Check-Up государственной поддержки АПК

Реклама

В рамках Международного инвестиционного форума Сочи-2014 под председательством заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрия Юрьева состоялась панельная дискуссия «Check-Up инструментов государственной поддержки АПК с инвесторами».

Реклама

В дискуссии приняли участие заместитель губернатора Краснодарского края – министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Сергей Гаркуша, глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Госдумы Надежда Школкина, председатель совета директоров ООО «УК Фабрика овощей» Александр Сабиров, вице-президент агропромышленного холдинга «Мираторг» Михаил Скворцов, генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Евгения Уваркина, председатель правления Агентства кредитных гарантий Галина Изотова.

Заместитель губернатора Краснодарского края, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в  своем докладе представил ситуацию в АПК края и сообщил участникам дискуссии о результатах, достигнутых аграриями Кубани в текущем сельскохозяйственном году.

Новые направления аграрной политики

С основным докладом выступил  заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Юрьев, который отметил, что на этом мероприятии собралось профессиональное сообщество. И все прекрасно понимают, что аграрному сектору сегодня уделяется достаточно большое внимание. Такое внимание связано, в том числе, и с санкциями против России, но помимо этого, и с теми достижениями, которые аграрный сектор России показывает в последние годы. Если посмотреть статистику, то можно увидеть, что и в период кризиса 2008 года в аграрном секторе происходил достаточный рост, и в последующие годы он сохранял эти тенденции. Фактически нет и не было снижения производства и, если оно присутствовало, то только из-за засух или других чрезвычайных ситуаций. И даже такое проблемное направление, как животноводство показывало совокупный рост производства продукции. Все это происходило благодаря правильной и взвешенной государственной политике и действию инвесторов. Но сегодня есть конкретные поручения в отношении действующего эмбарго.

«Мы занимались импортозамещением в первую очередь в счет отечественного производства. В рамках этого поручения был проведен аудит совместно с отраслевыми союзами и экспертным сообществом. Это был взвешенный анализ тех мер поддержки, которые на сегодняшний день существуют, который позволил сделать выводы, каким образом поменять Государственную программу развития сельского хозяйства при тех ограничениях, которые существуют на сегодняшний день, и посмотреть те точки роста, где мы можем в ближайшей перспективе произвести импортозамещение», – отметил заместитель министра.

Что касается решения закрытия задолженности по инвестиционным кредитам, то, по мнению Дмитрия Юрьева, это существенная проблема для всего аграрного сектора страны. Начиная от новых проектов – точек роста, строительства тепличных комплексов или других перспективных направлений, и заканчивая уже реализуемыми проектами, которые уже не попали в отбор комиссии, проблему задолженности необходимо закрыть. И решение, которое приняло Правительство РФ о выделении дополнительных 20 миллиардов, позволяет закрыть эту инвестиционную задолженность. И дальнейших сбоев с выплатой субсидий не предвидится, уверен Юрьев.

Поскольку сбой был в накопленной задолженности, начиная с 2010 года недоплата по субсидиям была существенная, и она, практически, коллапсом лежала на строке расходов на АПК, которая предус­матривалась в Государственной программе. Сегодня, когда ситуация здесь меняется кардинальным образом, это фактически сигнал для инвесторов, что проб­лема снята. И с банками уже прорабатывается вопрос, чтобы они уже сейчас начинали принимать проекты, в которых предусматривается государственная поддержка.

По совершенствованию программы в ходе инвентаризации МСХ РФ подготовило умеренно оптимистический сценарий реализации Государственной программы до 2020 года, предусматривающей принятие новых и корректировку старых мер, направленных на развитие отечественного производства сельхозпродукции и выделение дополнительных бюджетных ассигнований в размере 636 млрд рублей.

Согласно действующей программе, на реализацию ее мероприятий с 2015 года по 2020 год запланированы средства Федерального бюджета в размере 1 триллион 158 млрд, региональных бюджетов – 403 млрд рублей.

«Пропорция в софинансировании у нас составляет: 71 % федеральные средства и 21 % региональные. В умеренно-оптимистичном сценарии предлагается из федерального бюджета с 2015 по 2020 год предусмотреть средства в объеме 1 триллион 794 млрд рублей, из региональных бюджетов – 420 млрд. Долю софинансирования мы оставляем прежней, и в пропорции она составит 81 к 19 %», – сообщил Дмитрий Юрьев.

