Что уже изменилось, чего ожидать животноводам и как это отразится на работе молочной отрасли?
Аграрии, как правило, настороженно относятся к любым изменениям в законодательстве и нормативных актах, затрагивающих их сферу деятельности. Это недоверие зиждется не на пустом месте: многие из «экспериментов», навязанных «сверху», оборачивались если не серьезными проблемами для бизнеса, то грузом дополнительных забот.
Среди последних инициатив, непосредственно затронувших животноводство – внедрение компонента информационной платформы «Хорриот», а также изменение требований технического регулирования в части нормирования лекарственных препаратов. Что в реальности кроется за изменениями в нормативных актах? Будут ли это вспомогательные инструменты для животноводов или агробизнес ожидает новая нагрузка? Эти темы, в частности, обсудили в рамках V Агропромышленного форума «Молоко России».
Прозрачный след
В любом рынке, каким бы он ни был по масштабу: местный, региональный, государственный или мировой – везде отведено большое место продвижению товаров животного происхождения. К такой продукции предъявляют повышенные требования качества и безопасности. И поскольку речь в конечном итоге идет о жизни человека (человечества), это более чем оправдано.
Как в современном мире организовать прозрачную прослеживаемость товаров животного происхождения? Такую возможность обеспечивают открытые информационные автоматизированные системы, которые позволяют вести учет идентификации. Одним из компонентов ветеринарного направления, созданном в рамках федеральной государственной информационной системы «ВетИС», является «Хорриот».
1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в «Закон о ветеринарии», которые обязали вести учет, идентификацию и маркирование животных.
1 марта 2024 года вступит в силу Постановление правительства № 550, которое устанавливает порядок учета животных.
— На сегодняшний день федеральная информационная система «Хорриот» включает два больших направления, – отмечает заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям Светлана Петренкова. – В первую очередь, это прослеживаемость животных и продукции животноводства. Вторая важная задача – предупреждение вспышек инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, а также повышение биологической безопасности в животноводстве и перерабатывающей промышленности. То есть от внедрения компонента «Хорриот» в конечном итоге мы ожидаем два позитивных момента. Первый – обеспечение безопасности потребителей. Второй – предотвращение распространения заразных болезней животных.
Модульный учет
По задумке составителей, «Хорриот» имеет четыре модуля. Некоторые из них сейчас находятся на стадии проработки и внесения дополнений.
Первый модуль, который уже находится в промышленной эксплуатации, предназначен для формирования уникального идентификационного номера животного. Этот номер состоит из 11 символов, включая буквы и цифры. К началу 2023 года было сформировано более 15 миллионов номеров для маркировки животных.
Второй модуль предназначен для идентификации и учета животных. Он находится в промышленной эксплуатации с октября 2021 года. Для учета заполняется карточка, в которую вносятся сведения о животном. В карточку животного вносится федеральный номер и номер хозяйства, кличка, порода, описание особи и информация о хозяйстве, где оно содержится. Сведения о владельце автоматически загружаются из реестра системы «Цербер».
Кроме того, в карточку также заносятся данные о проводимых ветеринарных мероприятиях, таких как вакцинация и обработка от паразитов. На данный момент эти сведения вносятся вручную, но планируется автоматизировать этот процесс.
Третий модуль системы «Хорриот» предназначен для учета событий, связанных с животными. Этот модуль находится в разработке и будет фиксировать лечебные, профилактические и диагностические мероприятия, временное перемещение животного (например, на выставку), продажу животного новому владельцу, прибытие на бойню и убой.
Четвертый модуль системы «Хорриот» предназначен для регистрации очагов заразных болезней животных. Этот модуль находится в опытной эксплуатации и используется для регистрации информации о вспышках болезней, лабораторных исследованиях, путях распространения инфекции и мерах по борьбе с ними.
В режиме реального времени
— Время требует глобальных решений и глобальных перемен, – констатировала Светлана Петренкова. – Сегодня мы имеем дело с глобализацией производства и торговли, а также перенаправлением потоков товаров, включая животных и продукции животного происхождения. Поэтому для того, чтобы принимать верные управленческие решения, руководителям в сфере животноводства требуется проводить анализ огромного массива сведений. Взять эти сведения можно исключительно из информационных систем.
Крупные животноводческие предприятия, особенно те, которые занимаются племенным животноводством, на протяжении многих десятилетий всегда занимались учетом. А сегодня государство предоставляет возможности подключения к информационным системам для мелкотоварных ферм, что открывает перед ними новые перспективы для развития, так как учет животных лежит в основе экономики любого предприятия.
С учетом внедрения компонентов «Хорриот» в режиме реального времени будет определяться происхождение, место расположения, маршрут движения животных или партии животноводческой продукции. Кроме того, возможно будет отследить жизненный цикл животных практически в любой момент. И, конечно же, это позволит оперативно предоставить необходимую информацию для всех участников производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации подконтрольных товаров.
