Необычайно тяжелой выдалась в этом году жатва на полях СПК «Выбор». Проливные дожди затянули созревание нивы. Колос напитался влагой, отяжелел и как-то безрадостно поддавался жатке. Каждый новый день для хлеборобов начинался с метеосводки. Прогноз без изменений – повышенная влажность.
Легкой жатвы не бывает
– Таких условий не было уже лет 20, – вспоминает страду председатель артели Сергей Баранников. – На уборку пришлось затратить времени в 2 раза больше, чем в прошлые годы. Работали на пределе. Урожай-то хороший, нельзя было его потерять.
Труды земледельцев не оказались напрасными. С гектара собрали по 70 ц/га зерна. Да еще потом соседям помогли на 1000 га зерновых. У себя успели и вспахать, и сено скосить, и засеять поля озимой пшеницей. В общем, сезон закончили с приятным чувством, когда можно сказать: сделал дело, гуляй смело. Сейчас уже прошедшая уборочная страда стала историей, очередным опытом, уроком в трудном деле хлебороба.
– Мы не считали часы, проведенные в поле, говорит начальник уборочного комплекса Николай Кабаев. – Трудились так, как и положено на земле. Старались каждое зернышко подобрать. Перевели дух лишь тогда, когда весь урожай оказался в амбаре. А теперь довольны – будет и на хлеб, и на масло.
По мнению председателя СПК Сергея Баранникова, легкой жатвы не бывает. Только трудности проявляются по-разному. А новые испытания лишь сплачивают коллектив, делают людей сильнее. В этом году в полевой страде участвовали 32 человека, которые были как одна семья. Председателю трудно назвать кого-то лучшим. Мол, другой обидится: разве он работал хуже? Таким закладывался кооператив еще 20 лет назад, когда в него вошла часть работников совхоза «Предгорный».
Тогда, в 90-е прошлого столетия, советские колхозники, знавшие лишь одну форму собственности – коллективную, были поставлены перед широким выбором других форм хозяйствования. Но о них они имели мало представления. Жители поселка Пятигорский объединились в сельскохозяйственный кооператив и уже через 4 года доказали его состоятельность. К тому времени совхоз СПК «Предгорный» разорился. Выборцы выкупили его имущество, присоединили земли.
Зарабатывают на всем
Сегодня пашня СПК «Выбор» составляет 4,5 тыс. га. По меркам современных сельхозпредприятий, стремящихся к укрупнению, – это небольшой бизнес. Как и других сородичей его подстерегают характерные трудности: сбыт продукции через посредников, высокие цены на технические средства, удобрения, горючее и смазочные материалы, неподъемные кредиты. Но хозяйство остается на плаву. Оно одно из немногих, не имеющих задолженностей перед банками. Потому что попросту в долг не берет. Таков принцип председателя: что заработали – на то и жить.
А живут земледельцы на труды свои, прямо скажем, неплохо. Есть 5 новых зерноуборочных комбайнов, построили хранилища, где можно до весны держать весь урожай, для собственных нужд содержат скот. Круглый год работники могут бесплатно обедать в столовой. О зерноуборочной страде и говорить не приходится. В эту горячую пору снедь доставляется прямо в поле. На заработки работники тоже не жалуются. Механизаторы-хлеборобы зарабатывают по 300 – 500 тыс. рублей за год.
Жить на свои, конечно непросто. Вот и сейчас у Сергея Валентиновича одна думка – цена на зерно.
– Надеемся, что продадим выгодно, – говорит он. – Не выйдем на рентабельность, туго придется. Солярка в полтора раза подорожала. Работникам зарплату подняли. Так что деньги, ох как нужны. Переживаем, что качество пшеницы в этом году подкачало. Но урожай вопреки ливням удался. Даже на худших полях брали не меньше 60 ц/га. Валом возьмем.
И немного задумавшись, добавил:
– Выстоим.
В СПК умеют зарабатывать буквально на всем: от аренды своей техники до реализации непрофильной продукции. Вследствие дождей в этом году выросли богатые сенокосы. Сена заготовили на 30 % больше, чем в прошлом. Излишки продадут. Но даже если осенью его не купят, расстраиваться не будут. Как сказал председатель, зима впереди, да и следующий год неизвестно как себя покажет.
