В этом году в СПК «Красный Октябрь» Казбековского района получен небывалый приплод – 5 тысяч ягнят «артлухских мериносов». Это новый тип дагестанской горной породы, над которым учёные и специалисты хозяйства работают уже 12 лет. Скрещивание с мериносами сделало этих овец крупнее сородичей, улучшило их шерсть и при этом нисколько не снизило их выносливость.
Удивительное племя
Острый глаз овцевода сразу отличит «артлухского мериноса» от дагестанской горной овцы. У нового типа породы крепче конституция и плотнее шуба. В её тёплой глубине мелко извивается кремовая шерсть с тониной 64 качества и выше.
Параметрам «артлухского типа» соответствует 96 % поголовья СПК «Красный Октябрь», где в далёком 2005 году начали улучшать породу мериносами.
«Работа над выведением артлухского типа дагестанской горной породы практически завершена, – сообщил председатель хозяйства Магомедзайид Хайбулаев. – Осталось оформить всё это документально. Исследования проводились несколько лет. Показатели веса, шерсти, крови, обваловки мяса фиксировались при участии таких учёных, как заведующий лабораторией овцеводства ВНИИОК, доктор биологических наук Александр Суров, заведующий отделом овцеводства и козоводства ДагНИИСХ, доктор сельскохозяйственных наук Ханмагомед Мусалаев».
Изначально хозяйство не ставило перед собой цель создать новый тип. Оно лишь пыталось повысить рентабельность производства в условиях, когда полутонкая шерсть стоила копейки. Многие овцеводческие хозяйства в тот момент скрестили дагестанских горных овец с жирохвостами и тем самым испортили породу. А в СПК «Красный Октябрь» наоборот усилили селекционную работу.
Скрещивание с мериносами, отличающимися тониной шерсти в 17-18 микрон, дало желаемые результаты, хотя и потребовало значительных затрат на покупку племенных баранов с аукционов. Эти расходы из бюджета не компенсируются, но зато шерсть и шкуры выходят вдвое дороже, чем с обычной дагестанской овцы. С артлухского мериноса настригают до 4 кг шерсти, которая стоит не менее 120 руб./кг. В прошлом году в хозяйстве настригли 25 860 кг шерсти, сдали её в СПОК «Маяк-М1» и получили субсидии по 70 руб./кг.
Откорм без потерь
Ощутима разница и в привесах при откорме на мясо. «Артлухские мериносы» набирают на 10-12 кг больше, чем обычные дагестанские горные овечки. Лучше всего они нагуливают вес в горах, а вот осенний перегон на равнину задерживает их развитие. Поэтому в СПК «Красный Октябрь» испытали новую схему откорма.
После отбивки молодняка в конце июля, когда баранчики набирают вес 23-26 кг, их отделяют от общего стада и ставят на откорм. Они продолжают пастись на горном пастбище, но получают ещё и комбикорм. Благодаря этому их суточный привес повышается со стандартных 100 г в сутки до 230 г. Через сто дней, к началу ноября, семимесячные баранчики весят уже почти 50 кг. Обычные дагестанские горные бараны не всегда достигают такого веса и к году.
Затем откормленных животных автотранспортом везут на мясокомбинат. Это позволяет сохранить их вес, сократить санитарный отход, освободить место на скотопрогонной трассе, привлекать к работе меньшее число чабанов.
В 2015 году по такой схеме были откормлены 50 голов. В прошлом году эксперимент повторили на тысячном поголовье. К сожалению, мясокомбинат не выполнил условия договора, и пришлось искать других партнёров. Тем не менее опыт был настолько успешным, что практику откорма решили продолжить. У хозяйства есть возможность поставить на откорм две тысячи голов.
Каждый гектар на счету
За «Красным Октябрём» закреплено немного земель. На равнине, в Бабаюртовском районе, в качестве зимних пастбищ используется всего лишь 1800 га. На начало года на этой территории размещалось огромное поголовье – 7 тыс. 300 овец. После окота цифра выросла более, чем на 5 тысяч голов. На 100 маток родилось примерно 110 ягнят.
«Впервые на моей памяти у нас такой богатый приплод, – не скрывает радости Магомедзайид Хайбулаев. – За все мое время работы в хозяйстве у нас ещё не было такого количества ягнят».
Помимо овцепоголовья, в СПК «Красный Октябрь» держат молочный скот чёрно-пёстрой породы – 530 голов с учётом молодняка. Молоко получают с высокими показателями белка и жирности. Его сдают на молочные кухни в Махачкале и в частный цех в Бабаюрте.
На МТФ более 35 лет работает дояркой Сапият Гамзаева. Последнее 10 лет она постоянно занимает 1-е место в производственных конкурсах. За высокие удои по итогам 2016 года она получила премию в размере 136 тыс. рублей. Её дочь Мадина заняла второе место и была премирована 110 тыс. рублей. За телятами из года в год ухаживает Райпат Зайнудинова, дочь почётных работников колхоза, и её муж.
Нехватку пастбищ восполняют большие запасы кормов. В прошлом году в СПК «Красный Октябрь» вырастили и убрали 1206 т зерна, насушили 3006 т сена, заготовили 1550 т силоса и сенажа. Сено осталось и на следующий год. Зерна тоже было в достатке, тем более что, барашкам на откормочной площадке давали привезённый из Краснодара комбикорм. В этом году по рекомендациям учёных попробуют сделать его сами.
Посевная площадь хозяйства достигает 1100 га, и ни один гектар за время руководства Магомедзайида Сидиковича никогда не пустовал. В этом году озимые занимают 480 га. Всходы получены хорошие. Проведена обработка гербицидами совместно с микроудобрениями.
Посеяны яровые. На многолетней люцерне в мае будет проведён первый покос. На заливных лугах косить траву будут в конце лета. Без полива в дагестанском засушливом климате почти ничего не растёт. В этом году подачу воды в оросительные каналы задержали из-за ремонта мелиоративной сети. Дождей в конце апреля-начале мая тоже не было. Поэтому и травы было мало.
Но и в горы раньше времени овец не погонишь – там холоднее, и трава зеленеет позже, чем на равнине. Перегон начинается 27-28 мая. В это время на равнине уже стоит жара. За день приходится проходить по 25-30 км. К 5-6 июня отары достигают летних пастбищ в Казбековском районе.
Сборы в горы
Мы побывали в хозяйстве за месяц до перегона. В это время последние партии откормленных на мясо барашков отправляли покупателям. Бараны, которых готовили к Всероссийской выставке овец в Астрахани, томились в базах под жаром шуб с шерстью длиной до 12 сантиметров.
На пастбищах выщипывали траву тысячи овец. Весной после окота их разбили на небольшие отары, чтобы ягнята по голосу легче находили своих матерей. Окрепший молодняк выпускали вместе со взрослыми, а «ясельная» группа ждала овечек в сарае. К обеду матерей привели на водопой, и состоялась их трогательная встреча с ягнятами.
Большой приплод этого года – заслуга всех, кто ухаживал зимой за маточным поголовьем. Но главный показатель, от которого зависит зарплата, это сохранность молодняка к моменту отбивки от матерей.
Прежде всего, нужно защитить поголовье от различных болезней: искупать против клещей, проколоть вакцины.
«Лучше делать профилактику, чем лечить. Это наш основной принцип. Лечить более затратно, долго и нудно, – отметил главный ветеринарный врач СПК «Красный Октябрь» Эльмирза Сидиков. – Сейчас обстановка в хозяйстве нормальная, эпизоотий нет. К болезням артлухский тип так же устойчив, как дагестанская горная. Главное – всё вовремя делать».
Род Эльмирзы Сидикова испокон веков занимался овцеводством. Отец был чабаном в другом колхозе. А деда, как зажиточного кулака, сослали в Сибирь за то, что баранов у него было слишком много. Сам Эльмирза окончил Дагестанский сельхозинститут с красным дипломом и пришёл на предприятие более четверти века назад.
Высшее образование имеют руководитель и все главные специалисты, начинавшие свой трудовой путь со времён Советского Союза. Почти у всех возраст приближается к пенсионному, поэтому вопрос о том, кто придёт им на смену, стоит довольно остро.
Для предгорий лучше не найти
Главный зоотехник Магомедрасул Хайбулаев показал нам разницу между элитным поголовьем и отарой, в которой изредка попадались типичные дагестанские горные барашки с полутонкой шерстью.
«Мы проводим естественное осеменение. У нас для этого хватает своих баранов, и мы ещё покупаем баранов в Ставропольском крае. Мы сделали ставку на скрещивание дагестанской горной с австралийским мясошерстным мериносом и ставропольским мериносом. Получилась экономически выгодная мясошёрстная порода для предгорных районов Дагестана, – подчеркнул Магомедрасул Сидикович. – У неё хороший выход мяса, прекрасные качества шерсти».
