Выступления председателя СПК колхоз «Родина» Новоалександровского района края Виктора Григорьевича Дубины всегда отличают аналитика, чёткое изложение фактов, умение смотреть правде в глаза, без боязни быть «неправильно услышанным» властями. Такой «коктейль», помноженный на экспрессию руководителя и образный язык, вызывает неизменный отклик у слушателей. Не стала исключением и экономическая итоговая конференция краевого минсельхоза, где речь председателя не раз прерывалась шквалом аплодисментов.
Тормоз роста
СПК колхоз «Родина», расположенный в станице Расшеватской, хорошо известен на Ставрополье производственными показателями, позволившими хозяйству войти в сотню лучших хозяйств страны. А Виктора Григорьевича ставропольцы знают и как бывшего депутата Думы СК, и как человека с чёткой гражданской позицией, не раз выступавшего с разгромными речами и с трибуны площадок различного значения, от сельского до краевого, и с экранов телевизора, и со страниц региональных газет и журналов.
Во вступительной части председатель рассказал о многоотраслевой структуре хозяйства, в которую входят не только растениеводческая и животноводческая составляющие, но и перерабатывающее производство. Казалось бы, разноплановость производственных процессов должны обеспечить экономическую стабильность. Но, по словам руководителя колхоза, множество внешних факторов серьёзно препятствуют развитию.
Так, реализация сельхозпродукции в хозяйстве в прошлом году оказалась на шесть процентов выше уровня 2016 года. Однако этот прирост был достигнут лишь за счёт так называемой «переходящей», нереализованной продукции, которую предприятие припасло до лучших времён, иначе говоря – до лучшей цены. К сожалению, эти надежды оказались неоправданными. В итоге чистая прибыль колхоза в 2017 году составила 172 миллиона рублей, что на 131 миллион меньше 2016 года.
Одна из причин – уменьшение площади пахотных земель сельзхозпредприятия более чем на 900 гектаров.
– Как бы ни говорили о том, что фермеры отнимают землю у бездарных хозяйственников, – с иронией заметил Виктор Григорьевич, – у нас ситуация иная. В 1998 году, когда я пришёл работать в хозяйство, в станице Расшеватской было 636 (!) фермеров. Когда в 2016 году истёк срок аренды, выяснилось, что многие из земельных участков перешли по наследству молодёжи, более заинтересованной в сиюминутной прибыли.
Понимая, что «выжить», имея надел размером с один пай, фермеру нереально, земля активно распродавалась. По словам председателя, стоимость земельного пая площадью 6,7 гектаров в станице Расшеватской составляет 650 тысяч рублей.
Другая причина снижения прибыли – падение цен на сельхозпродукцию. В итоге только на продаже зерновых хозяйство недополучило 59 миллионов рублей.
Расходы вместо доходов
За три года капительные вложения в развитие хозяйства составили 543 миллиона рублей, которые пошли на максимальное обновление сельхозтехники и оборудования (60 процентов от капительных вложений). На период сложной экономической ситуации эту статью расходов в СПК колхоз «Родина» вынуждены сокращать.
Председатель хозяйства убеждён, что для реализации масштабных проектов в АПК необходимы государственные гарантии.
– Депозитные вклады в банках, по которым процентная ставка в 2015-2016 годах доходила до 30 процентов, после её снижения до 5-7 процентов, стали для нас «мёртвым капиталом», – подчеркнул Виктор Григорьевич. – Мы готовы вложить средства в создание совместных предприятий на основе кооперации для выполнения инвестиционных проектов. Но для этого нам нужны гарантии от государства. И я могу привести множество примеров, когда обещания компенсировать финансовые вложения в различные инвестиционные проекты и программы оборачивались «пшиком».
Уровень рентабельности снизился. Зато выросли цены на ГСМ. За счёт существенного снижения цены на зерно и резкого роста стоимости горюче-смазочных материалов в прошлом году хозяйство потеряло более 70 миллионов рублей.
Введённые государством акцизы на ГСМ вызывают, как минимум, недоумение у сельхозтоваропроизводителей.
– Деньги, которые получены от нововведения, направляются в дорожный фонд. – констатировал руководитель предприятия. – Объясните мне, с какого «бока» эти акцизы применяются в отношении к агариям? Затраты по этой статье расходов в нашем хозяйстве составили девять миллионов рублей. Но ведь мы на комбайнах и тракторах не ездим по асфальту, пашем землю, убираем урожай! Я считаю, что государство должно либо компенсировать нам затраты, либо организовать для сельхозпроизводителей получение ГСМ по льготной цене.
Чем живо село
В послании Федеральному Собранию президент России Владимир Владимирович Путин заявил: «Российский агропромышленный комплекс уже стал глобальной конкурентной отраслью. Такой же современной должна быть и жизнь людей, которые своим трудом обеспечивают этот успех». Именно социальная составляющая заняла большую часть выступления Виктора Григорьевича Дубины.