Он уверен, что это существенно снизит нагрузку на региональные бюджеты и позволит Федерации в большей степени финансировать государственную поддержку по инвестиционным проектам. Расходы на реализацию отдельных мероприятий программы будут оптимизированы, в том числе, за счет внутреннего перемещения средств с учетом приоритетов и в целях обеспечения эффективности бюджетных расходов. В 2015 году эта сумма составит порядка 38 млрд рублей.

Средства на поддержку экономически значимых региональных проектов и программ развития сельского хозяйства полностью перенаправлены на реализацию приоритетных адресных инвестиционных проектов в отраслях растениеводства и животноводства.

И, если ранее основным критерием экономически значимых программ был прирост продукции, то сегодня здесь планируются некоторые изменения, так как в ряде случаев регионы, получая средства из федерального бюджета, впоследствии не обеспечивали выполнение планируемых результатов. В дальнейшем предлагается отбирать инвестиционные проекты с определенными параметрами производства, реализация которых будет контролироваться регионами.

Произведен анализ субсидий, предоставляемых производителям сельхозтехники. Все регионы, где был проведен аудит, заявили о том, что эта мера не эффективна. В этой связи она будет ликвидирована, а объемы финансирования будут  перенаправлены на программы закупки сельхозтехники с компенсацией непосредственно самим сельхозтоваропроизводителям. Этот вопрос был проработан с депутатами Государственной Думы РФ. Компенсация предусматривается в объеме 35 % компенсации на приобретение сельхозтехники.

«Мы считаем, что это более действенный механизм. Также перераспределяем средства с субсидий краткосрочных кредитов в области животноводства на крат­косрочные кредиты на закупку молока и переработку животноводческой продукции», – сообщил Дмитрий Юрьев.

Далее заместитель министра продолжил обсуждение мер корректировки господдержки по отраслям. Так в программе развития подотрасли растениеводства министерство предлагает добавить средства на действующие механизмы господдержки – это затраты на закладку садов, субсидирование краткосрочных кредитов на проведение сезонных полевых работ, инвестиционных кредитов. Также предполагается предусмотреть новую меру – субсидирование затрат на строительство плодохранилищ и создание инженерной инфраструктуры.

В новой подпрограмме развития овощеводства открытого и закрытого грунта и семенного картофеля, которой ранее вообще не было, предусматривается несвязанная поддержка на один гектар при возделывании овощей и семенного картофеля. Эти культуры будут исключаться из общей несвязанной поддержки растениеводства, и будут идти на других условиях. Планируется субсидирование строительства картофеле- и овощехранилищ, создание инженерной инфраструктуры, затрат на строительство и модернизацию тепличных комплексов. Ранее эти меры находились в регионально значимых программах. Поэтому была проблема с дефицитом инвестиций, а инвесторы не видели, сколько денег закладывается на это направление. Сегодня такие ориентиры будут заложены.

В подпрограмме развития подотрасли животноводства, переработки и реализации ее продукции предлагается увеличить меры господдержки по субсидированию инвестиционных кредитов. Этот объем увеличивается специально. Если смотреть инвестиционные кредиты, то они сегодня полностью сбалансированы при закрытии задолженности, но новые деньги предлагается заложить на продление проектов, чтобы не снимать субсидирование птицеводства с 2015 года и свиноводства, которое предусматривалось до 2018 года включительно. При этом другой вопрос возник в отношении правил, где эти проекты будут реализовываться. Они будут реализовываться там, где нет рисков АЧС, где нет перенасыщения производства, поэтому смещение этих проектов будет направлено в Поволжье и другие регионы России, где этих факторов риска нет и есть избыток кормовой базы. В планах инвестиционные проекты по реконструкции и созданию лабораторий по АЧС. Увеличивается поддержка по противоэпизоотическим мероприятиям. Также предусмотрено увеличение финансирования по таким узким направлениям животноводства, как овцеводство, козоводство, кролиководство, коневодство, оленеводство. Кроме того планируется новый механизм поддержки – субсидии на развитие производства тонкорунной шерсти. Это достаточно важно для тех регионов, где это направление присутствует.