На вопрос, не промокает ли шуба «артлухских мериносов» в горах и не утяжеляет ли им жизнь, заведующий овцетоварной фермы Шамиль Хайбулаев, сын Магомедрасула Сидиковича, рассказал, что у них уже покупали овец хозяйства из высокогорных районов и остались вполне довольны. Отличную оценку артлухскому типу дали и учёные, изучавшие, как животные приспосабливаются к горным условиям с густым травостоем.
«У этой породы такая особенность: они прожорливые. Если еды достаточно, они быстро набирают вес, а когда овца физически здорова, ей любая непогода нипочём. Только худому, хромому животному от дождя будет плохо, – отметил Шамиль Магомедрасулович. – Если бы наши овцы плохо переносили перегон в горы, если бы шерсть не высыхала, мы бы их не разводили. А чем выше горы, тем сырости меньше. Представители Национального союза овцеводов нас поддерживают. Они уверены, что выращивать таких овец в горах Дагестана вполне реально, и этим нужно заниматься».
Династия Хайбулаевых
«Я здесь работаю с 1973 года, ещё будучи школьником во время летних каникул в горах работал чабаном. С 1981 года, после окончания зооветтехникума и экономического факультета Московского пищевого института два года работал главным зоотехником. Потом, до избрания председателем колхоза, трудился в должности заведующего ОТФ», – вспоминает Магомедзайид Хайбулаев.
Интерес в овцеводству передаётся в семье Хайбулаевых из поколения в поколение. Много лет в колхозе «Красный Октябрь» работал чабаном Сидик Хайбулаев. Его сыновья, получив образование, стали высококлассными овцеводами. Магомедрасул, как и брат-председатель, работает в хозяйстве с советских времён. С 1982 до 1990 года он руководил заготовкой кормов, затем был зоотехником, а с 1992 года по сей день работает главным зоотехником.
Шамиль Хайбулаев отучился на механика, поработал четыре года на комбайне, достиг должности главного инженера. Но, будучи прирождённым животноводом, решил всё-таки заниматься непосредственно животными. Два года он руководил чабанской бригадой, а теперь возглавил ОТФ. В создании «артлухского мериноса» он принимал живейшее участие – привозил баранов из Ставропольского края. Сам выбирал их, пройдя курсы повышения квалификации по определению качества шерсти в Черкесске.
«Я мог бы целый день возле овец сидеть и смотреть, как они едят, как пьют воду. Забавно наблюдать, как ягнята играют вдоль каналов – прыгают, бодаются, – признаётся Шамиль. – В пятом классе я прошёл первый перегон овец. Мне было 11 лет, и я спустился с гор сюда осенью, прошагав с чабанами 150 км. С тех пор я 20 лет этих баранов три раза в год перегоняю. Весной гоним овец туда, в сентябре – молодняк оттуда, в октябре перегоняем маток».
На работу с собой он частенько берёт своего младшего сынишку Магомеда, хотя участи овцевода он своим сыновьям не желает.
Чабанская доля
В советские времена чабан с зарплаты мог построить себе дом, купить машину. Сейчас овцеводство такой прибыли не приносит, а работать всё равно приходится и в дождь, и в снег, месяцами не бывая дома. Как считает Шамиль Хайбулаев, по тяжести труда профессия чабана на втором месте после шахтёрской.
«Конечно, у нас такого, как раньше, адского труда уже нет, – добавляет наш собеседник. – Мы создали хорошие условия для чабанов. Распределили работу. На одного чабана приходится 250-300 голов. Сейчас ещё прибавились ягнята».
На зимних пастбищах рабочим в СПК «Красный Октябрь» построили капитальный благоустроенный чабанский домик. А в горы с ними едет дом на колёсах, в котором есть кровати и газовая печь.
Своё поголовье в общем племенном стаде чабанам держать не разрешают. Заработанных барашков они могут поставить на откорм у себя дома либо сразу продать. В прошлом году в бригаде Шамиля Хайбулаева чабаны после подсчёта сверхпланового поголовья получили по 30 овец. Средняя зарплата вышла по 35 тысяч рублей.
На первый взгляд кажется, что пасти овец может любой, дело-то нехитрое. Но это впечатление обманчиво.