Работать рачительно, по-хозяйски научил Сергея Баранникова многолетний опыт. Еще в совхозе «Предгорный» начинал работать инженером, дослужился до главного. В период перестроечных экспериментов был назначен директором «Техсервиса», куда входила вся инженерная инфраструктура развалившегося государственного сельхозпредприятия. А когда в стране поняли, что земледельческим хозяйствам не обойтись без мастерских, энергоснабжения, водоснабжения, в общем, без инженерной службы, возглавил слившееся с «Техсервисом» ООО «Выбор». И уже в реорганизованном кооперативе его демократично выбрали председателем.
За 20 лет существования артель сплачивалась, крепла. Теперь в ней около 100 пайщиков, занятых в растениеводстве, животноводстве и на других работах. Вместе с Сергеем Баранниковым организацией производства занимаются специалисты сельского хозяйства.
Коллектив
как один механизм
Главный агроном Марина Теплякова обихаживает поля «Выбора». Для нее «неженское» дело стало делом ее жизни. Каждый рабочий день начинается для нее спозаранку с объезда полей, да не один раз в сутки. Контролирует каждый цикл возделывания зерновых культур и подсолнечника.
– Меня ребенок только зимой дома видит. У нас в семье такая примета: елку поставили, значит, мама будет вовремя приходить с работы, – говорит Марина. – А что делать. В этом году из-за дождей, навлекших болезни, приходилось до часу ночи опрыскивать поля.
Сохранность зерна на току Сергей Баранников доверил Александру Ерофееву. Уборка длится всего две недели. Остальное время зерно под его присмотром. Ответственность главного хранителя урожая нельзя переоценить, особенно в такой год как нынешний. Чего стоило работникам тока довести пшеницу до кондиции, подготовить к длительному хранению. Урожай буквально вынянчили на руках. То и дело измеряли температуру и влажность новорожденного: не заболел ли.
У комбайнеров свои трудовые подвиги. Дмитрий Малявский намолачивал в этом году по 140 – 150 тонн зерна на комбайне Дон-1500. В кооперативе он уже 10 лет. Таким же путем в кооперативе оказался младший брат Евгений. А привел сыновей отец Михаил Владимировия. Теперь в «Выборе» трудится целая династия Малявских.
– За 20 лет у нас сложился дружный, работящий коллектив, – говорит Сергей Баранников. – Пьянства нет, лодырей нет. Все работают как один механизм. Особенно это видно по уборочному комплексу. В этом году на жатве было задействовано 7 комбайнов, на отвозе 12 машин. Свои поля убрали, а потом и к соседям перешли. Если можем, почему не помочь. Мы этим еще и зарабатываем. Правда, есть один недостаток, – не удержался председатель, видно наболело. – Каждый считает, что лучше всех знает, как сеять, как зайти в поле, как обкосить. Наделают ошибок, а потом оправдываются: хотел как лучше. Но существует мировая практика, есть установившиеся правила, наконец, специалисты со знаниями.
Вечный бой агронома
Один из специалистов СПК «Выбор» уже упомянутая агроном Марина Теплякова. 12 лет она здесь занимается растениеводством. По тому, с каким знанием дела она говорит о производстве, видно – агроном в хозяйстве фигура ключевая. Это она определяет, какие сорта лучше выращивать, выбирает методы работы с землей. Если что-то пошло не так – все вопросы к ней.
Сельское хозяйство очень зависит от погоды. С нехваткой влаги можно в какой-то степени бороться. А вот затяжные дожди требуют особых мер. В этом году из-за избытка влаги распространился фузариоз колоса. Ни один фунгицид против него не действует. Марина принимает решение на следующий год заменить сорта злаковых культур на гибриды, устойчивые к фузариозу. Тем более, что предшественником на большей части полей под озимые была кукуруза.
Бороться со всевозможными болезнями растений – вечный бой агронома. На рынке большой выбор препаратов. Но пока не попробуешь на практике, не узнаешь, что эффективнее.
– В основном мы делаем августовские обработки препаратом Колосаль Про, – делится опытом Марина Теплякова. – Он проявил себя хорошо по всем болезням, против которых направлен. А вот фузариоза никак нельзя было избежать. За два месяца у нас выпала годовая норма осадков. Дожди латками замывали посевы кукурузы. В этих местах теперь недоразвитые растения, в лучшем случае с одним початком.