Развитие молочного скотоводства – вообще отдельная подпрограмма, которая требует достаточно серьезного внимания. Поскольку, когда был проведен аудит существующих мер поддержки, в министерстве пришли к выводу, что этой отрасли уделяется недостаточно внимания. И статистика, и ситуация в отрасли показывают, что здесь нужно кардинально менять критерии и подходы к поддержке этой подотрасли.

«Предусматриваем новые меры поддержки субсидирования затрат на строительство МТФ, создание инженерной инфраструктуры, предоставление грантов кооперативам, работающим в сельской местности над созданием инфраструктуры по сбору и закупке молока, планируем увеличить финансирование по коротким кредитам, ориентированным только под молочное скотоводство, инвестиционных кредитов и субсидий на один кг реализуемого молока», – заявил Юрьев.

В направлении развития мясного скотоводства предлагается добавить средства на возмещение части затрат на увеличение маточного поголовья КРС мясных и помесных пород. Также необходимо предусмотреть новые субсидии на содержание маточного поголовья, что обеспечит сохранение достигнутого в предшествующие годы уровня численности мясного скота.

По новой подпрограмме развития генетики, селекции и семенного дела: предлагается предусмотреть субсидии инвестиционных кредитов и краткосрочных кредитов на приобретение генетически ценных пород животных, элитных семян. Предполагается субсидирование на создание селекционно-генетических центров, возмещение затрат на строительство инженерной инфраструктуры до 20 %.  Также планируется увеличить поддержку племенного животноводства КРС мясного и молочного направления.

«Это важная подпрограмма, поскольку, если посмотреть и сделать срез по предыдущим годам, то становится очевидно, что, фактически, наши мясники и молочники не занимались проектами, связанными с селекцией и генетикой и, если посмотреть по сегодняшней зависимости от импорта, то она у нас очень высокая», –  сказал Юрьев.

Он также отметил, что на реализацию этих мер потребуется время и значительные инвестиции, потому что здесь закладывается основа для входа в данное направление аграрного бизнеса. Поскольку, если посмотреть на существующую ситуацию, то по пальцам можно перечесть инвестпроекты, которые предусматривают у себя генетические линии первого порядка, уже не говоря о чистых линиях, по которым работает всего несколько предприятий. Эти предприятия работают еще с советского периода и находятся уже не в том состоянии, чтобы удовлетворить потребности нашего бизнеса, инвестирующего в эти направления.

«Поэтому здесь мы будем работать в том числе с отраслевыми союзами. Есть определенная критика по этим мерам поддержки. Но пока это первые шаги, чтобы заложить базовый камень в этом направлении», – сообщил заместитель министра.

В программе развития пищевой и перерабатывающей промышленности и развития опторас­пределительных цент­ров предложено увеличить субсидирование по привлеченным краткосрочным кредитам на закупку сырья. Деньги будут выделяться из ранее предоставляемых средств в растениеводство и животноводство.

Также предусмотрено предоставление субсидий на компенсацию затрат по строительству оптораспределительных центров по закупке, хранению и переработке сельхозпродукции, связанных с проектированием, подготовкой территорий строительства, присоединении к инженерным сетям, в том числе очистным сооружениям, по инвестиционным кредитам на поддержку предприятий АПК в области пищевой и перерабатывающей промышленности и созданию оптораспределительных центров. Сегодня на выходе уже поправки в Закон «О сельском хозяйстве», предусматривающие допуск переработчиков к мерам государственной поддержки. Это достаточно важно, потому что ранее предусматривалась в основном только косвенная поддержка этих предприятий.

«Но сегодня меняющаяся картинка развития сельского хозяйства показывает, что когда первичное производство достигает своих топовых значений, то последующим решением является переработка и оптологистика, которая в дальнейшем сформирует финансовую модель для первичных предприятий. Поэтому это очень важное направление, которым нужно серьезно заниматься», – сообщил заместитель министра сельского хозяйства.

Что касается технической и технологической модернизации и инноваций, то есть направление по субсидированию машиностроения, на возмещение 35 % затрат на приобретение сельхозтехники. Так же предложено предоставлять субсидии лизинговым компаниям. Что позволит уменьшить стоимость услуг лизинга для конечного потребителя и увеличить спрос на отечественную технику. А в конечном итоге приведет к расширению рынка лизинга по предварительным расчетам в 2-3 раза.

