Еще в январе глава аграрного ведомства России Николай Федоров подписал распоряжение об утверждении комплекса мер по реализации Стратегии развития пищевой перерабатывающей промышленности РФ.
Оно предусматривает в 2013 году и в последующие годы реализацию целого комплекса мер. Таких, как формирование условий и стимулов для развития инфраструктуры, модернизации производства и наращивания мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации; финансовую поддержку развития и модернизации инфраструктуры пищевой и перерабатывающей промышленности; региональное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности; прогнозирование состояния пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации.
В условиях присоединения Российской Федерации к ВТО развитие пищевой и перерабатывающей промышленности играет важнейшую роль в адаптации экономики в новых условиях. Органам исполнительной власти и органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации при осуществлении государственной политики в сфере сельского хозяйства рекомендовано учитывать и реализовывать обозначенные меры в повседневной работе.
Следует отметить, что также впервые принято решение об оказании государственной поддержки предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности и соответствующие финансовые ресурсы предусмотрены в Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы.
Такая вот замечательная официальная информация. Тем не менее развитие перерабатывающей промышленности в нашей стране не то чтобы вообще не происходит, но идет как-то уж слишком слабо и незаметно. Однако есть предприятия, которые не только успешно работают на рынке, но и готовы взяться за осуществление грандиозных проектов. Об этом наш разговор с руководстом компании ООО «Кубанская долина».
[blockquote cite=»Илья Савченко, исполнительный директор компании ООО «Кубанская долина»:» type=»left, center, right»]– У нас две торговые марки соков и нектаров «ЮЖНЫЙ» и «Я КУБАНСКИЙ». Мы недавно запустили новую марку «Я КУБАНСКИЙ» — это более экономичный наш продукт, а «ЮЖНЫЙ» – это 100 % премиум. Наши соки и нектары не самые дорогие, но по качеству – это одни из лучших продуктов этого сегмента в России. Наш офис находится в Ставрополь, действующее производство – перерабатывающий завод в городе Новоалександровске и строящийся крупный перерабатывающий комплекс в селе Степном Ставропольского края.[/blockquote]
Три задачи
Сегодня перед нами стоят три задачи. Первая – это, безусловно, поиск инвесторов, потому что проект более чем интересный и экономически, и политически, и социально. Конечно, он в какой-то момент вырос. Сначала мы хотели поставить просто перерабатывающий завод, сейчас речь уже идет о крупном перерабатывающем комплексе, в который включено собственное сельхозпроизводство, тепличное хозяйство, овощехранилище и как сердцевина всего этого – перерабатывающий завод. К этому добавилось направление элитного семеноводства.
Вторая задача – этот проект и технологии, которые лежат в его основе, – уникальны. И не только для России, но и для всего мира. Мы создали технологию, при которой режим стерилизации продукта, а это главный процесс в приготовлении соков, от которого зависят вкусовые качества, содержание полезных веществ, необходимость добавления каких-либо дополнительных ингредиентов, удалось сделать наиболее оптимальным. Наверное, когда-то в будущем, лет через 50, этот процесс сделают еще лучше, но на настоящий момент наша технология является оптимальной в этом смысле. Советские соки были вкусные? Полезные? Но, чтобы их произвести, нужно было 40 минут выдерживать в автоклаве для стерилизации. А наша технология – это 3 минуты. Поэтому сохраняется больше полезных веществ, больше витаминов и нет необходимости добавлять какие-то дополнительные вещества, которые восстанавливают вкус соков. У нас нагрев происходит без контакта со стенкой нагревающего прибора. Это разработки для атомных подлодок, которые мы умело адаптировали для пищевой промышленности. Можно смело сказать, что это и новые физические принципы. У нас есть уникальная технология мойки плодов. И по Закону об инновациях сам наш способ производства является инновационным, передовым. Эти уникальные технологии мы хотели бы тиражировать. И, если найдутся партеры, которые были бы заинтересованы поставить завод с этими технологиями или их элементами у себя, мы с удовольствием это сделаем.
