В канун профессионального праздника – Дня ветеринарного работника – мы побывали у Сергея Бескровного – специалиста ООО «Агропредприятие Прасковейское» Будённовского муниципального округа. Сергей Анатольевич отметил в этом году юбилей – 55 лет, более 20 из которых проработал ветврачом. Несмотря на то, что сейчас профиль работы в животноводстве у него значительно расширился, именно профессия «ветеринар» стала определяющей и в его жизни, и в его работе.
В трудовом поиске
Сергей Бескровный вырос на востоке Ставрополья. Два года ему было, когда родители Анатолий Иванович и Людмила Васильевна переехали в буденновское село Прасковея. Отец работал механизатором, мама начинала швеей, но изучила бухгалтерское дело и прошла все ступеньки трудового пути до должности главного бухгалтера передвижной механизированной колонны – ПМК‑13.
Говорят, что ветеринар – это призвание. В большинстве случаев именно любовь к животным и желание им помочь являются основными стимулами при выборе этой профессии. Не стал исключением и Сергей Бескровный.
— Я с детства любил живность, – говорит Сергей Анатольевич. – Всегда у нас были на подворье и поросята, и овцы, и птица. Поэтому вопросом «Куда пойти учиться после школы?» я особенно не задавался. По направлению от хозяйства – совхоза «Россия», который успешно работал в те годы в Прасковее, поступил в Александровский сельскохозяйственный техникум.
В 1987 году по окончанию учебы Сергей Бескровный вернулся в совхоз. В то время в животноводческом хозяйстве на содержании было около двух тысяч голов овец и полтысячи дойного стада крупного рогатого скота. Именно КРС по большей части и оказался в ведении молодого специалиста. Он получил назначение на должность ветеринарного врача, помощь которому в работе оказывали фельдшер и санитар. Однако надолго в совхозе «Россия» Сергей Бескровный не остался – трудовой стаж на первом своем рабочем месте он получил небольшой, всего лишь один год.
— С коровами мне неинтересно было, – признается он и с долей присущего ему юмора добавляет: – Меня сильнее к хирургии тянуло, поэтому и перешел я на мясокомбинат.
Не зря говорят, что в каждой шутке кроется истина, а если быть точнее – реальное обоснование и объяснение. Для начинающего ветеринара работа на мощном мясоперерабатывающем производстве была, в первую очередь, огромным практическим опытом. А практика, как известно, бесценна.
Но… наступили разрушительные 90‑е, ознаменовавшиеся развалом многих производств, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Не выдержал «эпохи перемен» и мясокомбинат, где работал Сергей Бескровный.
— В 90‑е годы казалось, что стране вообще ничего не нужно, а животноводство – так и подавно, – вспоминает Сергей Анатольевич. – Раньше профессии ветеринарный врач и зоотехник считались очень уважаемыми. Но если работы по специальности нигде нет, а платят сущие копейки, то какое может быть уважение? Вот и мне пришлось сменить «профиль». Пошел в ДРСУ (дорожное ремонтно-строительное управление. – Прим. авт.), дороги ремонтировал, на стройке работал. Слава Богу, закончился тот период.
Признание заслуг
Дорожно-строительная «стезя» для Сергея Бескровного, что называется, канула в Лету, и с этого момента вся его трудовая жизнь оказалась связана исключительно с животноводством. С особой теплотой он вспоминает работу с зааненскими козами – племенных животных завезло крестьянское хозяйство Буденновского округа «Русь‑1», куда Сергея Анатольевича пригласили работать ветврачом.
— С козами очень нравилось работать, – объясняет он. – Это удивительные животные, от которых получаешь большой положительный эмоциональный заряд. Они умные очень – как собаки, все понимают.
Как специалисту широкого профиля, в полной мере Сергею Бескровному удалось раскрыться в ООО «Агропредприятие Прасковейское». С 2019 года хозяйство Буденновского округа занимается разведением достаточно редких для региона пород овец: катумская и дорпер. Первая – отечественная, вторая – южноафриканская.
