Министерство обороны вновь запретило российским авиаторам использовать агродроны в этом году в зоне установленного временного режима закрытия неба на юге и в центральной части России. Об этом РБК рассказали два источника, участвовавшие в совещании в Минсельхозе в начале февраля, на котором обсуждались вопросы выполнения авиационно-химических работ (АХР) в агросезон 2024 года. На совещании присутствовали представители Минобороны, Росавиации, руководители управления АПК российских регионов и эксплуатанты авиационной техники, следует из протокола.
В зону закрытого неба в интересах Минобороны попадают, например, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская области, следует из данных сервиса Росавиации СППИ (Система предоставления планов полетов по сети интернет). Эти регионы (кроме Краснодарского края) также являются участниками утвержденного правительством в сентябре 2023 года нового экспериментально-правового режима, созданного для тестирования агродронов в полях. Участники эксперимента, где небо не закрыто, — Татарстан, Алтайский край, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская и Ульяновская области.
В пресс-службе Минсельхоза подтвердили проведение совещания: «Представители Минобороны и Росавиации там озвучили действующие правила выдачи разрешений на выполнение АХР».
Сложности с обработкой полей на юге из-за закрытого неба и спецоперации на Украине начались с 2022 года. Сначала Генштаб ограничил количество воздушных судов, которые могут участвовать в химической обработке полей, допустив к полетам только некоторые самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2. При этом большая часть авиахимработ выполнялась на других — сверхлегких — судах.
Затем Минобороны потребовало обязательной установки на самолеты авиационного трекера, совместимого с ЭРА-ГЛОНАСС. Требование было выдвинуто из соображений безопасности, говорил тогда глава альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин и объяснял это тем, что «на радаре ПВО сверхлегкое судно может дать такой же засвет, как и вражеский беспилотник», поэтому летать без опознавания не получится.
В результате в 2022 году рынок авиахимических работ впервые сократился на 2%, до 8,5 млрд руб. (до этого ежегодный прирост в течение длительного времени составлял в среднем 12%), говорится в отчете Ассоциации авиаработ, с которым ознакомился РБК. В 2023 году сроки согласований начала полетов авиаторов со всеми участвующими в процессе органами власти составили более двух месяцев против трех недель в 2022-м, сообщал ранее глава этой ассоциации Вадим Цыганаш. Из-за этого был пропущен период орошения зерна гербицидами. Подтвержденный объем невыполненных работ составил 0,3 млн га, также говорится в отчете ассоциации.