Реклама

В Совфеде предложили увеличить объёмы госзакупок школьной формы из российской шерсти

Племенная база овцеводства в Ставропольском крае представлена 14 хозяйствами. Это два селекционно-­генетических центра, семь племенных заводов, четыре племрепродуктора и одно генофондное хозяйство, в которых разводят семь пород, из которых пять – ​тонкорунные. Ставропольский край вообще является базой племенного тонкорунного овцеводства Российской Федерации. Спрос на ставрпольских племенных баранов и овец есть, но налицо тенденция повышения спроса на баранину, поэтому племенные хозяйства уже начали работу в этом направлении. Низкая же закупочная цена на шерсть их не устраивает.

Реклама

В Совете Федерации ФС РФ соз­дана рабочая группа Комитета СФ по мониторингу ситуации в сфере заготовки, переработки и реализации шерсти в Российской Федерации, что само по себе говорит о сложной ситуа­ции в подотрасли и повышенном внимании к ней со стороны «верхних эшелонов власти». Недавно сенатор Белан Хамчиев провел очередное заседание группы, на котором, в частности, отметили необходимость введения госзакупок шерсти для производства школьной формы. Для улучшения же качества шерстяного сырья Российскому легпрому требуется развитие инфраструктуры переработки.

На заседании рабочей группы по мониторингу ситуации в сфере заготовки, переработки и реализации шерсти в Российской Федерации при Комитете СФ по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию рассмот­рели вопросы, касающиеся племенной селекции и развития тонкорунного овцеводства, повышения рентабельнос­ти производства шерстяного сырья. Обсуждались и меры, способствующие лучшей организации продажи шерсти на внутреннем и внешнем рынках.

По данным официальной статистики, в России в 2022 году общее поголовье составило более 20 млн голов. На долю крупных предприятий приходится около 15% поголовья, остальные распределены между ЛПХ и К(Ф)Х (39% и 46% соответственно).

Сенатор отметил, что поголовье овец в стране постепенно увеличивается, однако происходит переориентация тонкорунного овцеводства на мясное направление, что негативно сказывается на качестве шерсти. Белан Хамчиев обратил внимание и на другие факторы, усугубляющие проблему.

— Основная доля шерсти производится в личных подсобных и в крестьянских (фермерских) хозяйствах – ​и в большинстве случаев в них не ведется селекционная работа, не уделяется должное внимание качеству получаемого шерстяного ­сырья. По мнению экспертов, российская шерсть становится более грубой в общей массе и часто серьезно засорена, – ​подчеркнул Белан Хамчиев. – ​Приходится констатировать, что производство шерсти малорентабельно или убыточно, несмотря на меры, предпринимаемые Минсельхозом и Минпромторгом. Переработка шерсти не вызывает интереса и у бизнес-­сооб­щест­ва из-за невысокой прибыльности. В камвольном производстве отдают предпочтение импортному сырью в связи с его лучшим качеством.

Участники заседания отметили необходимость более активной поддержки отрасли со стороны государства. Кроме того, имеется кадровый дефицит – ​не хватает специалистов-­шерстоведов.

— Одной из основных проблем, на которую обращают внимание специалисты – ​это отсутствие инфраструктуры для переработки шерсти, либо большая ее удаленность от овцеводческих хозяйств. Думаю, что Минсельхозу необходимо проработать воп­рос о возможности субсидирования приобретения оборудования для переработки шерсти. Также эффективным может стать использование механизма сельхозкооперации для создания предприятий по переработке шерс­­ти, – ​сказал Белан Хамчиев. – ​Думаю, что Министерству сельского хозяйства необходимо наравне с уже принимаемыми мерами поддержки проработать вопрос о возможности субсидирования приобретения оборудования для перерабатывающих предприятий, наряду с льготным кредитованием. Кроме того, считаем, что одно из перспективных направлений решения этого вопроса – ​использование механизма сельхозкооперации для предприятий по очистке, мойке, сортировке шерсти и так далее.

Заместитель директора департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Надежда Дурыгина, выступая от федерального аграрного ведомства, сообщила, что в 2022 году в стране овцеводами было настрижено порядка 49 тыс. тонн ­сырья.

— Мы надеемся, что у нас есть тенденция к возрождению роста производства шерс­­ти. Почему мы пришли к такому выводу? По ведомственной отчетности мы собираем данные по тонкой и полутонкой шерсти. В прошлом году настриг тонкой и полутонкой шерсти составил более 17,5 тыс. тонн. Более 4 тыс. тонн субъектами реа­лизовано и, соответственно, субсидировано Минсельхозом. Это на 24% больше, чем в 2021 году. Цена на шерсть в прошлом году снизилась. Средняя цена составила 60,7 руб./кг. Это на 12,6% ниже уровня предыдущего года, тогда цена была 69,5 руб./кг. Нужно обратить внимание на то, как регионы готовят партии шерсти к реализации. Например, Ставропольский край, где преимущественно племенные хозяйства. Средняя цена шерсти оттуда была в 2 раза выше, чем по России, и составила 127,5 руб./кг. А в Респуб­лике Крым цена была 13,87 руб./кг. И это тоже можно понять, потому что вывоз шерсти из Крыма был достаточно дорогим.

Важно отметить, как сказала Надеж­да Дурыгина, что регионы (а их – ​15), которые занимаются разведением тонкорунных и полутонкорунных пород, не отказываются от этой деятельности. Говоря о мерах господдержки, докладчик отметила, что в нее входит компенсация на содержание овец и коз, отдельно есть племенная часть господдержки. Отдельно есть компенсация затрат на шерсть. Надежда Дурыгина отметила в лучшую сторону по поддержке овцеводства Ставропольский край, Рес­публику Калмыкия, Респуб­лику Да­гестан, Волгоградскую и Рос­товскую области.

Она напомнила, что также существует механизм поддержки переработки шерсти в виде льготного кредитования. Здесь субсидируются: а) строи­тельство, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация объек­тов первичной обработки шерсти; б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация складских помещений; в) приобретение техники и оборудования в целях реализации инвестиционных проектов.

Директор департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Бутусов дополнил свою коллегу:

— У нас значительные средства направляются на поддержку племенного животноводства, и в этой части овцеводство никак не ущемляется. Племзаводы и племрепродукторы также имеют доступ ко всем мерам поддержки, которые сегодня предусмотрены нормативно-­правовыми актами. Это – ​во‑первых. Во-вторых, я убежден в том, что перспектива развития овцеводства и в частности производства шерсти лежит не только в плоскости прямых субсидий, а также в совершенствовании организационно-­правовых норм, организационных подходов к отрасли. И жизнь сама по себе показывает, что это проблема касается не только тонкокорунных и полутонкорунных пород. В производстве баранины существует та же проблема: там нужны современные откормочные площадки, централизованная переработка, стандарт численности поголовья, которое поступает на убой. На Ставрополье и в Карачаево-­Черкесии пытаются унифицировать этот процесс. То же самое и в производстве шерсти – ​там много нюансов, которые формируют цену. Так, например, переработчики хотят получать подработанное однородное сырье высокого качества. Вот тогда они готовы с ним работать. Мы со своей стороны должны сделать шаг навстречу производителям – ​помочь в объединении партий шерсти, а переработчики – ​сделать шаг навстречу им и начать работать с отечественным сырьем, а не с импортным. Мы с коллегами пересчитали импортное сырье на шерсть и увидели, что и наша шерсть тоже была бы в цене.

Но все по-прежнему упирается в качество шерсти, которую предлагает отечественный производитель отечественному переработчику. Заместитель директора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Руслан Наниев коснулся обсуждаемого вопроса внесения в Реестр технологических операций на территории РФ операций по стрижке и прессовке шерсти овец.

