Реклама

Распространение высокопатогенного гриппа птиц (ВГП) в мире приобрело масштабы панзоотии. По информации Всемирной организации здравоохранения животных (ВОЗЖ), за 2022 год в мире из-за ВГП погибло и было уничтожено в результате массовой выбраковки более 200 млн птиц. ВГП все чаще стали выявлять у млекопитающих, и хуже всего, что этим вирусом заражаются люди. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) высказали опасения, что грипп птиц может стать причиной новой пандемии.

Реклама

 «В чем особенность текущей панзоотии? Велико число стран, вовлеченных в процесс, – практически весь мир, за исключением Австралии и Антар­ктиды. Наблюдается широкий спектр поражаемых видов птиц, не только домашних, но и диких. Регистрирует­ся огромное количество случаев об­наружения вируса и массовой гибели среди диких птиц. Такого количества случаев мы не видели никогда в исто­рии. В некоторых странах под угрозой находятся популяции краснокнижных птиц», – сообщил главный эксперт Фе­дерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россель­хознадзора) Виктор Ирза.

Ученый обратил внимание, что новые очаги появляются на террито­риях, где болезнь не регистрировали раньше совсем или не наблюдали дол­гое время.

Так, грипп птиц впервые выявили в Южной Америке. Турция в феврале этого года сообщила о вспышке после 7 лет благополучия. Продолжают выяв­лять новые очаги в Японии. За 2 пер­вых месяца текущего года в странах Евросоюза зафиксировали 180 вспы­шек среди домашнего поголовья и око­ло 1000 очагов в дикой природе. «Евро­па и Южная Америка остаются для нас такими точками, которые свидетель­ствуют о серьезности эпизоотической ситуации в мире и, соответственно, о реальности угрозы для Российской Федерации, особенно в преддверии весенней миграции диких птиц», – рассказал собеседник «Ветеринарии и жизни».

Заражаются млекопитающие

Кроме диких и сельскохозяйственных птиц к вирусу оказались восприим­чивы млекопитающие: барсуки, опос­сумы, медведи, норки, еноты, выдры, рыси, дельфины и тюлени. Случаи ин­фицирования фиксировались в стра­нах Европы и Северной Америки, сооб­щили в Россельхознадзоре. По мнению ученых, млекопитающие заражаются, поедая больную птицу.

Виктор Ирза отметил, что меж­ду млекопитающими распространения вируса не происходит. «Это тупиковые случаи, без дальнейшего распростра­нения среди млекопитающих», – под­черкнул он.

Однако многочисленные случаи заражения млекопитающих вызвали обеспокоенность экспертов ВОЗЖ. В организации считают, что заболева­ние гриппом птиц нетипичных хозяев несет угрозу возникновения новых штаммов, потенциально опасных для здоровья животных и людей.

В зоне риска – сельские жители

В феврале этого года в Камбодже со­общили о гибели 11-летней девочки от гриппа птиц. Это первый случай заражения человека в Юго-Восточной Азии с 2014 года. У ребенка наблюда­лась высокая температура, кашель, девочка скончалась. У нее, а также у ее отца диагностировали высокопатоген­ный грипп птиц (H5N1). Кроме того, положительные результаты на ВГП были получены еще у 12 человек.

После этого случая в Камбодже провели исследование, передается ли грипп птиц от человека человеку. Де­партамент по контролю за инфекци­онными заболеваниями Камбоджи за­явил, что девочка и ее отец заразились вирусом от птиц в деревне. Фактов, подтверждающих передачу инфекции между отцом и дочерью, обнаружено не было. Тем не менее эксперты ВОЗ высказали опасения о возможности возникновения пандемии, если вирус гриппа птиц обретет способность пе­редаваться от человека человеку. Такое мнение озвучил эпидемиолог регио­нального бюро Европы и Центральной Азии ВОЗ Ричард Пибоди в интер­вью газете El País, сообщало РБК.

Пандемический потенциал вируса ВГП отметил в интервью «ВиЖ» Михаил Волков, заведующий лабораторией эпизоотологии и мониторинга ФГБУ «ВНИИЗЖ». «Вирус может передаваться человеку, в мире известны случаи заражения людей от птиц, в частности, штаммами H5N1, H5N6, H7N9 и некоторыми другими. Поэтому медики считают, что наилучшим способом борьбы с инфекцией является полное уничтожение поголовья в очаге заболевания, чтобы не создавать рисков для здоровья человека», – пояснил эксперт.

