В Совфеде предложили увеличить объёмы госзакупок школьной формы из российской шерсти
Племенная база овцеводства в Ставропольском крае представлена 14 хозяйствами. Это два селекционно-генетических центра, семь племенных заводов, четыре племрепродуктора и одно генофондное хозяйство, в которых разводят семь пород, из которых пять – тонкорунные. Ставропольский край вообще является базой племенного тонкорунного овцеводства Российской Федерации. Спрос на ставрпольских племенных баранов и овец есть, но налицо тенденция повышения спроса на баранину, поэтому племенные хозяйства уже начали работу в этом направлении. Низкая же закупочная цена на шерсть их не устраивает.
В Совете Федерации ФС РФ создана рабочая группа Комитета СФ по мониторингу ситуации в сфере заготовки, переработки и реализации шерсти в Российской Федерации, что само по себе говорит о сложной ситуации в подотрасли и повышенном внимании к ней со стороны «верхних эшелонов власти». Недавно сенатор Белан Хамчиев провел очередное заседание группы, на котором, в частности, отметили необходимость введения госзакупок шерсти для производства школьной формы. Для улучшения же качества шерстяного сырья Российскому легпрому требуется развитие инфраструктуры переработки.
На заседании рабочей группы по мониторингу ситуации в сфере заготовки, переработки и реализации шерсти в Российской Федерации при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрели вопросы, касающиеся племенной селекции и развития тонкорунного овцеводства, повышения рентабельности производства шерстяного сырья. Обсуждались и меры, способствующие лучшей организации продажи шерсти на внутреннем и внешнем рынках.
По данным официальной статистики, в России в 2022 году общее поголовье составило более 20 млн голов. На долю крупных предприятий приходится около 15% поголовья, остальные распределены между ЛПХ и К(Ф)Х (39% и 46% соответственно).
Сенатор отметил, что поголовье овец в стране постепенно увеличивается, однако происходит переориентация тонкорунного овцеводства на мясное направление, что негативно сказывается на качестве шерсти. Белан Хамчиев обратил внимание и на другие факторы, усугубляющие проблему.
— Основная доля шерсти производится в личных подсобных и в крестьянских (фермерских) хозяйствах – и в большинстве случаев в них не ведется селекционная работа, не уделяется должное внимание качеству получаемого шерстяного сырья. По мнению экспертов, российская шерсть становится более грубой в общей массе и часто серьезно засорена, – подчеркнул Белан Хамчиев. – Приходится констатировать, что производство шерсти малорентабельно или убыточно, несмотря на меры, предпринимаемые Минсельхозом и Минпромторгом. Переработка шерсти не вызывает интереса и у бизнес-сообщества из-за невысокой прибыльности. В камвольном производстве отдают предпочтение импортному сырью в связи с его лучшим качеством.
Участники заседания отметили необходимость более активной поддержки отрасли со стороны государства. Кроме того, имеется кадровый дефицит – не хватает специалистов-шерстоведов.
— Одной из основных проблем, на которую обращают внимание специалисты – это отсутствие инфраструктуры для переработки шерсти, либо большая ее удаленность от овцеводческих хозяйств. Думаю, что Минсельхозу необходимо проработать вопрос о возможности субсидирования приобретения оборудования для переработки шерсти. Также эффективным может стать использование механизма сельхозкооперации для создания предприятий по переработке шерсти, – сказал Белан Хамчиев. – Думаю, что Министерству сельского хозяйства необходимо наравне с уже принимаемыми мерами поддержки проработать вопрос о возможности субсидирования приобретения оборудования для перерабатывающих предприятий, наряду с льготным кредитованием. Кроме того, считаем, что одно из перспективных направлений решения этого вопроса – использование механизма сельхозкооперации для предприятий по очистке, мойке, сортировке шерсти и так далее.
Заместитель директора департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Надежда Дурыгина, выступая от федерального аграрного ведомства, сообщила, что в 2022 году в стране овцеводами было настрижено порядка 49 тыс. тонн сырья.
— Мы надеемся, что у нас есть тенденция к возрождению роста производства шерсти. Почему мы пришли к такому выводу? По ведомственной отчетности мы собираем данные по тонкой и полутонкой шерсти. В прошлом году настриг тонкой и полутонкой шерсти составил более 17,5 тыс. тонн. Более 4 тыс. тонн субъектами реализовано и, соответственно, субсидировано Минсельхозом. Это на 24% больше, чем в 2021 году. Цена на шерсть в прошлом году снизилась. Средняя цена составила 60,7 руб./кг. Это на 12,6% ниже уровня предыдущего года, тогда цена была 69,5 руб./кг. Нужно обратить внимание на то, как регионы готовят партии шерсти к реализации. Например, Ставропольский край, где преимущественно племенные хозяйства. Средняя цена шерсти оттуда была в 2 раза выше, чем по России, и составила 127,5 руб./кг. А в Республике Крым цена была 13,87 руб./кг. И это тоже можно понять, потому что вывоз шерсти из Крыма был достаточно дорогим.
Важно отметить, как сказала Надежда Дурыгина, что регионы (а их – 15), которые занимаются разведением тонкорунных и полутонкорунных пород, не отказываются от этой деятельности. Говоря о мерах господдержки, докладчик отметила, что в нее входит компенсация на содержание овец и коз, отдельно есть племенная часть господдержки. Отдельно есть компенсация затрат на шерсть. Надежда Дурыгина отметила в лучшую сторону по поддержке овцеводства Ставропольский край, Республику Калмыкия, Республику Дагестан, Волгоградскую и Ростовскую области.