На данный момент, как отметил Руслан Петрович, технологии экологи­чески безопасного и ресурсосбере­гающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания относятся к разряду критических. А так как на данный момент шерсть, произведенная на территории РФ, не отвечает в полной мере требованиям переработчиков, то внесение таких изменений в Реестр может привести к дефициту шерстяной продукции в рамках государственных и муниципальных закупок. Позиция Минпромторга в этом вопросе пока что такова: внесение операций по стрижке и прессовке овечьей шерсти в Реестр технологических операций на территории РФ преждевременно.

Что касается российских переработчиков шерсти, то некоторые из них, готовя себе премиальные места на будущем рынке российской шерсти и заботясь о конкурентном преимуществе, уже объединяются с производителями тонкорунной и полутонкорунной ­шерсти.

Точка зрения сенатора Сергея Михайлова состоит в том, что создавать в стране широкий рынок сбыта продукции и в то же время обеспечивать россиян теплой качественной одеждой целесообразно за счет увеличения объемов госзакупок шерсти.

— Необходимо с детского сада внушать, что нужно носить теплое, шерстяное, качественное российское, – ​подчеркнул Сергей Михайлов. – ​Мы все родом из СССР, все мы учились в школе, и у нас была форма. Может быть, она не нравилась нам по дизайну, но она была теплая. Считаю, что сегодня в детском садике дети должны спать на том, что приносит пользу, а не на том, что вытягивает из организма.

Вернуть былые традиции, обеспечив подрастающее поколение качественной и полезной для здоровья одеждой поможет госзаказ, считает Михайлов. Не рынок должен диктовать условия, по его словам, а интересы общества. При решении этого важного вопроса законодатель предлагает не ограничиваться школьной формой, а подключить армию.

В случае принятия такой доктрины, по оценкам сенатора, объемы госзаказа существенно увеличатся. Таким образом, можно достичь двух целей – ​сохранить здоровье россиян и обеспечить рынок сбыта отечественным овцеводам.

В заседании рабочей группы Совфеда принял онлайн-участие заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Виктор Фетисов с кратким докладом о состоянии отрасли овцеводства в регионе на данный момент.

За последние 10 лет на Ставрополье выведено три породы овец: ташлинская, джалгинский меринос и российский мясной меринос.

Основной вид деятельности племенных хозяйств края – ​разведение и распространение лучшей генетики скота для продажи в товарные и крестьянско-­фермерские хозяйства края. Районированные породы лучше приспособлены к местным условиям. Приобретают ставропольских племенных животных и соседние регионы, и крымские хозяйства. Поддержка по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства Ставропольского края» позволяет получить субсидии на приобретение племенного поголовья. Параллельно они реализуют очень востребованную на рынке баранину. Спрос на шерсть невысок, и цена мала. Чтобы выжить, а также сохранить генофонд и племенное ядро прекрасных пород, таких как северокавказская мясо-шерстная, ташлинская, ставропольский меринос, манычский меринос, российский мясной меринос, джалгинский меринос, дорпер и др., племенным хозяйствам приходится активно заниматься растениеводством, чтобы обеспечить животных кормами, а хозяйства – ​финансовыми и материальными ресурсами.

Основной показатель селекционно-­племенной работы в сельхозорганизациях – ​реализация племенных животных. В прошлом году хозяйства всего продали около 12 тыс. племенных овец на сумму 50 млн руб­лей. За пределы региона – ​более тысячи особей.

Общая численность племенного стада в регионе – ​более 92 тыс. голов, 92,5 тыс. голов овец, в том числе почти 60 тыс. овцематок.

В текущем году на Ставрополье планируется получить около 390 тысяч ягнят: 81 тысячу в сельскохозяйственных предприятиях и 309 тысяч в крестьянских (фермерских) хозяйствах края.

Кирилл СОЧИЛОВ

Реклама
Предыдущая статьяМинсельхоз разработал новые правила борьбы с лептоспирозом
Следующая статьяXXIII агропромышленная выставка-ярмарка «Золотая Нива»