По логике любого агрономического учебника нужно отказываться от кукурузы как от разносчика грибка. Но не всегда ученые наставления в унисоне с реалиями производства.
– От кукурузы отказываться не будем, – включился в разговор Александр Баранников. – Кукуруза и подсолнечник – наша вторая экономика после пшеницы. Первую продаем птицефабрикам на корм, семечки отправляем на перерабатывающие предприятия.
Агроном Марина Теплякова добавила, что при возделывании подсолнечника они 3 года применяют новую технологию с использованием страхового гербицида Евро-Лайтинг, позволяющего контролировать практически все сорняки в посевах. Семена, которые используют, фирмы Сенгента – гибриды НК Неома и НК Конди.
– В подборе семян мы не мелочимся, – продолжает Сергей Валентинович. – Идем на затраты, опробуем, подбираем перспективные, которые дают отдачу. В этом году использовали такие сорта как Гром, Сила, Лебедь, Таня, Краснодарская. Из новых – Бригадир и Табор.
– По всем культурам мы используем краснодарскую селекцию, – поддерживает разговор Марина. – Каждый год испытываем 3-4 новые сорта. На следующий год снова заказали. Как уже знаете, с поправкой на устойчивость к фузариозу. Для севооборота также сеем ячмень, овес, гречиху. Последняя самая простая культура, не требует обработок. Но ее у нас мало, только для натуроплаты механизаторам.
– Почему мало сеете?
– Спросом не пользуется.
– Был же год, когда цены на гречневую крупу взлетели именно из-за дефицита зерна.
– Это розничная торговля искусственно создала ажиотаж. Мало кто берет гречиху.
Своя копейка любит счет
Так за разговорами подъехали к току. На воротах встречает Гульнара Евдокимова. Она весовщица. Урожай принимает уже 19-й сезон. Говорит, что условия для работы хорошие. В ее распоряжении электронные весы, видеокамера. Всю информацию о движении через ее пост она аккуратно заносит в журнал. Образование у Гульнары необычное для села – технолог легкой промышленности. Но в нынешнее время это никого не удивляет. Многие во время перестройки не смогли устроиться по специальности. Гульнара вообще приехала из Казахстана.
– Вот наше богатство, – провожает на территорию тока Сергей Баранников. – Это итог всего года. Кредита, лизинга уже 20 лет как не берем. Все покупаем за то, что зарабатываем.
Урожай хранится на 6 складах, 5 из которых занято товарным зерном. Здесь организована просушка, протравка семян. В складах помещается 15-18 тыс. тонн зерна.
– У меня работает 9 человек, – говорит заведующий током Александр Ерофеев. – Они периодически перекидывают зерно с места на место, просушивают до нужной кондиции. Это происходит в процессе всего хранения. У нас для этого есть новая сортировочная и сушильная техника.
– Нам пришлось пойти на затраты, – пояснил Сергей Валентинович. – Но это того стоит. По сравнению с расценками элеватора затраты на хранение зерна мы уменьшили в 10 раз. Даже круглый год выгодно держать здесь людей.
Такой подход вполне оправдан. Проблема СПК «Выбор», как и других малых хозяйств, в сбыте урожая. Мукомольные предприятия закупают мало зерна, так как у них имеются «свои» поставщики. Спиртовые заводы и птицефабрики тоже не постоянные клиенты. Основной объем товара реализуется на экспорт через посредников. Длительное хранение в этой ситуации как палочка-выручалочка. Судите сами: последнее зерно покидает выборский ток аж в апреле.
В пору рыночной конкуренции удержаться на плаву не так-то просто. Крупные сельскохозяйственные корпорации на этом рынке более заметны. Но и малые сельхозпроизводители научились вести свою игру. Крестьянская мудрость никуда ведь не делась. То, что сейчас называют модным словом предпринимательство, – это как раз и есть тысячелетняя мудрость человека земли.
Сергей Баранников нет-нет да и подумает, хорошо было бы сразу все купить: и технику новую, и удобрения, и семена, и топливо. Но посмотрит, как соседи из-за кредитов в долгах маются, и гонит эту мысль от себя напрочь. Чужие-то деньги легко тратятся, а трудовая копеечка только по нужде. Нет, будем жить на заработанное. На том и успокоится.