– Мы не должны забывать о земле, на которой живём и работаем, – подчеркнул он.
Там, где есть градообразующие предприятия, село живёт и процветает. Хозяйство вкладывает многомиллионные средства в социальную защиту населения и улучшение качества жизни селян. Ежемесячно пенсионерам – не только бывшим работникам, но и арендаторам «Родины» – хозяйство доплачивает к пенсии по тысяче рублей. Денежная премия на рождение ребёнка – 30 тысяч рублей. Колхоз полностью берёт на себя затраты, связанные с уплатой подоходного и земельного налогов. Молодым семьям, не имеющим земельного пая, бесплатно выделяется четыре тонны зерна, 50 кг сахара, 40 л растительного масла. Для молодых специалистов предприятия построены четыре квартиры. За два года для передовиков хозяйства приобретено 29 импортных автомобилей на сумму 22 миллиона рублей.
В станице возведены Храм Вознесения Господня и часовня. Для жителей и гостей станицы построен парк Победы, аквапарк с тремя бассейнами, спортивный зал, бильярдная, гостевой зал на 200 мест, ледовый каток, детская площадка, кафе, две сауны. На территории школы – концертная площадка «Мечта» на 450 мест и стадион.
– Такую социальную поддержку село может получить только от крупных градообразующих предприятий, находящихся непосредственно на территории сельского поселения, – убеждён председатель колхоза. – Не в обиду будет сказано инвесторам «со стороны», которые руководят предприятиями и землёй, находясь где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге, но в позапрошлом году в селе Горьковском произошёл вопиющий случай, который показывает, к чему приводит такая система управления. Глава администрации села попросил руководителя предприятия, работающего под столичным инвестором, выделить десять литров бензина для «Скорой помощи». Однако выяснилось, что для решения этого элементарного вопроса требуется согласование с «хозяином». Положительный ответ пришёл лишь через три дня: «Приходите, можете взять десять литров бензина».
Виктор Григорьевич убеждён: нельзя допустить, чтобы крупные агрохолдинги монополизировали землю на Ставрополье.
– Сейчас мы видим ситуацию, когда хозяйства, оказавшиеся в тяжёлой экономической ситуации, оказываются заложниками ситуации и вынуждены уйти под инвесторов, – отметил он. – Такими темпами мы можем дойти до того, что через один-другой десяток лет земля окажется в руках двух-трёх собственников.
Под гнётом актов
Возмущение председателя вызывает также не регулируемый, а вернее, плавающий тариф на электричество.
– Существует два постановления правительства РФ, которые в противовес интересам аграриев защищают энергетиков, – подчеркнул Виктор Григорьевич. – Их потери ложатся на плечи сельхозтоваропроизводителей и населения. Почему в дружественных республиках за электроэнергию платят в разы меньше, чем мы? Вопрос, остающийся без ответа.
Кроме того, руководитель хозяйства убеждён, что существующая на внутреннем рынке зерна ситуация лбами сталкивают сельхозтоваропроизводителей и покупателей. В случае, если производитель продал зерно экспортёру, не подписавшему Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, следственные органы тут же начинают проводить проверку хозяйства.
– У покупателя не написано на лбу, что он не платит налоги, – объяснил свою позицию председатель хозяйства. – Если он предлагает мне продать зерно на рубль больше, почему я должен ему отказать? Значит, я должен только на пшенице терять по 50 миллионов рублей из-за того, что покупатель не состоит в Хартии? И вообще, должен вам сказать: Хартии не было – зерно стоило по 14 рублей за килограмм. Появилась Хартия – цена упала вдвое.
Мешают работе и всевозможные проверки со стороны контролирующих органов.
– Если бы эти проверки действительно были бы плановые, думаю, никто не был бы против, – подчеркнул Виктор Дубина. – Однако мы видим то, как они повсеместно переходят во внеплановые. И проводят их, когда идёт самый пик работ: посевная или уборка. Доходит до абсурда. По признанию проверяющих, само руководство накладывают на них обязательства по составлению карательных актов. Мол, если не нашёл нарушений, значит, ты плохо работаешь. Разве это нормальная позиция?
Заключительная часть спича Виктора Григорьевича Дубины оказалось столь же яркой, как и всё выступление.
– Сегодня шла речь о том, что благодаря фермерам производство молочной продукции в крае возросло на 40 процентов, – резюмировал председатель. – Безусловно, фермерство нужно развивать. Я считаю, что мелкое товарное производство должно развиваться по направлениям молочного животноводства, овощеводства или сидоводства. Но я 20 лет повторяю и буду повторять, что продовольственная безопасность страны зависит от крупных сельхозтоваропроизводителей. «Мелкий» фермер способен прокормить только свою семью. Среднее фермерское хозяйство способно обеспечить свою семью и, возможно, семьи соседей. И только крупное сельхозпредприятие накормит и своих работников, и село, и свой край, и всю нашу Матушку-Россию.
Фото Евгении ДУБ
и архив редакции