Три основных сельхозкультуры : кукуруза, соя и пшеница составляют подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции растениеводства, производимой в Соединенных Штатах Америки. Но пшеница в этом ряду стоит особняком и отличается одним важным аспектом. В то время, как более 90 процентов кукурузы и сои производства США в настоящее время являются ГМО, устойчивыми к насекомым и гербицидам, то ни один акр генномодифицированной пшеницы не выращивается в Соединенных Штатах в коммерческих целях.
Фермеры, производящие пшеницу, терпят убытки, так как потребители хлеба и макаронных изделий уже не в состоянии платить все более высокие цены за продукцию. Таким образом, все меньше и меньше сельхозплощадей отводится под выращивание этой культуры. Без преимуществ новых молекулярных методов генной инженерии производство пшеницы в стране будет продолжать сокращаться, не выдерживая конкуренции с другими производствами, которые широко используют биотехнологию и успешно противостоят засухам и другим неблагоприятным факторам. Все это происходит на фоне роста численности населения планеты и мирового спроса на пшеницу.
Почему в производстве пшеницы до сих пор не используются методы генной инженерии?
Одной из причин является то, что, еще в середине 1990-х годов фермеры, выращивающие кукурузу и сою, положительно восприняли начинающуюся биотехнологическую революцию, подхватив новые, генетически модифицированные сорта семян. А производители пшеницы тогда отказались от этих новых семян из-за потенциально высоких цен, а также по причине того, что многие партнеры по экспорту были настроены решительно против ГМО.
Сегодня легко понять, почему производители кукурузы и сои перешли на выращивание ГМО: увеличилась урожайность культур, фермеры смогли уменьшить использование химических инсектицидов и перейти на менее токсичные гербициды для борьбы с сорняками, из-за чего рентабельность производства выросла. Однако, в тот же период количество земли, засаженной пшеницей, снизилось примерно на 20 процентов, и хотя ее урожайность увеличилась, рост производительности труда был ниже, чем в производстве ГМ сои и кукурузы.
Корпорация Монсанто недавно заявила, что они добились значительного прогресса в создании ГМ пшеницы, устойчивой к гербицидам, что позволит производителям этой культуры использовать более экологически безопасные гербициды. Эти сорта пшеницы, по уверениям представителей Монсанто, могут быть готовы для коммерческого использования в течение ближайших нескольких лет. Но Федеральное Правительство США должно сначала их одобрить, а это чрезвычайно сложный процесс, который погряз в чрезмерно дорогом и ненаучном регулировании, дискриминационном по отношению к такого рода продуктам генной инженерии.
Однако научный консенсус состоит в том, что существующие генетически модифицированные культуры являются столь же безопасными, как и обычные гибридные растения, которые являются основой нашего рациона. Таким образом, Правительство должно поощрять развитие этих технологий, а не бороться с ними.
Как пшеница отличается от других товарных культури почему это имеет такое значение?
Большая часть производства кукурузы и сои в США – это кормовые культуры или культуры, которые используются для выработки этанола, в то время, как большая часть пшеницы потребляется людьми в виде хлеба или хлебопродуктов. Именно поэтому были опасения, что генетически модифицированная пшеница не будет востребована как экспортный товар. Европейские страны и Япония, которые традиционно импортируют около 15 процентов пшеницы США, антагонистичны по отношению к ГМО и продуктам питания, полученным из них.
В результате производители пшеницы упустили, пожалуй, наиболее важное преимущество генной инженерии: развитие культур, которые могут выжить в условиях засухи или расти в более неблагоприятных условиях. Сегодня необходимо время, чтобы преодолеть это отставание.
Большая часть американской пшеницы производится в районе Центральных равнин, расположенных в пределах водоносного горизонта Огаллала, который быстро истощается. Самые неблагоприятные прогнозы показывают, что при нынешних темпах использования через 50 лет здесь останется только 30 процентов воды. И фермеры, которые полагаются на этот водоносный горизонт, могут столкнуться с жесткими ограничениями на использование водных ресурсов или будут вынуждены изменить свои методы ведения сельского хозяйства.
Сильная засуха, которая иссушает регион на протяжении последних нескольких лет, ускорила истощение водоносного горизонта. И хотя условия в последнее время несколько улучшились, в течение последнего периода вегетации озимой пшеницы большая часть региона все еще находилась в условиях сильной засухи.
Новые сорта сельскохозяйственных культур, которые могут произрастать в условиях низкой влажности или временных засух, могут повысить урожайность и удлинить время продуктивного использования сельхозугодий.
В Египте, например, проведенные еще 10 лет назад исследования показали, что внедрив в пшеницу один ген ячменя, можно сделать ее более засухоустойчивой. Такие сорта требуют только одну восьмую часть влаги, которая необходима для обычной пшеницы, и могут культивироваться в регионах с низким уровнем осадков. Сегодня это именно то, в чем больше всего нуждаются производители пшеницы.
Монсанто, мировой лидер в области сельскохозяйственной генной инженерии, приостановил исследования ГМ пшеницы в 2004 году частично из-за оппозиции со стороны североамериканских покупателей зерна и самих производителей, обеспокоенных тем, что некоторые крупные зарубежные страны откажутся от импорта американской пшеницы. Однако с тех пор многие производители и переработчики пшеницы пересмотрели свои взгляды и теперь хотят получить доступ к генно-инженерным сортам, устойчивым к вредителям, болезням и неблагоприятным факторам окружающей среды.
В то время, как некоторые страны-импортеры продолжают быть скептически настроенными или враждебными к ГМО, другие государства, такие как Китай, Бразилия, Индонезия, некоторые страны Африки к югу от Сахары, глубоко обеспокоенные собственной продовольственной безопасностью и имеющие лишь ограниченные возможности для роста внутреннего производства пшеницы, готовы к принятию ГМ пшеницы.
А учитывая важность этой культуры, усиление негативных климатических факторов, рост мирового населения и конкуренцию со стороны других культур, производителям пшеницы необходимо вернуть утраченные позиции. А чтобы сделать это, нужно проявить большую технологическую гибкость и положить конец ненаучному, чрезмерному и дискриминационному государственному регулированию.
Джейсон Ласка,
профессор экономики сельского хозяйства Университета Оклахомы и Генрих И. МИЛЛЕР, врач и научный сотрудник Гуверовского Института, автор книги «Миф о пище Франкенштейна: Как протесты и политика угрожают биотехнологической революции» (перевод Галины Шишкиной)