнул, что нут не оставляет после уборки большого объема растительных остатков, а большое соотношение углерода к азоту в почве дает быстрое разложение органического вещества. Впоследствии органический азот легко минерализуется, и уже в первой части вегетации озимой пшеницы эта часть азота переходит в доступную для усвоения форму.
— Все эти факторы говорят о том, что мы можем при посеве культур после бобовых растений точно так же, как и по паровому полю, не вносить азотные удобрения, – заключил ученый.
Обработка пожнивных остатков – еще одно направление, позволяющее развивать производство органической продукции. На этом сделал акцент агроном-консультант компании «Биотехагро» Сергей Бабенко.
— Под обработкой пожнивных остатков понимают разложение растительной части, хотя первостепенная задача – это снизить численность микропатогенов в почве, вызывающих различные болезни, – сказал Сергей Борисович. – В результате нашей деятельности, в том числе применения химических препаратов, в почве нарушается баланс: полезных микроорганизмов или нет в почве, или они находятся в минимальном количестве. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и его занимает патогенная микрофлора, приводящая в итоге к различным болезням растений.
Восстановить баланс в почве в органическом земледелии помогают микроудобрения. Агроном компании отметил, что решить данную проблему за один прием нельзя, это должна быть системная многолетняя работа, которая приведет к постепенному увеличению гумуса.
— Почвы в результате нашей деятельности ухудшаются. Да, за счет минеральных удобрений мы получим урожай, но плодородие почвы при этом не поднимем, – пояснил он. – Перед использование микроудобрений сначала проводится микробиологический анализ почвы. Весной в ночное время необходимо проводить заделку микроудобрений в почву дискованием. Это обязательное условие. Такой прием естественным образом улучшает плодородие почвы, воздухопроницаемость и водопроницаемость увеличиваются.
Коммерческий директор ООО «Урожай ХХI век» Станислав Шустов и агроном-эксперт Павел Солосенков отметили, что производство «органики» в России требует системной работы: и особенных агроприемов, и определенных навыков работы с техническими орудиями с целью повышения урожайности и снижения пестицидов, и подготовки кадрового персонала, а также увеличенного в разы труда. Но на выходе получается продукция с улучшенными качественными показателями, а в этом и заключается главная цель органического земледелия.
Наталья ПИМЕНОВА