Разговор с директором Ставропольского филиала ОАО «Россельхозбанк» Алексеем Сенокосовым
Малый и микробизнес являются фундаментом экономики любого государства и основой формирования среднего класса. Вместе с тем, собственное развитие «малышей» в значительной степени зависит от достаточности финансирования и поддержки, оказанной им на старте. И здесь не последнюю роль играют ресурсы банков.
В июне 2014 года Россельхозбанк заявил о запуске новых кредитных продуктов для микробизнеса. Новые решения оптимизированы под различные потребности предприятий и предусматривают широкий спектр опций: оперативное рассмотрение заявок, длительные сроки кредитования, возможность поэтапного финансирования. Подробнее об этих и других продуктах и услугах Банка наш разговор с директором Ставропольского филиала ОАО «Россельхозбанк» Алексеем Сенокосовым.
– Алексей Николаевич, расскажите подробнее о новых предложениях для предприятий микробизнеса.
– С начала октября в Ставропольском филиале стартовал пилотный проект по внедрению новых кредитных продуктов. Теперь мы можем предложить клиентам микробизнеса кредиты «Быстрое решение» до 1 млн рублей, «Микро» от 1 до 3 млн рублей и «Оптимальный» от 3 до 7 млн рублей.
Условия по ним являются на сегодняшний день одними из самых конкурентоспособных на банковском рынке, и мы рассчитываем, что уже в ближайшее время эти кредиты станут чрезвычайно востребованы предпринимателями.
Все три продукта обладают рядом существенных преимуществ. Например, кредиты «Быстрое решение» и «Микро» предоставляются на срок до трёх лет, как в форме единовременной выдачи, так и в форме кредитной линии, ведь не всегда требуется вся сумма сразу, часто бизнес клиентов требует финансирования в зависимости от этапа, от условий оплаты по договорам с поставщиками. И поскольку клиентам микробизнеса часто необходимы деньги достаточно быстро, важным преимуществом станут сокращённые сроки рассмотрения, от трёх дней, при условии подготовленного пакета документов. Мы понимаем, что при финансировании строительства магазина или запуске новой линии производства отдача будет не сразу, поэтому предоставляем клиентам возможность оформить кредит «Оптимальный» на довольно длительный срок – до пяти лет.
– Скажите, а как Банк рассматривает деятельность клиентов при подаче заявки на кредит, важно ли клиенту иметь грамотно составленный бизнес-план?
– Мы не предъявляем требований к клиентам микробизнеса об обязательном наличии расчётов, технико-экономического обоснования кредита и многих других документов. Понимая, что микробизнес – это часто несколько небольших торговых точек, и предпринимателю не хватает опыта и знаний, наши сотрудники просят показать действующий бизнес, рассказать о планах, анализируют имеющиеся документы клиента, его отчётность. Важно отметить, что открытый диалог с сотрудником Банка – залог объективной оценки возможностей заёмщика.
– Может ли клиент с потребностями в кредите на небольшую сумму, ну допустим 500 000 рублей, рассчитывать на внимание со стороны Банка?
– Зачастую клиенты микробизнеса сталкиваются с отсутствием интереса к ним со стороны кредитных организаций, нередко банки отдают приоритет в обслуживании крупным компаниям. Для нас очень важен каждый заёмщик, ведь мы понимаем, что из микробизнеса вырастает малое предприятие, затем может быть и среднее, при этом клиент, которого Банк поддержал в самом начале, как правило, остается верным и лояльным партнером надолго или навсегда.
– Небольшие крестьянские хозяйства, у которых расходы на ведение бизнеса производятся наличными средствами, часто жалуются на высокие тарифы в банках по обслуживанию счёта и выдаче наличных. Что сегодня им может предложить Россельхозбанк?
– Специально для крестьянских (фермерских) хозяйств, независимо от их правового статуса, и для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, функционирующих в соответствии с федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», в Россельхозбанке предусмотрено бесплатное снятие наличных средств с банковских счетов на сумму до 3,5 млн рублей. Кроме того, в Банке, начиная с 6 октября и до 31 декабря текущего года, проводится акция, по условиям которой за открытие одного расчетного счета в рублях Российской Федерации или в иностранной валюте – плата не взимается. Действует она для всех новых корпоративных клиентов.
– Хорошо. А если клиент, например, находится достаточно далеко от офиса Банка. Откроет расчётный счет, получит финансирование, а затем ему придется тратить много времени на поездки в банк, чтобы своевременно оплатить кредит или перевести средства поставщикам за товары и услуги. Есть ли возможность осуществлять такие операции дистанционно, с домашнего компьютера?
– Да, конечно. Открывая счет в Россельхозбанке, клиент может одновременно подключить систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО), которая позволит не только сэкономить время на поездки в Банк, но и получить реальную экономию от проведения платёжных операций и обслуживания счёта. В системе ДБО можно отслеживать состояние отправленных документов, находить документы за отчётный период, получать выписки по счетам и обмениваться с Банком сообщениями в свободном формате. Сейчас мы активно развиваем это направление с целью предоставления клиентам новых сервисов. Как видите, обслуживание может быть и удобным, и быстрым, и выгодным.
Стоит отметить, что по условиям выше упомянутой акции плата также не взимается за изготовление одного временного сертификата ключа подписи на ключевом носителе Банка. По условиям акции подключить услугу могут и новые корпоративные клиенты, и действующие.
– Как Вы оцениваете потенциал развития банковских услуг для клиентов микробизнеса нашего региона?
– На мой взгляд, сегодня экономика региона испытывает недостаток качественных банковских услуг, особенно это касается сегмента микробизнеса. Вместе с тем, со стороны предпринимателей достаточно велик спрос на удобные и доступные виды финансирования, и я рад, что Россельхозбанк находится в числе тех кредитных организаций, которые эту потребность могут удовлетворить в полной мере.