Наряду с ветеранами Великой Отечественной войны – преподавателями и сотрудниками аграрного вуза, как не вспомнить тех, кто сначала ковал Победу в тылу, а потом достойно трудился в его стенах.
В судьбе Александры Николаевны Ивановой война свершила крутой поворот, прежде чем она нашла своё настоящее призвание.
В 1941 году семья Саши Ивановой переехала в Ташкент. Там девочка пошла в 10-й класс. Война грянула внезапно, но шла далеко на западе, поэтому в Узбекистане все надеялись, что будет она недолгой, хотя все были полны решимости бить врага.
До войны девчонка мечтала о профессии самолётостроителя. Уж больно много писали в те годы об авиации Страны Советов, которая ставила мировые рекорды. Тем более что в Ташкент эвакуировался и Воронежский авиационный институт. Так Саша стала студенткой этого вуза.
Одновременно она работала контролёром ОТК в парашютном цехе – внимательно просматривала и тщательно прощупывала каждое крепление, каждую складочку шёлка. Ведь на неё, как контролёра, возлагалась ответственность за жизнь бойцов, за судьбу транспортных грузов, которые сбрасывались в тыл врага на огромных специальных парашютах. Но потом и учёбу в институте, и работу из-за серьёзной болезни Саше пришлось оставить.
Когда вышла из больницы, узнала, что при Ташкентском СХИ идёт набор на курсы усовершенствования агрономов по защите растений. Шёл январь 1943 года. Страна очень нуждалась в такого рода специалистах. Потому что за полтора военных года, когда практически не велась борьба с болезнями и вредителями, они размножились в угрожающих размерах. Ни травиночки на полях не оставляли после себя тучи саранчи, прилетающие их афганских пустынь.
С помощью всемирно известных ленинградских специалистов, эвакуированных в Ташкент, Александра Иванова прошла специальную подготовку по сокращённой программе, но на высоком профессиональном уровне. А дальше была её первая практика в Самаркандской области. Сообразительная девушка с живым, пытливым умом, приветливая и внимательная, с непривычными для местных светлыми толстыми косами быстро завоевала уважение и любовь колхозников.
Её называли они ласково: «Доктор-пахта» (хлопковый доктор). А она меж тем училась всему – языку, езде верхом, определению вредителей, ведь за спиной уже не стояли для подсказки её преподаватели. Выдержав свой первый производственный экзамен, А. Иванова вернулась в Ташкент грамотным специалистом и была направлена в противосаранчовую экспедицию в Кара-Калпакию.
После войны в Ташкенте она работала агрономом-энтомологом треста совхозов, потом училась в Ленинградском институте прикладной фитопатологии и зоологии, преподавала в Приморском СХИ, где стала проректором по учебной работе.
В 1968 году на молодом факультете защиты растений, которому шёл в ту пору только четвёртый год, появился новый декан – А. Н. Иванова. Возглавила она и кафедру энтомологии, которой заведовала в дальнейшем без малого 18 лет. Практически весь наглядный материал, коллекции, таблицы собирались и создавались в те годы при её непосредственном участии.
В памяти моей осталась та неуёмная энергия, которой Александра Николаевна умела увлечь коллектив на решение новых задач: будь то новые методы борьбы с виноградной филлоксерой, широко используемые потом в крае, или рационализаторская работа. Уже тогда факультет защиты растений был лучшим по всем показателям. На протяжении почти 20 лет кандидат биологических наук, доцент А. Н. Иванова руководила нашим факультетом, и её роль в его становление неоценима.
Елена ЧЕНИКАЛОВА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор