Компания Eatable Adventures, бизнес-акселератор в сфере пищевых технологий, представила свой последний отчет под названием «Будущее молочной промышленности». Основное внимание в документе уделено тому, как под влиянием технологических инноваций и принципов открытого сотрудничества меняется молочная индустрия во всем мире.
В этом комплексном исследовании освещается переход отрасли к устойчивому развитию, гибридным продуктам, в составе которых сочетаются молочные и немолочные компоненты, и стратегическим партнерствам, что подтверждается на примере целого ряда средних и крупных компаний из Европы, Латинской Америки и Азии.
По данным исследовательской компании IMARC Group, в 2023 году объем рынка молочной продукции составил $944 млрд, а к 2030 году эксперты прогнозируют рост этой цифры до отметки $1,3 трлн. Свыше 80% населения мира потребляют молочные продукты, поэтому отрасль неизбежно сталкивается со все более серьезными вызовами, такими как изменение климата, дефицит рабочей силы, волатильность цен.
В отчете Eatable Adventures подчеркивается необходимость внедрения производителями молочной продукции инновационных стратегий для сохранения конкурентоспособности и поддержания устойчивости в условиях изменяющихся запросов потребителей.
Будущее за растительными напитками
Особое внимание в отчете Eatable Adventures уделено росту сегмента напитков на растительной основе, которые завоевали признание потребителей во всем мире.
Эксперты считают, что мировой рынок таких продуктов, объем которого в 2023 году составил $12,6 млрд, к 2030 году вырастет вдвое, ежегодно прирастая в среднем на 11%. Несмотря на столь оптимистичные прогнозы, на рынке по-прежнему доминируют традиционные молочные продукты, хотя с 2020 года отчетливо заметен тренд на увеличение потребления растительных напитков. Иными словами, потребители все чаще экспериментируют с растительными вариантами.
Инвестиции в производство растительных напитков достигли максимума в 2021 году, однако в последующие годы наблюдалось резкое снижение объемов инвестиционных вложений в это направление — более чем на 90%. Тем не менее, категория развивается, демонстрируя переход к инвестициям, осуществляемым на более поздних стадиях и направленным на масштабирование технологий и повышение качества продукции.
Более широко начинают внедряться такие инновации, как прецизионная ферментация и методы клеточной инженерии, которые имеют все шансы произвести настоящую революцию в отрасли.
Открытые инновации: совместный подход
Согласно представленному отчету, ключевую роль в решении проблем молочной отрасли играют открытые инновации. Лидеры отрасли отмечают, что сотрудничество между корпорациями, стартапами и исследовательскими институтами имеет важное значение для стимулирования технологических достижений и повышения эффективности применения стратегии устойчивого развития.
«Подобного рода партнерства позволяют стартапам быстрее масштабировать свой бизнес и одновременно обеспечивают корпорациям доступ к новым технологиям. Успех в этом секторе зависит от способности масштабировать новые технологии, достигать ценового паритета и удовлетворять меняющиеся потребности рынка», — подчеркнул основатель и CEO Eatable Adventures Хосе Луис Кабаньеро.
«В этом отчете изложено наше видение будущего продовольственного сектора, будущего, основанного на применении технологий, где внедряемые инновации не только положительно влияют на нашу планету, но также способствуют распространению передовых отраслевых практик и приносят пользу потребителям. Лидеры отрасли должны активно формировать будущее, а не просто наблюдать за ним. <…> Мы призываем все заинтересованные стороны, участвующие в этой трансформации, принять на вооружение передовые практические методики и использовать самые прогрессивные технологии, которые повышают устойчивость и эффективность», — заявил господин Кабаньеро.
Как бы то ни было, согласование интересов различных стейкхолдеров остается весьма сложной задачей. Различия в организационной культуре, масштабе деятельности и стратегических приоритетах нередко препятствуют сотрудничеству. В отчете предлагается проактивный подход к развитию партнерских отношений, результатом использования которого может стать более широкое внедрение инновационных решений, что в свою очередь повысит устойчивость компаний.
Потребительские предпочтения и динамика рынка
Основной проблемой молочной отрасли считается потребительское поведение, прежде всего это касается молодого поколения потребителей, которые ставят во главу угла экологическую и социальную устойчивость и здоровье. Ввиду роста производственных затрат многие потребители вынуждены были перейти на потребление более доступных по цене продуктов, которые производятся под собственными торговыми марками крупных ритейлеров.
В этой связи производителям молочной продукции приходится адаптировать свои предложения с учетом меняющихся предпочтений потребителей и рынка в целом.
В отчете также подчеркивается важность заботы об окружающей среде, поскольку многие компании стремятся прежде всего сократить выбросы парниковых газов и развивать практики, повышающие устойчивость окружающей среды. Приверженность молочного сектора этим целям имеет важнейшее значение для поддержания доверия со стороны потребителей и обеспечения жизнеспособности компаний в долгосрочной перспективе.
Будущее, основанное на внедрении технологических инноваций
В отчете «Будущее молочной промышленности» изложено видение будущего молочной отрасли, основанного на внедрении технологических инноваций, которые не только повышают устойчивость, но также способствуют распространению передовых отраслевых практик.
Авторы отчета призывают все заинтересованные стороны активно формировать будущее молочной отрасли путем использования прогрессивных методик и внедрения передовых технологий.