Министерство сельского хозяйства предлагает развитие новой подпрограммы финансово-кредитной системы АПК, предусматривающей ежегодную декапитализацию Россельхозбанка, увеличение его уставного капитала, которая позволит привлечь в отрасль АПК дополнительные заемные средства порядка 4 трлн руб­лей до 2020 года. В том числе на сельское хозяйство 2,7 трлн руб­лей, остальная часть средств предназначена для предприятий перерабатывающей промышленности и для пролонгирования кредитов на проведение сезонных полевых работ на сумму около 600 млрд рублей.

Реализация перечисленного комплекса мероприятий, выделение дополнительных финансовых  средств позволят нарастить производство мяса скота и птицы с 8,5 млн тонн в 2013 году до 10 млн тонн к 2020 году, что уменьшит поставки импортной продукции почти на 68 %. Позволит увеличить производство молока с 30,5 млн тонн в 2013 году до 33 млн тонн к 2020 году, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9 %.

«Обращу внимание, что в расчетах мы также смотрели ситуацию с импортозамещением в личных подсобных хозяйствах. Статистика такая у нас есть, мы видим динамику сокращения в этих секторах, поэтому здесь мы в первую очередь ориентировались на индустриальное производство, которое у нас является основным поставщиком продукции для товарного производства», – сказал Юрьев.

По направлению производства плодовоягодной продукции, без винограда, увеличение планируется с 2,9 млн тонн в 2013 году до 3,8 млн тонн к 2020 году, что сократит импорт на 20 %. По овощам с 14,6 млн тонн в 2013 году до 16,5 млн тонн к 2020 году, что уменьшит поставки импортной продукции на 70 %.

Производство картофеля с 30,2 млн тонн в 2013 году должно вырасти до 31 млн тонн к 2020 году, что сократит импорт на 100 %.  В большей степени эти меры касаются строительства картофелехранилищ, так как сегодня есть проблема, когда отечественный картофель не может долежать до пикового периода в марте месяце. И крупные города вынуждены покупать импортную продукцию. Эту ситуацию необходимо кардинально поменять. Сложилась парадоксальная ситуация, когда производится, практически, 100 % потребности картофеля по индикаторам Доктрины продовольственной безо­пасности, но заместить импорт страна не может, чтобы это сделать, нужно построить правильную инфраструктуру.

По производству винограда замещение произойдет на 54,6 %, до 659 тысяч тонн к 2020 году.

Решение задач по ускоренному импортозамещению возможно осуществить только с привлечением дополнительных кредитных средств, в том числе в рамках проектного финансирования. Именно поэтому МСХ РФ поддерживает создание в Мин­экономразвитии программы финансирования кредитов, предоставляемых в целях реализации инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. С другой стороны, привлечение кредитных ресурсов является основным источником средств для сельхозпроизводителей. Однако в виду специфики отрасли АПК, ее сезонности, рентабельности, волатильности, отсутствия залоговой базы – результаты хозяйственной деятельности заемщиков по надлежащему обслуживанию обеспечения кредитов не соответствуют требованиям банков по принятию решений об их выдаче. В этой ситуации созданное в 2014 году «Агентство кредитных гарантий» будет содействовать доступности кредитных ресурсов, увеличит объемы и сроки финансирования малого и среднего бизнеса. Агентством предусмотрены лимиты на 15 млн рублей на предоставление гарантийной поддержки на получение кредитов в АПК.

Кроме прямой господдержки в виде субсидий МСХ реализует другие меры поддержки аграрного сектора. В частности, министерством совместно с отраслевыми союзами, кредитными организациями, Банком России, а также заинтересованными федеральными ведомствами подготовлен комплекс мер по финансовому оздоровлению отрасли. Создана рабочая группа, которая занимается вопросами упрощения процедур кредитования сельхозорганизаций. По итогам ее работы основной комплекс мер заключается в следующем – повышение качества залогового обеспечения, то есть сельхозземель второй категории качества, возможность пролонгации кредитов АПК в результате ЧС для создания банками дополнительных резервов на возможные потери. Если это произойдет, и земли попадут в эту категорию, будет возможно рассчитывать, что наконец заработает земельная ипотека, что достаточно важно для сельхозпроизводителей.

Необходима синхронизация кредитной политики банков в АПК с реализацией мер господдержки в рамках Госпрограммы, в том числе создание новых специализированных и корректировка старых кредитных продуктов, увеличение их доли в кредитных портфелях банков. Также одна из действующих мер – это развитие действующих систем кредитования АПК, например, под залог будущего урожая.

В настоящее время государство также осуществляет поддержку агрострахования, поскольку этот инструмент позволяет эффективно нивелировать риски в отрасли. Пока система страхования ориентирована на страхование катастрофических рисков. В долгосрочной перспективе будет формироваться доверие аграриев к системе, как к надежному финансовому инструменту по защите имущественных интересов и ее широкое распространение в рамках коммерческого страхования.

«Совместно с представителями страхового рынка МСХ РФ прорабатывает сегодня вопрос о создании единой  Государственной перестраховочной компании, что позволит получить ряд преимуществ: ответственность будет перераспределена между страховыми компаниями и государством. Часть рисков будет перестрахована на внешних рынках, снизятся прямые затраты государства на катастрофические риски, увеличится объем застрахованной защиты, повысится эффективность и надежность страхового рынка», – завершил свой доклад заместитель министра сельского хозяйства РФ.

Кредиты будут гарантированы

Председатель правления «Агентства кредитных гарантий» Галина Изотова рассказала о том, что эта структура способна сделать для кардинального улучшения ситуации в сельском хозяйстве России.

Она отметила, что один из целевых показателей Агентства – это именно поддержка АПК.

«Считаем развитие гарантирования всех проектов отрасли АПК нашим приоритетом, как собственно и импортозамещение. Наше Агентство – это вновь созданный институт развития. Его цель – повышение доступности кредитных ресурсов малому и среднему бизнесу. Вторая задача – создание национальной гарантийной системы, чтобы вся сеть гарантийных организаций в стране работала по единым стандартам, что очень удобно и для банков, и для предпринимателей. И прежде всего для представителей АПК», – сообщила Галина Изотова.

Сегодня Агентство уже достаточно активно выдает гарантии. В его портфеле не так много продуктов, чуть более 40. Из них 20 %  – это продукты для АПК. Это и поддержка фермеров и переработки. Ряд вопросов перед организацией ставят банки. Есть проблемы с текущим кризисом, проблемна ситуация с фондированием. Но взамен Агентство ставит вопросы по процентной ставке стоимости ресурсов.

«Для нас это один из целевых показателей, потому, что кроме расширения возможностей кредитования малого и среднего бизнеса, есть задача и стоимости ресурсов. Наши гарантии в ближайшую неделю получат первую категорию качества. Это нулевое резервирование у банков для получения гарантий. Кроме того, эти кредиты можно будет рефинансировать по Положению 312 П в Центральном банке. Соответственно – возможность получения ресурсов по ставке 9,5 %. Это особая важная составляющая политики Агентства.

«И то, что сейчас обсуждается вопрос развития, нацеленный на очень большую серьезную задачу. Я считаю, что «Агентство кредитных гарантий» обязано очень быстрыми темпами войти в поддержку реализации этой программы. Мы в этом очень заинтересованы, видим, что представляемые нам проекты, конкретные кредиты требуют иногда уточнения финансовой модели, исходя из того, что не всегда учтен весь перечень господдержки. Можно снизить процентную ставку гораздо больше, используя весь инструмент государственной поддержки, включая и местную, и региональную», – сказала в заключение Галина Изотова.

Инициативы МСХ РФ нуждаются в поддержке

Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин отметил, что год назад мероприятие началось с критики МСХ РФ, а сегодня можно уже говорить в его адрес слова благодарности.

«Инициативы МСХ РФ нужно поддержать, поскольку они вырабатывались с участием экспертных союзов, регионов. И вот уже приняты решения на уровне государства. Вся беда в том, что сельхозпроизводители этого не знают. Напряжение огромное, потому что практически в течение 2 лет в аграрном комплексе
инвестиционный механизм был приостановлен. Кредиты было невозможно получить. И даже положительное решение не гарантировало выплату денег», – отметил губернатор.

Он уверен, что еще и сейчас денег на всех не хватит. На Госсовете Президент поставил задачу – сделать рывок в сельском хозяйстве за 2-3 года. Но за это время, по мнению Олега Бетина, все сделать не возможно.

