Что работает быстрее?

Кому — санкции, а кому — импортозамещение. Сельхозпроизводство некоторых регионов воспряло духом. В Брянской области оно выросло на 24,1 процента, в Новгородской — на 25,8 процента, в Марий Эл — на 25,4, в Псковской и Тверской областях — более чем на 20 процентов. Чукотка показала рывок в 1,7 раза.

В целом по стране — 2,9 процента роста. Маловато будет. «Это пока первые «ростки», — говорит замгендиректора «ЭКОРИС-НЭИ»(Институт консалтинга в сфере муниципальных органов власти и бюджетных учреждений) Алексей Алтынцев. — И они обнадеживают. Радует, что на 10 процентов выросло животноводство в Центральном федеральном округе. Все это не только наполнение прилавков, сдерживание цен, но и доходы региональных бюджетов, где велика доля сельского хозяйства».
 
Впрочем, пока сельхозотрасль, в целом, не определяет ситуацию в экономике. «Это по-прежнему прерогатива добывающих производств — нефти и газа», — напоминает эксперт. А на этом «фронте» идут бои за стоимость барреля. Цена нефти падает, мировой рынок лихорадит. Но, судя по статистике Росстата, сырьевые регионы России чувствуют себя неплохо. С добычей сырья все в порядке в Тюменской, Челябинской областях, в Ямало- Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Сахалинская область тоже в плюсе на 10 процентов, обращает внимание руководитель департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
 

Но что это? При таком хорошем раскладе в Тюменской области зафиксировано падение промпроизводства на 0,9 процента. Начало негативной тенденции? Второе полугодие покажет. «Это связано с тем, что закрываются дорогие месторождения, где работать сегодня невыгодно», — поясняет Зубец. При этом выработка на хорошо оборудованных месторождениях растет на 10 процентов.

Есть и неожиданные рекорды. Например, Костромская область прибавила в добыче полезных ископаемых 12,6 процентов. В этом году здесь бум на добычу цементного сырья, стекольных и формовочных песков. Число компаний, имеющих лицензии по добыче полезных ископаемых, за два года здесь выросло более чем на треть. Ярославская область показала прирост промпроизводства на 11 процентов. Местные власти объявили 2015-й годом промышленности, увеличив финансирование в шесть раз, до 273 миллионов рублей. Деньги пошли на поддержку модернизации производств, стимулирование инновационной активности.

«Кризису стойко сопротивляются регионы с инвестпроектами, выгодными государству или крупным западным компаниям, находящим ради них пути обхода санкций», — отмечает Алексей Кузнецов из «Центра развития» НИУ «Высшая школа экономики». Серьезные проблемы возникли у тех, чье производство опирается на внутренний спрос. Пример тому — Калужская область, бессменный лидер по выпуску авто. Промпроизводство упало на 12 процентов, что потянуло за собой снижение зарплат.

Уроки первого полугодия

Главная проблема сегодня — не падение производства, а сокращение инвестиций, говорит Алексей Зубец.

«Производство может колебаться вверх-вниз, но если в него не вкладываться , оно будет и дальше падать, — продолжает эксперт. — Во всем мире известно, как выбираться из экономических кризисов — не сокращать, а наращивать инвестиции в инфраструктуру, строить города, железные дороги».

По России, в целом, падение инвестиций составило 5,4 процента. Но есть и чемпионы по росту, например Новгородская область. 78 процентов! Успехи в привлечении капитала администрация региона связывает с тем, что снижает волокиту в коридорах власти. Мордовия набрала 34 процента. Эксперты «РГ» прогнозируют, что эти регионы могут удивить во втором полугодии и ростом экономики.

Exit mobile version