На сегодняшний день система «Хорриот» практически внедрена с другими компонентами федеральной информационной системы в области ветеринарии. Это, в первую очередь, компоненты «Паспорт» и «Цербер» – реестры пользователей и сельскохозяйственных объектов.
Продолжается внедрение системы по другим направлением. 10 ноября завершена подготовка внешних форматов обмена данными об API-интерфейса универсального интеграционного шлюза. То есть через систему «Хорриот» можно будет ввести массив информационных данных из внешних источников. Более того, всю эту информацию можно будет и выгрузить во внешние источники.
Представитель Россельхознадзора обратила внимание на то, в 2023 году исправлен ряд технических проблем, возникавших при работе в системе. Например, реализована возможность добавления сведений о вакцинации сразу нескольких животных или групп животных. Кроме того, реализован функционал по выбытию животных или о перемещении с одного объекта на другой.
Для обсуждения технических вопросов, связанных с системой «Хорриот», открыты две интернет-площадки: форум и телеграм-канал, в котором можно узнавать обо всех новостях по внедрению и работе компонента. Кроме того, при возникновении вопросов можно обратиться в службу технической поддержки.
Средства маркирования
С 1 марта 2024 года маркирование и учет сельскохозяйственных животных в России станут обязательными. Исключение сделали для пункта № 4 новых ветеринарных правил, который касается записи уникального номера средства маркировки животного на постоянное запоминающее устройство. Выполнение этих требований станет обязательным с 1 марта 2025 года.
— Декларируемый рост продуктивности животных ставит вопросы к методике и исходным данным для расчета этого показателя в животноводстве, – считает председатель совета – директор Молочного союза России Людмила Маницкая. – Мы рассчитываем, что маркирование сельхозживотных, которое станет обязательным в следующем году, даст достоверную информацию о состоянии отрасли.
Ветеринарные правила маркирования и учета животных, утвержденные приказом Минсельхоза № 832, были опубликованы 30 ноября прошлого года на официальном портале правовых актов. В документе содержатся требования к маркировке каждого вида животных, которых необходимо поставить на учет. Большой пласт посвящен крупному рогатому скоту.
Первая часть требований касается средств, предназначенных для маркирования. Они должны быть устойчивыми к внешним воздействиям, в том числе изменениям температуры в широком диапазоне: от минус 40 °C до плюс 45 °C. В течение всего срока содержания животного должна быть обеспечена визуальная и (или) электронная считываемость информации. Оговорена невозможность повторного применения средств для маркирования. Исключением сделано для микрочипа и табло, но только в том случае, если такое использование не приведет к искажению нанесенной на него информации.
Уникальный номер должен быть нанесен владельцем или иным уполномоченным лицом на средство маркирования или записан на постоянное запоминающее устройство, за исключением индивидуального маркирования посредством вырезов тканей. Допускается нанесение иной информации, которую владелец посчитает необходимой. Отдельно оговаривается безопасность средств маркирования для здоровья животных.
Какие средства можно использовать для маркирования крупного рогатого скота? На самом деле список достаточно широк. Это бирки, ошейники, электронные метки, электронные ошейники, вживляемые микрочипы, внутрижелудочные вживляемые микрочипы, вводимые через ротовую полость животного (болюсы).
Ошейники надеваются на шею КРС. Бирка прикрепляется посередине внутренней стороны уха животного. В этой же части размещается электронная метка.
Вживляемый микрочип устанавливается в основание уха или в корень хвоста КРС, а болюс – в преджелудок.
Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки, подлежит индивидуальному маркированию не позднее 30 календарных дней после дня рождения, а в случае содержания КРС мясного направления на условиях круглогодичного пастбищного содержания – не позднее 91 календарного дня после дня рождения.
Немаркированный крупный рогатый скот, ввезенный на территорию России, подлежит индивидуальному маркированию не позднее 30 календарных дней со дня ввоза.
Данные о маркированных животных нужно передать в течение 5 рабочих дней со дня маркирования, а в случае ввоза маркированных животных из третьих стран на территорию Российской Федерации – в течение 5 рабочих дней со дня ввоза.
Предоставляются сведения о биологическом виде животных, пород, если таковая известна и имеется, дата рождения животного либо указывается возрастная группа – диапазон дат рождения при групповом маркировании КРС.
Список данных о маркировании достаточно широк. Должны быть указаны: дата маркирования, наименование и описание средства, а также его номер и место закрепления, введения или нанесения. Кроме того, предоставляются сведения о лице либо организации, осуществившими маркирование.
В документе указывается цель содержания животных, в том числе для разведения и для получения продукции, тип содержания (безвыгульное, выгульное, пастбищное) и место содержания.
Необходимо также предоставить как данные о владельце, так и сведения о КРС. В частности, о родительской группе животных, если они известны и были учтены в ФГИС. Кроме того, предоставляются данные о проведении лечебных и профилактических мероприятий, а в случае ввоза крупного рогатого скота в Россию из других стран – сопроводительные документы.
От добровольного до обязательного
Технический руководитель московской испытательной лаборатории ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровье животных» Виктор Тищенко представил доклад на тему «Современность и будущее технического регулирования молочной отрасли».