«Думаю, что проекты, которые находятся в стадии реализации по ключевым направлениям, можно сделать. Очень хорошо, что начала работать комиссия МСХ РФ, у нас 4 молочных проекта уже ее прошли», – сообщил губернатор.

Губернатор отметил, что ему понятен акцент на красное мясо. Это, прежде всего, качество продовольствия. Но это не социальный продукт. Социальными продуктами являются свинина и птица. «Поэтому, если Союз свиноводов говорит, что миллион тонн не хватает мяса свинины и надо за 1,5-2 года этот объем нарастить, я скажу, что у нас уже строятся объекты. Мы готовы произвести 350 тысяч тонн свинины и птицы к 2015, максимум 2016 году. Готовы заключить договор, принять обязательства. Не дело, когда берут субсидии, а потом не вводят объект. Должна быть ответственность инвесторов перед регионом. Иначе нет смысла работать», – с уверенностью заявил тамбовский губернатор.

Инвесторы готовы

Президент компании «Мираторг» Михаил Скворцов рассказал, что сегодня «Мираторг» – это вертикально интегрированный холдинг, в состав которого входят предприятия, производящие продукцию от поля для прилавка. Холдинг инвестировал сегодня в сельское хозяйство более 140 млрд рублей.

«Мы полностью согласны с позицией МСХ РФ, что тот механизм, который используется в расчете процентных ставок по инвестиционным кредитам, нужно на сегодняшний день модернизировать, чтобы дать толчок инвестору для получения конечного результата. Это нужно и государству и инвестору. В короткий срок, имея ограниченные средства, получить результат по импортозамещению», – отметил Скворцов.

Он подчеркнул, что очень конкретные задачи поставлены руководством страны. Есть Программа и ресурсы. Всего лишь на достаточно поменять механизм, уже имея ресурсы.

«Мы будем стимулировать инвесторов только тогда, когда они будут получать поддержку только после сдачи объектов в эксплуатацию. Это очень важный инструмент.

«Инвестор будет понимать, что в долгосрочной перспективе он получит компенсацию. Плюс он получит определенный инструмент, который не будет ставить его на колени в банке. Он будет сам диктовать условия банку, в какой банк он пойдет, какие условия он будет от него получать. Плюс тот инструмент, который сейчас представляет Минэкономразвития по возмещению проектного финансирования. На сегодняшний момент «Мираторг» готов инвестировать, планируем вложить в свиноводство 85 млрд рублей именно по этому механизму. На 35 млрд рублей мы уже подписали соглашения по мясному скотоводству. Эта отрасль не является энергозависимой и имеет большие перспективы. Мы и дальше будем развивать эти мощности», – сообщил руководитель компании.

Сегодня в аграрном секторе все структурировано и звучит по-новому

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина обратила внимание, что сегодня в аграрном секторе все структурировано и по-новому звучит. По ее мнению, все эксперты собрались на данном мероприятии, чтобы найти слабые точки и стороны, и позволить положению в аграрном секторе стать еще лучше. Она уверена, что структура доклада МСХ РФ вызывает массу положительных эмоций, потому что имеет направления для увеличения привлекательности бизнеса. Также ее радует, что виден комплексный объем предполагаемого оптимистического развития отрасли.

«Я понимаю, что нам его предстоит еще и отстоять, а это очень важная работа. Каждый субъект региональной власти пытается некоторым образом реализовать свои планы. Все приходят в МСХ, каждый отраслевой союз, каждая крупная компания приходит и определяет актуальность именно своих целей. И так будет всегда, потому что задача каждого субъекта защитить именно себя, а перед МСХ РФ стоит непростая задача, как определить приоритеты», – говорит Уваркина.

Она уверена, что все это можно сделать вместе и правильно. Сегодня совершенно по-разному смотрится динамика прироста по отраслям. Свиноводы, птицеводы имеют серьезный прирост производства. Но это еще не завершение целей, поставленных по импортозамещению. Потому что импортозамещение требуется и по этим отраслям и по другим. Для того чтобы ответить на вопросы, что именно приоритетно, необходимо сделать оцифровку отраслей.

«Давайте попробуем подумать о приоритезации шире с использованием цифр – это объем производства продуктов всех отраслей, начиная от молока, мяса, овощей, зерна. Какие объемы мы производим, какой объем потребления у нас необходим по этим отраслям, какой объем импорта на сегодняшний день существует, какова динамика этого импорта, сколько денег мы отдаем экономикам других стран», – подчерк­нула Уваркина.

