Развитие рыбохозяйственного комплекса стало одной из центральных тем августовского совещания президента РФ Владимира Путина с правительством. По его итогам глава государства поручил Минсельхозу России разработать комплекс мер, направленных на увеличение внутреннего потребления рыбной продукции. От участников совещания сразу же поступили предложения ограничить закупку импортной рыбы в бюджетном секторе, стимулировать производство готовой продукции и социальную рекламу. Однако отрасли требуются и другие решения, в том числе направленные на развитие индустриальной аквакультуры.
Начиная с 2022 года российская аквакультура учится жить в новых реалиях. Существует ряд стресс-факторов, которые необходимо устранять собственными силами. Среди основных – высокая зависимость отрасли от иностранных кормов и посадочного материала. Эксперты «ВиЖ» рассказали о проектах, реализация которых может снизить зависимость отрасли от импорта, и мерах, которые нужно принять для устойчивого развития товарной аквакультуры в России.
Идем в рост
«Сегодня аквакультура – одна из точек роста глобального продовольственного сектора и драйвер развития рыбной отрасли. Последние 10 лет она устойчиво растет в России благодаря нормативному регулированию, ограничению импорта и внедрению новых технологий. За этот период объем производства аквакультуры в нашей стране увеличился более чем в 2 раза», – констатирует Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство).
Индустриальная аквакультура является передовой технологией развития рыбоводства и популяризации рыбной продукции в разных регионах страны, в том числе удаленных от промысловых вод. При этом лидирующие позиции в рейтинге объемов производства занимают Северо-Западный, Южный и Дальневосточный федеральные округа. Основные сегменты в структуре производства – лососевые, карповые, осетровые виды, а также ценные гидробионты – устрицы, мидии, гребешки, другие моллюски и иглокожие. Согласно данным Росрыболовства, общее производство продукции за последнее десятилетие увеличилось более чем в 2 раза – с 152,9 тыс. в 2011 году до 384 тыс. тонн в 2022-м. А за первое полугодие 2023-го объем производства товарной аквакультуры в России достиг отметки в 228 тыс. тонн. Между прочим, это на 5,8% выше аналогичного показателя прошлого года! «По итогам 2023 года ожидается рост производства товарной аквакультуры на 5%», – сообщает пресс-служба ведомства.
Сегодня в России наблюдается взрывной рост индустриального лососеводства. За 5 лет его объемы выросли почти в 3 раза, а доля в общем производстве перешагнула за 30%, что позволило заместить значительную часть импорта. Объем производства лососевых – преимущественно семги и форели – за истекший период этого года составил 95 тыс. тонн. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года результат улучшился на 19,5%, сообщает пресс-служба ведомства. «Наиболее высокими темпами товарное лососеводство развивается в Мурманской и Ленинградской областях, а также Республике Карелии, – уточняет председатель правления ГКО «Росрыбхоз» Василий Глущенко. – Быстрый рост связан с внедрением зарубежных технологий. Однако выращивание форели и атлантического лосося (семги) требует больших затрат на капитализацию производства и пополнение оборотных средств, направленных на закупку рыбопосадочного материала и кормов. Так что направлением занимаются преимущественно крупные компании, которые могут привлечь большие финансовые ресурсы».
Есть ли жизнь без импорта?
Как сообщает пресс-служба Росрыболовства, запрет на импорт рыбы и рыбной продукции из стран Евросоюза и Королевства Норвегия, введенный в 2014 году, способствовал росту рентабельности отечественного рыбоводства. Но никуда не делись стресс-факторы, связанные с зависимостью отечественных лососеводных предприятий от импорта посадочных материалов и кормов.
Важный аспект индустриальной аквакультуры – правильно подобранные корма, которые обеспечивают быстрый рост рыбы и защищают ее от болезней. Несмотря на высокую привлекательность российского рынка, ряд недружественных государств перестали поставлять свою продукцию в нашу страну. «Курс на развитие индустриального выращивания позволит увеличить производство товарной рыбы в различных климатических условиях вне сезонной зависимости, ускорит процесс импортозамещения и обеспечит потребности рынка», – говорит Илья Шестаков.
Тему продолжает Василий Глущенко. «Незаконные ограничения против Российской Федерации, введенные в 2022 году, привели к тому, что страны Европейского союза перестали поставлять российским предприятиям корма для рыб», – признает он. И рассматривает проблему через призму статистики: в прошлом году 90% рыбных высокоэнергетических кормов – 126 тыс. тонн – поступало из-за рубежа. Основными поставщиками импортных кормов в 2022 году были Норвегия (45,5%), Беларусь (16,2%), Франция (9,1%), Турция (7,7%), Германия (6,9%), Армения (6,1%).
«Главными компонентами в производстве рыбных высокоэнергетических комбикормов являются дефицитная рыбная мука и рыбий жир. В рецептуре их доля доходит до 40 и 20% соответственно. И российские компании производят не более 20 тыс. тонн высокоэнергетических рыбных кормов в год», – говорит эксперт. Для решения данной проблемы в 2023–2027 годах планируется реализация инвестиционных проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией действующих производств, а также строительство новых предприятий по производству высокоэнергетических кормов. География довольно широка: это Астраханская, Новгородская, Ленинградская области, республики Карелия и Северная Осетия – Алания. Общая мощность рассматриваемых проектов – 223,8 тыс. тонн. «Их реализация позволит полностью решить проблему обеспечения индустриального рыбоводства отечественными высокоэнергетическими кормами», – уверен Василий Глущенко.
А пока Минсельхоз России, Росрыболовство, а также отраслевые союзы работают над обеспечением поставок на российский рынок рыбных кормов из республик Иран, Беларусь, Турецкой и Китайской республик, а также Государства Израиль.