Виктор Ирза не считает ситуацию столь критичной. «Как скоро может произойти преодоление межвидо­вого барьера, неизвестно. Ситуация некритична. Идет планомерное на­блюдение, исследование, анализ по­лученных данных. На сегодня такая вероятность (учащение случаев зара­жения людей гриппом птиц. – «ВиЖ») выглядит сомнительной. Но никто не исключает, что это может произой­ти в будущем», – поделился мнением ученый.

Эксперты ВОЗ рекомендуют не при­касаться к мертвым или больным животным и птицам. По их мнению, в зоне риска находятся жители сель­ских территорий, занимающиеся раз­ведением домашних птиц, а также ра­ботники птицеферм.

По информации ВОЗ, за последние 20 лет в мире было зарегистрировано почти 900 случаев заражения людей вирусом высокопатогенного гриппа птиц серотипа H5N1, из них 450 – с летальным исходом.

Причина в «зеленой повестке»?

Российские ученые считают, что так называемая зеленая повестка, то есть отказ от клеточного содержа­ния сельхозптиц, стала одной из при­чин масштабного распространения вируса. Так, в странах Европы, где рас­пространена такая форма содержания, в прошлом году погибло более 50 млн голов, что составляет четверть от об­щих потерь мирового птицеводства из-за гриппа птиц.

«Отказ от клеточного содержания птицы и переход предприятий к откры­тому типу содержания приводят прак­тически к свободному контакту с дикой птицей. По данным ВОЗЖ, около 80% вспышек гриппа птиц в 2022 году были вызваны контактами с дикими птица­ми», – пояснил советник руководителя Россельхознадзора Никита Лебедев.

С ним согласен заведующий лабора­торией эпизоотологии и мониторинга ФГБУ «ВНИИЗЖ» Михаил Волков. «Вы­гульное содержание как раз являет­ся основной причиной заноса вируса в стада промышленной птицы, потому что поголовье в данном случае не за­щищено. Основной резервуар инфек­ции в природе – это дикая водоплава­ ющая птица. Ей летать не запретишь, для нее нет преград, и от нее проис­ходит заражение через прямой или опосредованный контакт. Например, через синантропных птиц (живущих рядом с людьми. – «ВиЖ») или через грызунов», – рассказал ученый.

Грипп птиц в России

На фоне масштабного распростране­ния вируса в мире эпизоотическая ситуация в нашей стране выглядит спокойной. За 2022 год было зареги­стрировано 56 вспышек ВГП, потери птицеводства составили около мил­лиона голов. За 2 первых месяца те­кущего года было зарегистрировано 7 очагов.

Однако, по мнению Виктора Ирзы, в 2023 году эпизоотическая си­туация по гриппу птиц в России мо­жет обостриться. «Пути заноса вируса непредсказуемы. Занос может про­ изойти аэрогенно, также ключевую роль играет человеческий фактор», – пояснил собеседник «ВиЖ». Ученый подчеркнул, что эпизоотологический прогноз для российского птицеводства неблагоприятный, что связано в том числе с весенней миграцией диких птиц. Поэтому эксперты настаивают на строгом соблюдении правил биобезопасности.

Вакцинацию промышленного поголовья против гриппа птиц проводят более 30 стран

Более 30 стран запустили программы вак­цинации промышленного поголовья про­тив высокопатогенного гриппа птиц (ВГП) на фоне беспрецедентной по масштабам панзоотии этого заболевания. Об этом сооб­щило агентство Reuters со ссылкой на дан­ные Всемирной организации здравоохра­нения животных (ВОЗЖ).

Международные стандарты, разрабо­танные ВОЗЖ, допускают иммунизацию поголовья без торговых ограничений, если подтверждено отсутствие циркуляции вируса.

Так, в начале 2023 года власти Мексики разрешили вакцинацию поголовья против ВГП. К середине февраля в этой стране было использовано более 170 млн доз вакцины.