Более того, она считает, что это и есть угроза продовольственной безопасности. После этого возможно будет увидеть слабые точки. Для того чтобы понять и оценить, как можно исправить эту ситуацию, все участники отрасли должны начать говорить на одном языке.

«Я могу привести такой анализ в молочной отрасли, но это хорошо будет работать по всем отраслям. В рамках проекта программы Союзмолоко мы поработали и попробовали оцифровать молочную отрасль. Мы увидели, что здесь нужно смотреть и социальные и экономические аспекты. Потому что нужно считать, сколько людей задействовано в отрасли, какие ресурсы мы должны вложить. Необходимо сделать, первое, – оценить количество людей занятых в отрасли. Так, например, только в молочной отрасли занято 1,5 млн человек. Из них 1,2 млн занято в производстве, а это сельские территории. Мы понимаем, что собираемость НДФЛ по молочной отрасли составляет порядка 135 млрд. Мы можем смотреть на экономику, на бюджетную эффективность. Но нам не хватает неких стандартов. Дискуссии идут по стоимости инвестиций на одно стойловое место, по другим вопросам», – утверждает Евгения Уваркина.

Для того, чтобы разобраться со всеми вопросами был разработан проект модели инвестиционного калькулятора, который позволяет оценить инвестиционные затраты. Это очень важный показатель для инвестора, который может оцифровать и понять, что будет происходить с проектом. Это инструмент, который позволяет разговаривать на одном языке внутри отрасли со всеми ее участниками. Он показывает окупаемость проектов, имея входные и выходные параметры. Входные параметры включают в себя ряд технологических моментов, ряд инвестиционных и компенсационных затрат. Выходные пара­мет­ры – количество рабочих мест, зарплатная составляющая.

«Инвестиционные калькуляторы мы могли бы сделать не только по молочной отрасли, но и по другим отраслям. Они позволят нам оценить экономическую значимость, бюджетную эффективность, социальную значимость, выстроить приоритеты. Все это мы должны делать вместе, чтобы избежать конфликта интересов. Без этого ничего не получится»  – пояснила Евгения Уваркина.

В России должна появиться эффективная и взвешенная аграрная политика

В выступлении заместителя председателя Комитета по аграрным вопросам Госдумы Надежды Школкиной был поднят вопрос об изъятии земель сельхозназначения, который уже неоднократно поднимался. Недавно Правительство внесло в ГД РФ законопроект по увеличению налоговой нагрузки на земли сельхозназначения, которые неэффективно используются, были предусмотрены и штрафы в Административном кодексе.

«К сожалению, мы приняли правки только в Налоговый Кодекс, который заработает с 1 января 2015 года. Но не приняли Административный Кодекс, так как некоторые депутаты считают, что налоговых мер достаточно, чтобы заставить владельцев эффективно использовать землю», – сказала Надежда Школкина.

Но она уверена, что с поддержкой МСХ РФ будет возможно наконец убрать брешь в законе, где существует положение, что государство имеет право, если в течение 3 лет земли не используются, изъять их у владельца.

«Но, к сожалению, как показывает практика, один владелец передает землю другому, третьему и так до бесконечности. И «де факто» мы не можем изъять эти земли. Думаю, что сейчас мы быстро это примем. Будет решена и серьезная проблема с постановкой земли на кадастровый учет», – подчеркнула Школкина.

Она отметила, что бюджет РФ не наполняется деньгами. И этот земельный налог мог бы способствовать, в том числе, региональным бюджетам пополнить их казну и выполнить все указы президента, не забирая средства у АПК.

По мнению депутата, от уровня господдержки зависит самочувствие не только нашего сельского хозяйства, но и экономики страны в целом. Инструменты господдержки должны быть не столько инструментами выживания, сколько инструментом стимулирования развития высокоэффективного производства.

