Знаковым стал 2022 год для молодого, но перспективного овцеводческого хозяйства СПК «СССР» Хунзахского района Дагестана. Сельскохозяйственный производственный кооператив, образованный в 2015 году, получил статус племенного хозяйства. Возглавил предприятие опытный овцевод Касум Амиров. Агропредприятие под его руководством нацелено на то, чтобы сохранить и преумножить племенное поголовье уникальной тушинской породы овец.
Крепкие и выносливые
Тушинская порода относится к аборигенным и считается одной из лучших грубошерстных кавказских овец, а многие специалисты однозначно отдают ей пальму первенства. Созданная селекционерами средневековой Грузии еще в тринадцатом – четырнадцатом веках, названа она по имени этнографической группы грузин – тушины, которые и занимались селекцией и разведением овец.
Неслучайно именно тушинская порода оказалась одной из немногих аборигенных пород, общее поголовье которых за последнее четверть века увеличилось. Представители породы отличаются крепким костяком, хорошей гармоничной конституцией, а главное – выносливостью, благодаря которой овцы легко могут преодолеть сотни километров перегонов. Еще одно преимущество, весьма важное для Дагестана с его отгонной системой овцеводства – возможность круглогодичного пастбищного содержания.
Общая численность тушинских овец в СПК «СССР» составляет свыше 1800 голов, из которых более 1400 – маточное поголовье.
Март – самый напряженный месяц в жизни овцеводов. В этот период проходит главная кампания сезона – окот. Подготовка к нему идет заблаговременно и основательно. Предприятие закупило 15 тонн ячменя, давать который овцам начали в середине января, и 250 рулонов сена.
Зимой в этом году в прикутанных землях снега выпадало мало, да и тот напрочь сметали сильные ветра. Весна тоже не была щедрой на дожди. Из-за засухи даже в середине марта зеленой травы практически не оказалось. Поэтому поголовье пришлось подкармливать запасенными кормами.
Сено обходится недешево, 200 рублей за рулон. Но хозяйство на нем не скупится. Чтобы быть уверенным в том, что получит качественное сено, СПК покупает его заранее по предоплате.
— Результатами окота я в целом доволен, – говорит руководитель СПК Касум Амиров. – Выход составил?? ягнят на сто овец. Двойни у тушинских овец практически не бывает, в отличие от мериносовых пород. Но зато молодняк более крепкий. Эта выносливость очень им пригодится во время перегона.
«Пастбищный» вопрос
Проблемы с реализацией животных у СПК «СССР» нет, да и быть не может. Превосходное качество мяса тушинских овец, без характерного запаха, и курдюк, который особенно ценится на Северном Кавказе, обеспечивают стабильно высокий спрос у потребителей. При таком положении дел, казалось бы, впору задуматься об увеличении поголовья. Но все упирается в нехватку земельного ресурса.
В распоряжении хозяйства – 550 гектаров в Прикаспийской низменности, и такая площадь пастбищ не способна прокормить большее, чем есть, количество овец. Есть и другой немаловажный нюанс. Даже эти земли, как и пастбища в горах, взяты в субаренду у другого хозяйства.
Надо сказать, что многие руководители овцеводческих предприятий Дагестана, за которыми нет закрепленных угодий, недовольны отсутствием стабильности в земельном вопросе. Причина в том, что они никогда не могут быть уверены, что в следующем году арендованные земли останутся за их хозяйством, а не «перекочуют» к другим овцеводам.
Из-за краткосрочности контрактов ставится под сомнение резонность обустройства на таких участках каких‑либо строений, вроде домиков для чабанов, не говоря уже о подводе к ним коммуникаций. И хотя бытует в народе пословица, что нет ничего более постоянного, чем временное, к денежным отношениям она не применима. Здесь правило другое: кто больше заплатил, тот и право имеет.
Хозяйства, за которыми закреплены земельные участки, потерять постоянных арендаторов не опасаются. Хорошие горные летние пастбища в Дагестане, что называется, на вес золота. И вроде площади их немалые, но и разведение овец в республике очень популярно. А потому желающие арендовать добротные пастбищные угодья найдутся всегда. Другой вопрос – почему бы не наделить землей тех, кто использует ее по назначению.
— Мы однозначно увеличили бы поголовье, если бы нам предоставили пастбища в долгосрочную аренду, – подчеркивает председатель СПК. – Очень надеемся, что руководство республики поможет нам в решении земельного вопроса.
Еще одна проблема – нехватка кадров. Чабанам в хозяйстве платят высокую, по здешним меркам, заработную плату – 40 тысяч рублей в месяц. К тому же это не единственный источник доходов работников. Вместе с деньгами они получают возможность пользоваться пастбищами, обеспечивать собственных овец кормами. Таким образом суть кадровой проблемы кроется не в деньгах, а в тяготах чабанского труда.
Касуму Амирову такого отношения никогда не понять. Он сам пасет овец и считает, что именно работа чабана помогла восстановить здоровье после перенесенного в тяжелой форме короновируса. Человек философского склада ума и широкой души, он рожден в Дагестане и бесконечно влюблен в его красоты – живописные пейзажи Прикаспийской низменности, морскую гладь Каспия и великолепие кавказских гор. И в этом смысле работа чабана – это не трудовая обязанность, а жизнь в единении с природой столь дорогой сердцу родной земли.