На поле игры в «за» и «против» ГМО сторонники генно-модифицированных продуктов празднуют очередную победу. С июля этого года в России разрешили не только продавать генно-модифицированные продукты, но и выращивать их на нашей земле. Оставим сбор доказательств того, опасны или безопасны ГМО для человека, ученым. Поскольку газета наша аграрная, попытаемся оценить, помогут ли трансгенные растения сделать нашим сельхозпроизводителям прорыв в агробизнесе. Попытаемся сыграть вместе с читателями в Агро-футбол, где каждый аргумент противников и сторонников нового тренда будет приравнен к голу.
Первый тайм: На обочине прогресса
В США, Бразилии и Аргентине, где давно используется ГМО, считают это безопасным. Генные технологии должны помочь проблемному сельскому хозяйству. Закредитованность в сельском хозяйстве зашкаливает все разумные пределы. Именно на аграриев приходится большинство просроченных кредитов. Долг составляет порядка 150 миллиардов рублей. Устойчивость к вредителям, болезням растений и неблагоприятным погодным условиям позволят сэкономить и получать стабильные урожаи.
1:0. Ведут сторонники
Так называемые косвенные убытки от ГМО — это нарушение экологии, баланса эко-системы. Об этом не принято говорить, но технологии возделывания трансгенных растений подразумевают и высевание в непосредственной близости традиционных культур. В противном случае эффективность генно-модифицированных семян в последующие годы будет сведена к нулю.
1:1. Противники сравнивают счет
Мы не можем игнорировать новый тренд, поскольку в противном случае рискуем очутиться на обочине научно-технического прогресса и не успеть заскочить в поезд, который может без нас уехать далеко вперед.
Аргумент сомнителен, гол не засчитан. 1:1
Прежде, чем кидаться в поезд, нужно проверить, не забыли ли вы багаж. Россия не готова к производству и выращиванию генно-модифицированных культур. Отечественные ученые работают над созданием адаптированной генно-модифицированной свеклы. Другие потенциальные фавориты — устойчивые к паразитам сливы и абрикосы, помидоры с повышенной лежкостью. Но полностью обеспечить потребности российских аграриев в генно-модифицированных семенах наши ученые пока не могут. Трансгенные разработки в нашей стране долгое время практически не велись, а потому остались всего две профильные лаборатории.
Отсутствие отечественных ГМ-семян в данном контексте вовсе не аргумент. Может, действительно пора догонять последний вагон? По количеству ударов в створ ворот лидируют сторонники ГМО. Однако счет пока остается ничейным.
1:1
На рынке пока еще нет ГМ-семян, которые повышают урожайность, а следовательно, дают дополнительную продукцию. Однако трансгенные культуры за счет устойчивости снижают саму возможность недобора урожая. Поскольку мы несем колоссальные потери от погодных рисков и недовложений в технологии, в выигрыше остаются западные коллеги-конкуренты, что особенно проявляется на зерновом рынке. Благодаря ГМО Россия сможет нарастить производство зерна и отправлять на экспорт больше сортов.
Отличный удар! 2:1
Экспортный потенциал России держится за счет стран третьего мира. Как ни странно, за исключением Южной Америки, именно там наиболее скептически относятся к ГМО. Наше конкурентное превосходство строится на стопроцентной уверенности импортеров в том, что в России нет генно-модифицированного зерна.
Ответ противников ГМО достоин восхищения!
2:2. Конец первого тайма.
Перерыв: Синие розы, сверкающие рыбки
В перерыве напомним историю возникновения вопроса.
1983
год: компания Монсанта разрабатывает первые трансгенные растения.
1988
год: первые посадки трансгенных злаков.
1992
год: в Китае начали выращивать табак, не боящийся насекомых-вредителей.
1993
год: в продаже появились первые продукты с генно-модифицированными компонентами.
1994
год: разработан трансгенный помидор.
1996
год: на мировой рынок вышли ГМ-семена сои и хлопчатника.
2000
год: создан рис, предназначенный для борьбы с дефицитом витамина А.