Третья задача – мы заинтересованы в подборе дистрибьюторов. Причем это будет дистрибуция суперкачественной продукции. Наверное, каждый производитель так говорит, но мы знаем, что наши соки одни из самых лучших в стране, мы не лукавим – мы знаем. Мы много соков поставляем в столовые крупных промышленных производств, где руководство заинтересовано в качественном питании персонала.
Василий Савченко, директор компании ООО «Кубанская долина»
Сырье
Самая большая проблема для переработчиков – сырье. Его мы выращиваем сами или оно производится под нашим контролем. Ситуация сложилась так, что у нас произошло разделение – переработчик оказался сам по себе, а сельхозтоваропроизводитель – сам по себе. А внешние условия, которые созданы для этих двух естественных союзников, привели к тому, что сырья для переработки недостаточно. Сельхозтоваропроизводитель старается посадить как можно меньше, а продать как можно дороже. Это совершенно не подходит нам, переработчикам. Кроме того, считается, что в переработку можно отдать гнилье, некондицию, а на самом деле нам нужна высококачественная сельхозпродукция, по качеству значительно превосходящая даже то, что сегодня представлено на рынке. И не по внешнему виду, а по внутреннему содержанию. То есть нужно подвести ее к лучшим кондициям, представить в наилучшем виде в больших количествах и дешево. Тогда мы будем со своей продукцией конкурентоспособны. Именно поэтому мы и пришли к полному циклу производства от выращивания сырья до выработки готовой продукции.
Мировой рынок
Нам предложили землю, мы пришли в Степновский район Ставропольского края. Работа на земле потребовало от нас освоения самых передовых технологий. И мы их освоили. С окончанием строительства завода, когда мы получим сертификаты «Эко» и «Био», планируем выйти на мировой рынок. Уже сейчас с нами ведут переговоры компании из США. Американцы хотели представить наши соки как этнический продукт, а теперь уже представляют его как национальный. Мы постоянные участники всех крупных выставок, имеем множество наград. Наши соки известны. То есть сейчас вопрос стоит только о завершении строительства завода, и о том, чтобы он отвечал всем требованиям и европейским, и мировым.
Качество
К сожалению, те требования к качеству продукции, которые сейчас в нашей стране существуют, не всегда соответствуют мировым требованиям. Где-то они завышены, а где-то занижены. Сейчас много споров, касающихся таких понятий, как ТУ и ГОСТ. Что касается ТУ, то это не всегда плохо. Например, сок «Я КУБАНСКИЙ» мы производим строго по ГОСТу, а «ЮЖНЫЙ» по ТУ, которые в три раза лучше, чем ГОСТ. Но так происходит не всегда и не везде. Вся надежда, что ВТО с высокими требованиями выдавит с рынка низкокачественный, низкосортный и опасный продукт. Не секрет, что большая часть соков, представленных на наших прилавках, низкокачественный суррогат. Сырье производится за границей, концентраты поставляются в Россию, и здесь разливаются водой. Эту практику нужно запретить, положить ей конец. Но это на совести высоких инстанций, а вот качество – на совести производителя. Мы поставили себе задачу производить качественную продукцию, и сделали все возможное для ее производства. Придумали технологию, идем на большие риски и затраты, в связи с выращиванием сырья. Мы производим соки не из концентратов, а из своих овощей и фруктов. А это значительно труднее, чем привезти и разбавить сублимат. Но будущее за этим. И в ближайшее время ВТО потребует повышения наших стандартов, и, следовательно, многие марки соков будут вынуждены покинуть рынок, а мы останемся.
Земля
Наша земля расположена в экологически чистом Степновском районе Ставропольского края. Дожди там большая редкость, химия с неба не падает. Роза ветров не позволяет заносить вредителей и болезни. Мы даже можем перевести севооборот с четырехпольного на трехпольный, но придерживаемся все-таки четырехпольного. СЗР мы применяем, но в уменьшенных количествах и очень аккуратно, обязательно используем биометод. Мы не просто взяли землю, а специально выбрали место для того, чтобы могли отвечать за экологическую чистоту своей продукции.
