Последствия разрушения плотины Каховской ГЭС для сельского хозяйства близлежащих территорий пока оценить в полной мере не представляется возможным — на данный момент слишком много неясного. Пока можно лишь констатировать, что это все-таки проблема локального характера — пострадают местные фермеры, вклад агропродукции в мировое производство незначителен, считают эксперты.
Для урожая зерна на подтопленных территориях в этом году критических последствий пока не предвидится, считает генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. Во-первых, зона подтопления не такая уж большая с точки зрения зернового или масличного производства. Во-вторых, неизвестно, сколько на самом еле было посеяно на этих территориях. Но затопило земли населенных пунктов и вряд ли там много было посевов зерна, говорит Петриченко. Кроме того, зерновые и масличные не являются культурами, зависимыми от орошения. Поэтому возможный дефицит воды от прорыва плотины в местности, куда подавалась вода с ГЭС, и там не повлияет на урожай зерна. Но, если не удастся купировать последствия этого прорыва, в перспективе нескольких лет это может привести к развитию засушливых явлений (появление солончаков и т.д.) и тогда это действительно станет проблемой для значительной территории, считает эксперт.
Директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС Анатолий Тихонов отмечает, что глубину последствий в полной мере можно будет оценить спустя неделю-две. Но уже сейчас можно однозначно сказать, что на затопленных территориях уже точно не будет никакого урожая, и на 2-3 года об урожаях здесь можно забыть. Плюс к этому нарушится водоснабжение орошаемых территорий. Украинская сторона оценивала площадь, пострадавшую от подрыва дамбы, в 400 тыс. га. Но сколько там посевов на самом деле, непонятно.
Дальше уже ситуация будет зависеть, уйдет с этих подтопленных территорий вода или останется. А значит, окажется эта местность заболочена или нет. Но это пока тоже неизвестно — сейчас уровень воды и скорость течения в Днепре меняется. Многое зависит, останется ли плодородный слой или нет. Также непонятно, что несет с собой эта вода. Например, если в воде окажутся какие-то опасные химикаты с близлежащих производств, это сильно поменяет картину последствий. Но может нанести и «полезный» ил, который станет удобрением для почвы, говорит Тихонов. Но в любом случае для АПК катастрофическими последствия разрушения плотины не будут, считает эксперт. Ведь и до существования ГЭС здесь велись сельхозработы. Возможно, придется поменять севооборот на более устойчивые к засухе культуры. На ликвидацию последствий может потребоваться от двух до пяти лет, оценивает Тихонов.