«У нас несколько форм поддержки – косвенные и прямые. Но, если посмотреть с точки зрения их суммирования, то у нас не столь печальная картина, как часто нас за это критикуют оппоненты из других фракций. Ведь на самом деле только по Госпрограмме из федеральных и региональных средств было выделено свыше одного триллиона и 55 млрд рублей. Только в основной капитал привлечено 5 млрд рублей. Но если мы обратимся к международной практике, где уровень поддержки оценивается по ее совокупному уровню, куда включаются прямые субсидии и меры регулирования по внутренним ценам. Сегодня этот уровень в России составляет 13,5 %. Хотя в начале 90-х годов это был минусовой показатель. В ЕС этот показатель на уровне 19 %, с США – 7,1 %. Но вместе с тем у нас есть страны, которые взяли курс на импортозамещение. Этот показатель составляет порядка 20 % в Китае и до 60 % в Норвегии», – сообщила Надежда Школкина.

Она отметила: казалось бы, уровень господдержки в стране неплохой, есть хороший объем производства. Но вместе с тем, количество финансово устойчивых предприятий находится на самом низком уровне. Что подтверждает уровень рентабельности. В 2013 году он составил минус 1,5 %, с субсидиями 7,3 %. Это говорит о том, что уровень господдержки не столь эффективен с точки зрения финансовой устойчивости предприятий. Хотя в любой аграрной политике сохранение финансовой устойчивости предприятий является ключевым показателем.

«Понятно, что финансовая устойчивость у нас зависит от многих факторов – от кредитной, налоговой, таможенной и тарифной составляющих. Залогом успешного развития АПК является долгосрочная предсказуемая аграрная политика. У нас ситуация неоднозначная. Мы,  просыпаясь с утра, иногда не знаем, какие у нас меры господдержки будут сегодня. Какие преференции у нас будут, какие отменятся завтра. Некоторые горячие головы высказались за отмену нулевой ставки на прибыль для сельхозпредприятий. Мы с большим трудом с поддержкой МСХ РФ ее отбили. Вторым поручением было увеличение льготного НДС на сельхозпродукцию. При таких колебаниях мы далеко не уедем», – считает депутат.

Также она напомнила, что 2 года назад субсидии по инвесткредитам выплачивались регулярно. А сегодня кассовый разрыв по кредитам составил 2,5 года. Аналогичная ситуация может получиться и по программе по импортозамещению.

«Сегодня инвесторы должны понимать, насколько этот процесс продлится. Идти ли ему вкладывать свои средства, например, в садоводство, потому что окупаться они будут также долго, как и в животноводческой отрасли. И поможет ли ему государство завтра или оставит его наедине со своими проблемами. У нас нет формирования устойчивого прогнозируемого спроса на внутреннем рынке на отечественную продукцию, что нивелирует все формы господдержки. Сегодня нужно идти не просто на проектное финансирование, а на проектно-адресное финансирование, вплоть до индивидуального предпринимателя. Здесь очень важно под какую ставку будут даваться кредиты. Если мы будем осуществлять кредитное финансирование на уровне 18-20 % годовых, мы просто можем загнать наши предприятия в стадию банкротства. У нас и так сегодня кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 5 раз», – с беспокойством отмечает депутат.

Она уверена,  что государство должно компенсировать процентные ставки по кредитам банкам напрямую. Сельхозпроизводитель должен понимать, какую ставку он должен будет платить, и ограничить ее. Нужно нивелировать институт процентных ставок и переходить на прямые компенсации, в том числе, на прямые субсидии на технику и производство. И законопроект, принятый в первом чтении и дающий право производителю компенсировать 35 % затрат от стоимости оборудования и сельхозтехники, поможет решить ситуацию с технической отсталостью отрасли.

Она отметила, что, несмотря на все старания государства, цены растут.

«Стоит вопрос, как нам поддержать малоимущие слои населения, пенсионеров. Весь мир реализует адресную поддержку малоимущих слоев населения, соблюдающий баланс интересов государства, производителей и потребителей. МСХ РФ вышло с такой инициативой. Мы должны в 5 регионах запустить эти пилотные проекты. Но пока и здесь ситуация далека от полной ясности», – завершила свой доклад Надежда Школкина.

В завершение мероприятия его участники выразили уверенность, что проведение Минсельхозом России взвешенной государственной аграрной инвестиционной политики позволит нарастить объемы отечественного сельхозпроизводства, обеспечив тем самым импортозамещение и продовольственную безопасность России.

Галина Шишкина

Реклама
Предыдущая статьяОбъективные данные – по самым строгим стандартам!
Следующая статьяLimagrain + BASF + John Deere = Синергизм, Урожайность, Рентабельность