В странах Европейского союза с марта этого года вступили в силу новые стандар­ты по вакцинации. Уточняется, что Франция работает над вакциной для уток, Нидерлан­ды – для кур-несушек, Италия – для индеек, а Венгрия – для уток пекинской породы.

Кроме того, во Франции разрабатывают документ, где будет указано, какие виды птиц должны быть вакцинированы про­тив ВГП, какими вакцинами и за чей счет. Эта страна больше всех в ЕС пострадала от гриппа птиц. За 2022 год французское птицеводство потеряло более 18 млн голов птиц. Общие потери стран ЕС от гриппа птиц составили около 50 млн голов.

С 2004 года вакцинация против гриппа птиц проводится в Китае. Эта страна – круп­нейший в мире производитель яиц и вторая на мировом рынке по валовому производ­ ству мяса птицы. Сейчас в КНР наблюдаются только спорадические вспышки на неболь­ших фермах в районах, где птица не была иммунизирована.

С 2006 года птиц вакцинируют от ВГП в Египте.

Казахстан стал вакцинировать промыш­ленное поголовье в 2020 году. Вспышек в 2021 и 2022 годах в Казахстане не было, сообщил «ВиЖ» Виктор Ирза, главный экс­перт Федерального центра охраны здоро­вья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ»).

В США вакцинация промышленной птицы против ВГП запрещена. Однако в 2022 году американские птицеводы поте­ряли из-за этого заболевания около 58 млн голов. Власти страны сейчас рассматривают возможность провести массовую вакцина­цию против ВГП, чтобы остановить падеж кур и индеек, пишет газета The Hill.

В Великобритании иммунизацию по­головья считают неэффективной. В Бра­зилии эту процедуру не проводят. Пока в этой стране не было зарегистрировано ни одной вспышки гриппа птиц.

В России вакцинация промышленного поголовья против ВГП запрещена действу­ющими ветеринарными правилами. Однако из-за масштабного распространения вируса в мире российские птицеводы просят та­кую вакцинацию разрешить. Росптицесоюз разработал «Стратегию борьбы с высоко­патогенным гриппом птиц с проведением вакцинации промышленного поголовья». Документ обсуждается в Минсельхозе Рос­сии и ученым сообществом.

Станет ли вакцинация решением проблемы?

Ученые ФГБУ «ВНИИЗЖ» провели экспери­мент, чтобы выяснить эффективность вакци­нации птиц против ВГП. Во время исследова­ния установили, что вирус выделяется после иммунизации поголовья на протяжении 6–9 суток. «О чем это говорит? Да, вакци­нация защищает птицу от клинического за­болевания, но не защищает от циркуляции вируса в поголовье. С учетом того, что в про­мышленном птицеводстве мы не сможем создать 100%-й иммунитет в популяции, это означает, что вирус гриппа птиц может цир­кулировать в хозяйстве», – пояснила Наталья Мороз, заместитель директора по производ­ству ФГБУ «ВНИИЗЖ», заведующая лаборато­рией профилактики болезней птиц.

По ее словам, преимущество вакцинации в том, что она позволяет минимизировать эко­номический ущерб от гриппа птиц, в том чис­ле сохранить ценное племенное поголовье.

Среди недостатков ученые отмечают, что иммунизация лишь маскирует забо­ левание и может способствовать «тихому распространению вируса». Кроме того, вак­цинация поголовья требует обязательного четырехуровневого мониторинга иммуни­зированного стада, включающего клини­ческие, серологические, вирусологические и молекулярно-биологические исследова­ния. «Это означает, что каждый месяц в вак­цинированном стаде необходимо отбирать пробы для ПЦР-исследования, чтобы дока­зать, что вирус в нем не циркулирует», – по­яснила Наталья Мороз.

Среди других недостатков вакцинации ученые называют возможную мутацию вируса. Кроме того, в случае иммунизации промышленного поголовья могут возник­нуть проблемы с реализацией продук­ции птицеводства на экспорт. «Потому что страны-импортеры, бывает, неохотно покупают продукцию птицеводства в том случае, если страна-экспортер проводит вакцинацию», – пояснил Виктор Ирза.

Реклама
ИСТОЧНИКВИЖ
Предыдущая статьяТепло без стресса
Следующая статьяКабмин утвердил порядок представления документов для ввода ветпрепаратов в оборот