В общем тренде на популярность отечественного вина игроки рынка фиксируют интерес россиян к автохтонным винам. Рестораторы говорят о необходимости наращивать объемы, а виноделы жалуются на дефицит саженцев.
Доля вин из русских, аборигенных сортов винограда (Ростовская область, Краснодарский край, Крым, Дагестан) на сегодняшний день составляет не более 1,5% на отечественном рынке. В ближайшей перспективе виноградари и виноделы будут расширять посадки винограда автохтонных сортов и объем производства вина из него. Об этом сообщает директор по России Всемирной организации винного туризма (GWTO) Леонид Попович.
«Есть всемирный рынок вин. Вина из классических сортов на этом рынке занимают и всегда будут занимать ведущее место. Но всегда появляется мода. Об автохтонах говорят последние 10-15 лет. И те вина, которые получаются из местных сортов, уже точно заняли свою нишу. Сегодня виноградари и виноделы расширяют посадки винограда автохтонных сортов и объем производства вина из него. Но по-прежнему доля автохтонов занимает небольшой процент в общем объеме — порядка 1-1,5%», — сказал Леонид Попович.
Директор GWTO в России уверен, что развитие сегмента будет напрямую зависеть от создания новых питомников, в том числе готовых производитель саженцы исключительно автохтонных сортов в большом количестве.
«Если импортные саженцы мы можем привести уже привитые, то автохтонны никто не прививает, это можно сделать только на наших же питомниках. Те питомники, которые сейчас создаются, ориентированы на массовые саженцы. Как только появятся питомники, готовые производить в большом количестве саженцы винограда автохтонных сортов, тогда количество производства автохтонных вин начнет расти. Пока их просто-напросто негде взять: если кто-то и хотел посадить, то попробуй найди этот «Красностоп», «Кокур» или «Цимлянский черный», — прокомментировал Попович.
Сомелье ростовского ресторана «Эрти» Владислав Беспрозванный прокомментировал, что в винной карте заведения сегодня представлено более 40 наименований вин из автохтонных сортов винограда, и интерес гостей к этим сортам растет.
Производство вина из автохтонных сортов стоит дороже, оно более трудозатратное по сравнению с виноделием на основе классических сортов, говорят виноделы.
«Это культурный виноград — он не морозостойкий. Его нужно на зиму укрывать валом земли. Он отличается тем, что имеет большую биомассу, опушность листа, цвет лозы и низкую урожайность. И получается, что себестоимость этого винограда выше», — поясняет Игорь Губин, председатель Союза виноградарей и виноделов Дона, координатор проектов «Вилла Звезда» и «Усадьба Саркел», глава КФХ Губин И.В.
С другой, стороны, рассуждает глава ассоциации, по причине своей уникальности и более низкой конкуренции на рынке, отпускная цена на автохтонные вина тоже выше обычной, что побуждает виноделов расширять земли под автохтоны.
«У меня это ежегодная планомерная программа. При том, что у меня 12,6 га, я каждый год высаживаю около 2-3 га именно автохтонных сортов», — поделился Игорь Губин.
Совладелец фермерской винодельни FerVino Игорь Зубков в ближайшей перспективе (2-5 лет) планирует полностью перевести производство исключительно на автохтонное вино из-за повышенного спроса на новые вкусы аборигенных сортов. Но в то же время винодел отмечает препятствия бюрократического характера в этой отрасли.
«Продукция улетает. Всем надоело «Каберне-совиньен», люди хотят «Анапский монарх», «Макарача», «Монарх». Я считаю, что за этим будущее, но для этого нужна серьезная господдержка. Дайте 1000 га земли и субсидирование института, который будет продавать виноделам саженцы. Интерес есть, а питомников нет», — рассказал Зубков.