Еще недавно дорперы в России считались экзотикой, а сегодня эта порода пользуется большой популярностью у фермеров.
— Когда дорперы только начали появляться в крае, стоили они очень дорого, – вспоминает Сергей Бескровный. – Они и сейчас обходятся недешево, но тогда вообще цены кусались.
Выбор породы был обусловлен ее высокой устойчивостью к климатическим условиям, способностью размножаться вне зависимости от сезонности, высокой конверсией при грамотно построенном откорме и великолепным качеством мяса. Кроме того, дорперы не требуют стрижки.
— Фермеры берут на улучшение баранов-дорперов, потому что первое полученное от скрещивания с другими породами поколение по показателям скороспелости даже превышает родоначальников, – объясняет специалист. – Желающие приобрести животных есть не только в нашем крае, но и далеко за его пределами, например в Казахстане.
В 2020 году «Прасковейское» завезло из Ленинградской области достижение отечественных селекционеров – племенное поголовье катумской породы овец, выведенной в СХП «Катумы» Всеволожского района. А уже в этом году животные, представленные буденновским агропредприятием, заняли первое место по породе на Российской выставке племенных овец и коз, проходившей в мае в Дагестане. То есть фактически ставропольское хозяйство «отодвинуло» на второй план оригинаторов породы.
Для Сергея Бескровного как человека, жизнь посвятившего сельскому хозяйству, выставка в Каспийске оказалась особо значимой. За многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса и большой вклад в развитие племенного овцеводства и козоводства ветеринарный врач ООО «Агропредприятие Прасковейское» был отмечен Благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Приказ о награждении подписал глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев.
На своём месте
«Душой болеет за работу, переживает, пропуская все через себя» – так отзываются о Сергее Бескровном коллеги. Сам он признается, что трудится с удовольствием и чувствует себя человеком на своем месте.
— У меня не бывает такого, чтобы я шёл на работу через силу, – говорит он. – Причина не только в том, что работа с животными – это мое призвание, но еще и в широком круге обязанностей. В «Прасковейском» я не только ветеринарный врач, но «по совместительству» и бригадир, и зоотехник. Составляю различные ведомости, слежу за рационом животных, веду селекционную работу и племенное дело.
Была у Сергея Анатольевича мысль – получить второе образование по специальности «Зоотехния». Но потом он решил, что поздновато – как никак, разменял шестой десяток.
Как человека неравнодушного, Сергея Бескровного крайне волнует будущее ветеринарии в сельском хозяйстве.
— С сельхозживотными работают в основном мой возраст и старше, – сетует специалист. – Если приходят на производство девчата, то на месяц-два, не больше, и только для того, чтобы написать за это время дипломную работу. Все нацелены на ветклиники, хотят лечить хомячков, кошечек и собачек. А в настоящей ветеринарии некому работать. Ставропольский вуз специалистов уже не выпускает, и страшно даже предположить, что будет через 10 лет.
К слову, относительно котов и собак Сергей Бескровный против ничего не имеет. У самого домашних питомцев предостаточно. Шутит, что не знает, откуда они появляются: сами приходят на крыльцо, а выгнать – «рука не поднимается». Благо супруга Анна Николаевна, с которой Сергей Анатольевич живет в браке больше 30 лет, как и он, с любовью относится к животным. Всю жизнь она проработала в банковской сфере, а выйдя на пенсию, помогает мужу.
— Раньше я не понимала, почему супруг, находясь на работе, зачастую останавливается и достаточно долго смотрит на животных, – рассказывает Анна Николаевна. – Прежде всегда торопила его, говорила, что мы спешим. А сейчас, поработав с ним бок о бок, я поняла, что им движет в эти моменты. Иногда для того чтобы заметить какую‑то проблему у животного, надо просто внимательно присмотреться к «подопечным» – и сразу видно, кто из них занемог или испытывает стресс.
Одним словом, ветеринария не терпит суеты. А еще – непрофессионализма и безответственного отношения. Впрочем, все перечисленное Сергею Бескровному несвойственно. Он нашел свое место в жизни, семье и профессии. Что может быть лучше?