2003
год: первый генномодифицированный организм, созданный в эстетических целях — GloFish, флуоресцирующие аквариумные рыбки Данио рерио.
2006
год: площадь посевов трансгенных растений превысила 100 миллионов гектаров.
2009
год: в продажу поступил ГМ-сорт розы «Applause» с цветами синего цвета.
Список можно продолжить, но нам пора возвращаться в игру.
Второй тайм: Фокусы с природой
ГМО не способно решить проблему продовольственной инфляции. Ведь определять цены на такую продукцию будут конечные продавцы — торговые сети. И они, понятное дело, в накладе не останутся.
Если билеты на футбол слишком дорогие, можно посмотреть игру по телевизору. А еще лучше — собрать соседей и сыграть свою и забить свой гол в ворота.
Уже через два-три года на российских полях может взойти первый легальный трансгенный урожай. Россия станет экспортером ГМО-продукции и начнет теснить на рынке таких лидеров рынка, как США, Бразилия, Канада. Вот только сбудутся ли такие прогнозы, пока не ясно. Российскую генную мечту могут легко задушить длительные экспертизы и негативное общественное мнение.
Перспективы заманчивые, но, похоже, в стане сторонников серьезно опасаются за свою скамейку запасных.
Использование ГМО дает производителям серьезную экономическую преференцию. Ведь трансгенные технологии позволяют получать тот же самый продукт, но при существенно меньших затратах. Самые распространенные сорта генно-модифицированных кукурузы или сои предусматривают, что вы можете использовать меньше химпрепаратов, при этом сами семена остаются устойчивы к ним. Поэтому действительно возникает значимое снижение издержек производства.
Экономика должна быть экономной! 3:2
Рынок генно-модифицированных семян монополизирован, и контролируют его всего несколько игроков, среди которых наиболее значимые Monsanto, BASF, Sengenta, Bayer и DuPont. Никто не говорит о сговоре, но когда рынок оценивается в более 100 миллиардов долларов, то уровень лоббизма неминуемо должен зашкаливать. О показателе лоббирования говорит и тот факт, что против ГМО в мире протестуют как потребители, так и производители. Подобные фокусы с природой, какими являются трансгенные технологии, по силам только крупным транснациональным корпорациям.
Участникам многомиллиардной индустрии вполне не сложно заставить фермеров отказаться от традиционных сортов и поставить их в абсолютную зависимость от собственных патентованных трансгенных продуктов и гербицидов.
Счет вновь сравнялся!
3:3
В России нет генно-модифицированных семян, нет специальной техники. Все это придется покупать за рубежом. С учетом ситуации на валютном рынке — перспектива убойная.
В Индии зафиксирован случай, когда десятки тысяч фермеров покончили с собой вследствие банкротства. Суть в том, что их в свое время «подсадили» на дешевые ГМО-технологии, а впоследствии фермеры оказались финансово неспособны покупать дорожающие с каждым годом семена.
Финальные атаки противников ГМО следуют одна за другой!
Счет 3:4
Мы сами усложняем себе жизнь, начиная использовать технологии, в которых в действительности у нас нет потребности. В России пустуют 40 миллионов гектаров пахотных земель, на которых не требуется применения специальных агротехнологий для получения хороших урожаев. Во всем мире растет спрос на органическую продукцию. На этот шаг пошла даже Европа, где земля в дефиците, да и отравлена она порядком. Мы могли бы стать поставщиками экологически чистой продукции и обеспечить ею все заинтересованные страны. Впрочем, главная причина, по которой такой подход видится единственным перспективным — это необходимость сохранения здоровья населения страны. Даже если ГМО для человека безопасны, органическая продукция всегда будет вне конкуренции.
А вот с последним аргументом не поспоришь! Уверенная победа противников ГМО. Впрочем, возможно у наших читателей другое мнение? Расскажите свою точку зрения на страницах нашей газеты. Ждем ваших звонков, писем, сообщений.
Алекандра РАШИДОВА