Она напомнила, что также существует механизм поддержки переработки шерсти в виде льготного кредитования. Здесь субсидируются: а) строительство, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация объектов первичной обработки шерсти; б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация складских помещений; в) приобретение техники и оборудования в целях реализации инвестиционных проектов.
Директор департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Бутусов дополнил свою коллегу:
— У нас значительные средства направляются на поддержку племенного животноводства, и в этой части овцеводство никак не ущемляется. Племзаводы и племрепродукторы также имеют доступ ко всем мерам поддержки, которые сегодня предусмотрены нормативно-правовыми актами. Это – во‑первых. Во-вторых, я убежден в том, что перспектива развития овцеводства и в частности производства шерсти лежит не только в плоскости прямых субсидий, а также в совершенствовании организационно-правовых норм, организационных подходов к отрасли. И жизнь сама по себе показывает, что это проблема касается не только тонкокорунных и полутонкорунных пород. В производстве баранины существует та же проблема: там нужны современные откормочные площадки, централизованная переработка, стандарт численности поголовья, которое поступает на убой. На Ставрополье и в Карачаево-Черкесии пытаются унифицировать этот процесс. То же самое и в производстве шерсти – там много нюансов, которые формируют цену. Так, например, переработчики хотят получать подработанное однородное сырье высокого качества. Вот тогда они готовы с ним работать. Мы со своей стороны должны сделать шаг навстречу производителям – помочь в объединении партий шерсти, а переработчики – сделать шаг навстречу им и начать работать с отечественным сырьем, а не с импортным. Мы с коллегами пересчитали импортное сырье на шерсть и увидели, что и наша шерсть тоже была бы в цене.
Но все по-прежнему упирается в качество шерсти, которую предлагает отечественный производитель отечественному переработчику. Заместитель директора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Руслан Наниев коснулся обсуждаемого вопроса внесения в Реестр технологических операций на территории РФ операций по стрижке и прессовке шерсти овец.
На данный момент, как отметил Руслан Петрович, технологии экологически безопасного и ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания относятся к разряду критических. А так как на данный момент шерсть, произведенная на территории РФ, не отвечает в полной мере требованиям переработчиков, то внесение таких изменений в Реестр может привести к дефициту шерстяной продукции в рамках государственных и муниципальных закупок. Позиция Минпромторга в этом вопросе пока что такова: внесение операций по стрижке и прессовке овечьей шерсти в Реестр технологических операций на территории РФ преждевременно.
Что касается российских переработчиков шерсти, то некоторые из них, готовя себе премиальные места на будущем рынке российской шерсти и заботясь о конкурентном преимуществе, уже объединяются с производителями тонкорунной и полутонкорунной шерсти.
Точка зрения сенатора Сергея Михайлова состоит в том, что создавать в стране широкий рынок сбыта продукции и в то же время обеспечивать россиян теплой качественной одеждой целесообразно за счет увеличения объемов госзакупок шерсти.
— Необходимо с детского сада внушать, что нужно носить теплое, шерстяное, качественное российское, – подчеркнул Сергей Михайлов. – Мы все родом из СССР, все мы учились в школе, и у нас была форма. Может быть, она не нравилась нам по дизайну, но она была теплая. Считаю, что сегодня в детском садике дети должны спать на том, что приносит пользу, а не на том, что вытягивает из организма.
Вернуть былые традиции, обеспечив подрастающее поколение качественной и полезной для здоровья одеждой поможет госзаказ, считает Михайлов. Не рынок должен диктовать условия, по его словам, а интересы общества. При решении этого важного вопроса законодатель предлагает не ограничиваться школьной формой, а подключить армию.
В случае принятия такой доктрины, по оценкам сенатора, объемы госзаказа существенно увеличатся. Таким образом, можно достичь двух целей – сохранить здоровье россиян и обеспечить рынок сбыта отечественным овцеводам.
В заседании рабочей группы Совфеда принял онлайн-участие заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Виктор Фетисов с кратким докладом о состоянии отрасли овцеводства в регионе на данный момент.
За последние 10 лет на Ставрополье выведено три породы овец: ташлинская, джалгинский меринос и российский мясной меринос.
Основной вид деятельности племенных хозяйств края – разведение и распространение лучшей генетики скота для продажи в товарные и крестьянско-фермерские хозяйства края. Районированные породы лучше приспособлены к местным условиям. Приобретают ставропольских племенных животных и соседние регионы, и крымские хозяйства. Поддержка по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства Ставропольского края» позволяет получить субсидии на приобретение племенного поголовья. Параллельно они реализуют очень востребованную на рынке баранину. Спрос на шерсть невысок, и цена мала. Чтобы выжить, а также сохранить генофонд и племенное ядро прекрасных пород, таких как северокавказская мясо-шерстная, ташлинская, ставропольский меринос, манычский меринос, российский мясной меринос, джалгинский меринос, дорпер и др., племенным хозяйствам приходится активно заниматься растениеводством, чтобы обеспечить животных кормами, а хозяйства – финансовыми и материальными ресурсами.
Основной показатель селекционно-племенной работы в сельхозорганизациях – реализация племенных животных. В прошлом году хозяйства всего продали около 12 тыс. племенных овец на сумму 50 млн рублей. За пределы региона – более тысячи особей.
Общая численность племенного стада в регионе – более 92 тыс. голов, 92,5 тыс. голов овец, в том числе почти 60 тыс. овцематок.
В текущем году на Ставрополье планируется получить около 390 тысяч ягнят: 81 тысячу в сельскохозяйственных предприятиях и 309 тысяч в крестьянских (фермерских) хозяйствах края.
Кирилл СОЧИЛОВ