Фермеры
Мы не только сами выращиваем овощи, у нас есть фермеры, которые работают под нашим контролем. Почему под контролем? Потому что к фермерам у нас отношение двоякое. Были случаи, когда приезжали за продукцией, и фермер уверял, что удобрения не использовал, и химикаты не использовал, и денег у него на эти излишества нет. Проверяем нитратомером – 4 нормы. Разворачиваемся и уезжаем. Сегодня приемка сырья происходит на заводе, если нормы превышены, сырье не принимаем и, соответственно, не оплачиваем. А с теми фермерами, кто работает с нами, у нас хорошие партнерские отношения. Мы сами выбираем и предоставляем им семена, удобрения и средства защиты растений.
Власть и экономика
Нас поддерживают краевые власти, и только благодаря этому мы продвигаемся вперед. Потому что экономическая ситуация в нашей стране не такая уж блестящая и для инвестиционного климата, и для осуществления производственной деятельности. Я всегда привожу простой пример. Возьмите птицефабрику – там может быть великолепный директор, бухгалтер, технические службы, но если вы не создадите комфортные условия для курицы, она не снесет вам не только золотого яичка, но и простого вы не получите. Так что все эти грандиозные планы нашего правительства могут рухнуть, потому что нет комплексного подхода к производственным предприятиям. Почему у нас все дороже? Почему у нас высокие издержки? Потому что предприятие существует в определенной экономической среде. Есть внутренние и внешние условия. Внутренние – это технологии, специалисты, управление, коллектив и так далее. Эти факторы зависят от самого предприятия. А внешние условия оно себе создать не может. Это налоговое, банковское, правовое, энергетическое окружение. И таких условий, по мнению западных экономистов, 22. И там считают, что если хотя бы одно из этих условий носит отрицательный характер, предприятию работает тяжело, а если два – это уже невыносимые условия и банкротство. У нас же внешняя среда создана по принципу – как хотите, так и выживайте. Поэтому нет развития, и в этом вся проблема. Другая проблема – неравенство предприятий и банков. Приоритет банка выше, чем приоритет предприятия. Их надо уравнять, ибо прибавочная стоимость появляется на производстве, а не в результате финансовых операций. Поэтому необходимо это осознать и создать благоприятные условия для финансирования и работы производственных предприятий.
Торговля
До тех пор, пока будет монополизм и протекционизм для иностранной продукции, если не будет каких-то преференций для собственных товаропроизводителей, не будет и развития. За это дело надо браться незамедлительно. Причем навести порядок можно и без экономических затрат. Потребовать, чтобы каждый супермаркет имел определенное количество российской продукции.
Социальная политика
На первом этапе мы даем 100 рабочих мест. После реализации проекта можно говорить о 600 и более рабочих мест. Наш проект – единственная точка роста не только в одном конкретном районе Ставропольского края, но и во всем регионе. Проект выполнен методом открытой архитектуры, можно добавлять какие-то сегменты и развиваться дальше. Например, страна съедает более 200 тысяч тонн томатной пасты, не производя или производя ее минимальное количество, продукция завозится из Китая, Турции. Причем качество ее очень низкое. Мы сейчас осваиваем технологию, которая даст нам возможность производить качественную томатную пасту. Мы можем наращивать производство этого продукта, занимая до 20 % рынка, при этом включая в этот процесс соседние регионы и территории, где могут выращиваться томаты по той технологии, которую мы освоили, которую мы знаем. Овощеводство – особенно рискованная отрасль. Мы можем нивелировать риски, предоставив реализацию. Таким образом, можно занять 4 – 5 тысяч человек. Мы можем перерабатывать яблоки из Кабардино-Балкарии, абрикосы из Дагестана. И почему редко кто вспоминает, что одно рабочее место в перерабатывающей промышленности дает минимум пять рабочих мест в сельском хозяйстве?