«Если чабан не может определить вечером, сыта его овца или голодна, утром выпустил, прогулялся, вечером загнал – из него толка не будет. Показатели будут очень плохие, а значит, и зарплата низкая. Мы стараемся брать ответственных людей, – подчеркнул Шамиль Магомедрасулович. – Бывает, молодой чабан не замечает, что ягнёнок мать потерял. А если он 1-2 дня не может её найти, овца его забывает. Он не умрёт, он уже сено и траву ест, но он будет хуже расти. Если сейчас на откорм барана поставить, там большой опыт не нужен: сыпь ему корм утром и вечером, да и всё. А на пастбище нужно всё замечать».
Дорогу – молодым
Большинство работников предприятия – аварцы из Артлуха. Односельчанам легче находить общий язык. К тому же все семьи друг друга знают, и без отдела кадров могут подобрать подходящих людей. Чабанов здесь предпочитают брать из потомственных животноводов.
Первую бригаду, в которою собрали маток с двойнями, возглавляет Ахмед Умардибиров. Под его началом работает шесть чабанов. Поголовье с ягнятами достигает 4 тысяч. Восемь лет Ахмед работает в этом хозяйстве, но чабанует с детства. Здесь работал и отец, и дед Ахмеда.
Его двоюродный брат Хабиб Умардибиров, ещё мальчишкой помогавший своему отцу пасти овец, возглавляет вторую бригаду, в которой более 3,5 тысяч овец с ягнятами.
«Я пришёл чабановать сразу после окончания школы, – рассказал он, опираясь на палку с зелёным полотном, которой подгоняет несмышлёных ягнят. – Мне всё тут нравится – природа, бараны, интересная работа».
Элитных баранов, каждого из которых можно везти на выставку прямо с пастбища, пасёт Умар Абдулаев. Он работает в хозяйстве уже 10-й год. До этого трудился на заводах, получив техническое образование. С собой в поля и горы он любит брать книги – детективы, исторические романы. Хотя время почитать выпадает не каждый день.
«В конце мая у нас начнётся перегон. Предстоит шесть дней пути с ночным отдыхом. Устают и люди, и овцы. Но есть и преимущества в этой работе, если любишь животных. И в горах такая красота!» – поделился впечатлениями Умар Абдулаев. Домой, к семье в Кизилюрте, он попадает раз в месяц на 10 дней. Но его привлекает стабильная зарплата, более высокая, чем в других хозяйствах.
Третью бригаду возглавляет Магомед Абдулаев. Он работает в СПК только второй год, но в горах он много лет помогал отцу, который держит собственное стадо коров и овец. «На равнине легче пасти, но мне больше нравится в горах, – говорит он. – Я там вырос, там свободы больше».
На вопрос, не донимают ли в горах волки, он ответил, что на равнине их намного больше. А Магомедрасул Хайбулаев припомнил, что в 70-е годы на отгонных землях их не было вообще. Особенно много волков стало с 2000-ных годов. Они нападают целыми стаями. У заблудшей овечки нет шансов пережить ночь на поле. Чтобы справиться с этой бедой, хозяйство поощряет охотников: за каждого убитого на своей территории волка дарит барана.
Много среди чабанов СПК «Красный Октябрь» молодых людей. Ибрагиму Магомедову 21 год. Он пришёл в хозяйство в прошлом году, потому что здесь работают его родственники.
«Самое сложное – это перегон, – считает он. – Но что делать? Надо же зарабатывать, чтобы дом строить, жениться. Здесь нормально платят. Все условия создали. У каждого кровать своя в «чабанке». Сам я из Артлуха, родители живут в горах».
Ислам Магомедов работает в хозяйстве третий год. Его отец тоже чабановал, держал собственных овец в Артлухе, и сын его знает секреты чабанского мастерства.
Единственный молодой специалист в хозяйстве – Абубакар Хайбулаев. В прошлом году он окончил университет с дипломом ветеринарного врача и приехал на сакман в СПК «Красный Октябрь», где работают его родные дяди.
«Я учился по собственному желанию на бюджетном отделении сельхозакадемии в Махачкале. Знал, что работа мне здесь найдётся. Я присматриваю за больными овцами, провожу вместе с главным ветврачом профилактические мероприятия», – рассказал Абубакар.
На сакман приехал и его родной брат Магомед Хайбулаев, при нас осторожно оседлавший необъезженную лошадь и ускакавший на пастбище.
Глядя на все эти молодые лица, подумалось: раз уж молодёжь потянулась в «Красный Октябрь», значит, и впрямь за «артлухским мериносом» – будущее дагестанского овцеводства.