С начала 2015 года стоимость продуктов питания выросла в среднем на 11,3%. Согласно оценке Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, вместе с тем падение оборота розничной торговли за пять месяцев достигло 7,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Необходимость регулирования продуктовых цен и стимулирования отечественных производителей стали причиной для внесения поправок в закон о регулировании торговой деятельности, пишет «Российская газета».
Особое внимание сегодня уделяется продуктам сельского хозяйства. Согласно ежедневному мониторингу цен на продукты, самый сильный скачок произошел в первом месяце текущего года, на данный момент же цены стабилизировались. «При этом у разных групп товаров разные скорости роста. Самый крутой подъем — у ритейла и потребительских цен, более гладкая ситуация у производителей. На сельхозтоваропроизводителей идет давление, связанное со снижением цен. Такая ситуация сложилась, например, в сфере производства молока: сети давят на производителей, и малым хозяйствам становится невыгодно производить молоко», — рассказывает замглавы департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Владислав Тарасенко.
Чиновник считает, что необходимо влиять на процесс ценообразования с помощью государственной программы. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо на государственном уровне вести прогнозы потребления продукции. «Государственная программа предусматривает мероприятия, которые помогут решить проблемы в сфере растениеводства и животноводства. Отдельное узкое место — семена и племенное хозяйство, а также центры переработки, оптовые распределительные центры. В госпрограмму внесены изменения, и в 2015 году на развитие сельского хозяйства выделено 237,5 млрд рублей. Эта сумма была увеличена за счет антикризисного фонда», — отмечает Тарасенко.
Для того чтобы решить проблему продовольствия, необходимо наладить каналы сбыта продукции. «При этом маленькие производители не могут конкурировать с сетями, для них нужны другие каналы сбыта. Соответственно, необходимо развитие и сетевых, и несетевых форматов, — отмечает заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России Никита Кузнецов. — Минпромторг намерен предложить ряд поправок к закону в этих целях, а осенью-зимой внести поправки, касающиеся розничных рынков и ярмарок».