— Техническое регулирование касается каждого, кто участвует в молочной отрасли, – отметил спикер. – Соответственно то будущее, которое нас ждет и которое в принципе видимо и осязаемо, стоит рассмотреть более детально.
Известно, что основные документы, которые определяют техническое регулирование – это договоры об Евразийском экономическом союзе, в котором описаны все принципы и понятия, которые должны исполняться в рамках Таможенного союза.
Техническое регулирование, в свою очередь, – это отношения в трех плоскостях: в части обязательных и добровольных требований, а также в области оценки соответствия. А технический регламент – это единственные документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, которая обращается на территории Таможенного союза. Его основные цели и задачи – это защита жизни и здоровья человек, защита окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. защита окружающей среды – обеспечение энергоэффективности и ресурсосбережения.
Стандарт – это документ, который является главным инструментом реализации технического регулирования. Он позволяет при многократном использовании повторять достигнутый результат.
У технических регламентов есть некоторые особенности применения. В частности, продукция должна выводиться в оборот при обязательной оценке соответствия требованиям техрегламента. Соответственно, страны Таможенного союза не имеют права предъявлять дополнительных требований в отношении к продукции, к которой вступил в силу технический регламент.
Общие принципы технического регулирования не распространяются на установление/применение санитарно-ветеринарных и санитарных требований, которые установлены исключительно на научно-обоснованных и необходимых для защиты жизни и здоровья населения принципах. Один из нюансов заключается в том, что иногда в рамках работы Россельхознадзора это трактуется так, что требования технического регламента не распространяются только в части безопасности продукции. Однако на самом деле вопрос гораздо более обширный.
Для того, чтобы не дать возможности двояких трактовок в договоре разработан и внедрен протокол ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер, которые закрепляют решения комиссии Таможенного союза.
Решение комиссии Таможенного союза № 317 непосредственно касается молочной отрасли. В нем установлено, что продукция животноводства должна соответствовать установленным на территории Евразийского экономического союза ветеринарно-санитарным требованиям, а по факту – техническому регламенту.
— Техническое регулирование в контексте договора рассматривается как добровольное исполнение тех требований, к которым присоединяется производитель продукции, – подчеркнул эксперт. – Однако есть одно «но». Когда производитель в добровольном порядке декларирует что‑либо на своей этикетке, исполнение требований становится обязательным.
Революционное решение
Особого внимания заслуживает требование в части нормирования лекарственных препаратов. Молочная отрасль, как известно, регулируется техническим регламентом ТР ТС 033. Но и здесь не все так просто. Дело в том, что профильные техрегламенты могут устанавливать дополнительные требования, но они не должны противоречить основному техрегламенту, а именно – ТР ТС 021. То есть их нельзя рассматривать в отрыве от друг друга. А последний устанавливает более обширные требования к молочной продукции, которые тоже требуют обязательного исполнения. В частности, должны быть соблюдены сроки выведения препаратов из организма животных, установленные в инструкции.
— Именно в этом и заключается первая проблематика технического регламента, – считает представитель Центра охраны жизни и здоровья». – Есть препараты, которые нельзя применять. Но нет никаких точных указаний на то, на каком уровне ограничивается это применение. Отражая мнение контролирующего органа, каким является Россельхознадзор, могу сказать, что существует такая проблематика, которая не подразумевает прозрачного контекста. Есть моменты, которые легализуют то, чего быть не должно.
По утверждению эксперта, в прошлом году произошла определенного рода революция в части законодательной базы. Было принято решение Совета Евразийской экономической комиссии, которое значительно повлияет на техническое регулирование и нормирование лекарственных препаратов в целом.
Речь идет о решении № 70, датированном июлем 2023 года, котором были установлены максимально допустимые нормы сразу по 75 ветеринарным препаратам (лекарственным средствам и фармакологически активным веществам). Как отмечают эксперты, никогда раньше в области нормирования в Российской Федерации не было досконально проработано так много позиций.
— В документе указаны максимально допустимые уровни остаточных количеств для ветеринарных лекарств как в сырье, так и к переработанной продукции, – сообщил Виктор Тищенко. – Благодаря принятию этого решения, ветеринары автоматически ушли от нуля. То есть теперь им не нужно смотреть, как долго выводится препарат из организма животных, а есть конкретный список, на который можно ориентироваться.
Принятые изменения, как отметили в Совете, являются новым концептуальным направлением, не имеющим аналогов в международной практике. Также установлены требования к контролю остатков ветеринарных лекарственных средств, непоименованных в техрегламенте и (или) незарегистрированных на территориях государств ЕАЭС, что особенно важно для контроля импортной продукции.
Реализация принятых изменений позволит повысить безопасность пищевой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза, будет способствовать урегулированию проблемы различной интерпретации результатов определения остатков содержания ветеринарных лекарственных средств в пищевой продукции животного происхождения органами контроля и надзора и связанных с этим запретов взаимных поставок.