Следующая проблема, которую поднимает наш собеседник, заключается в том, что племенная база рыбоводства не в полной мере обеспечивает потенциал отрасли. Эксперт вновь обращается к цифрам: «При сегодняшних объемах производства лососевых видов рыб – 154 тыс. тонн – ежегодно завозится 80–90 млн штук импортной рыбоводной икры и молоди. Доля высокопродуктивных племенных карповых и растительноядных рыб в общем объеме производства товарной рыбы составляет 30%, форели – 10%. Посадочный материал – смолт – для выращивания атлантического лосося (семги) и морской форели в индустриальной марикультуре на 100% завозится из-за рубежа. Сложившаяся ситуация требует принятия мер по расширению и совершенствованию собственной племенной базы в статусе селекционно-генетических центров и увеличению количества племенных заводов и репродукторов. Внедрение в производство высокопродуктивных пород и видов рыб обеспечит значительный рост производства продукции товарного рыбоводства».
Точки роста
Дальнейшее развитие отрасли во многом зависит от притока частного капитала. Активный интерес вызывают проекты с использованием современных установок замкнутого водоснабжения – УЗВ-комплексов: это мировой тренд развития индустриальной аквакультуры. В перспективе их применение в нашей стране существенно повысит эффективность производства и качество продукции. Кроме того, инвесторов интересует марикультура на Дальнем Востоке и садковое выращивание рыбы. Безусловно, успех новых проектов зависит также и от профессиональных компетенций работников отрасли. Молодые и амбициозные специалисты должны привнести новаторские решения в развитие аквакультуры. «Инвестпривлекательность товарного рыбоводства с каждым годом становится все более очевидной. В ближайшей перспективе мы ожидаем технологический прорыв в развитии аквакультуры», – продолжает Илья Шестаков.
Одним из наиболее перспективных районов для товарного рыбоводства считается Дальневосточный регион. Активное развитие здесь получила индустриальная марикультура, то есть выращивание морских деликатесов: устриц, мидий, морского ежа и морской капусты.
Значительным потенциалом для развития рыбоводства обладает Мурманская область. На ее территории расположено более 18 тыс. рек и 110 тыс. озер и водохранилищ. Площадь губ и заливов Баренцева и Белого морей, пригодных под марихозяйства, превышает 7 тыс. гектаров. В этих местах наиболее перспективным объектом аквакультуры является форель.
Что касается юга России – Краснодарского края и Республики Крым – то, согласно данным Росрыболовства, здесь активно увеличивается производство устриц и мидий.
Таким образом, аквакультура – это стабильно растущий бизнес, привлекательный как для мелких и средних производителей, так и для крупных игроков. Крупные предприятия, нацеленные на большие объемы производства, без сомнения, могут заполнить прилавки. Но только малые хозяйства способны подстраиваться под предпочтения потребителей на местах, включая вкусовые, поясняют в пресс-службе Росрыболовства.
В свою очередь, Василий Глущенко видит перспективы в секторе растительноядных рыб, куда входят амур белый и разные виды толстолобика – белый, пестрый и гибридный. В период с 2020 по 2022 год производство растительноядных рыб в России колеблется в пределах 54,8–57,9 тыс. тонн. Это составляет 14,3–17,3% от общего объема производства товарной аквакультуры.
«Биологические особенности растительноядных видов рыб, пищевая ценность и низкая цена реализации делает их привлекательными для населения со средним и низким уровнем дохода. Технология выращивания карпа в поликультуре с растительноядными видами рыб – важнейший инструмент, который позволит увеличить производство товарной аквакультуры в России. Эту работу необходимо расширять в хозяйствах первой и второй зон рыбоводства, в том числе находящихся в Удмуртской и Чувашской республиках, Московской и Тверской областях», – считает эксперт. А еще, напоминает он, в 2021 году в перечень мероприятий по мелиорации официально добавили выпуск растительноядных рыб в рыбохозяйственные водные объекты. Это решение требует увеличения объемов производства посадочного материала. «Таким образом, отрасли необходим специализированный селекционно-племенной центр по работе с растительноядными рыбами и научное сопровождение этой работы», – резюмирует Василий Глущенко.
МНЕНИЕ
Председатель правления ГКО «Росрыбхоз» Василий Глущенко
На заседании совета ГКО «Росрыбхоз», которое состоялось 6 апреля 2023 года, были приняты целевые индикаторы товарной аквакультуры (рыбоводства) на период 2023–2027 годов**. Но для того чтобы их достичь, необходимо решить целый перечень задач. Среди них:
- увеличение объемов производства растительноядных видов рыб в прудовой и пастбищной аквакультуре;
- разведение и выращивание в промышленных масштабах веслоноса и других новых перспективных объектов товарной аквакультуры;
- активное внедрение рыбосевооборота в практику прудового рыбоводства;
- расширение объемов производства отечественных высокоэнергетических рыбных кормов для лососевых рыб;
- увеличение объемов производства рыбопосадочного материала;
- создание благоприятной эпизоотической обстановки при выращивании объектов аквакультуры;
- ускоренная разработка и внедрение в рыбоводную практику современных лекарственных препаратов и вакцин.
В соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ* объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая рыбопосадочный материал, в 2023 году должен составить 383 тыс. тонн. Но этого показателя удалось достичь уже по итогам 2022 года. Всего в 2022 году производство товарной аквакультуры составило 383,5 тыс. тонн: товарной рыбы и других гидробионтов произведено 348,2 тыс. тонн, рыбопосадочного материала – 35,3 тыс. тонн. Таким образом, рост к уровню 2021 года составил 7,5%.
* Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года № 2567-р.