В мае исполняется год с момента подписания крупнейшими зернотрейдерами «Хартии добросовестных переработчиков и экспортёров сельхозпродукции». Каковы первые итоги применения новых «правил игры»? Что привнесли в жизнь аграриев изменения в системе налогообложения и что ещё предстоит пережить сельхозтоваропроизводителям в связи с нововведениями? Каковы причины инициированного ФНС глобального перехода на работу с НДС? Ответы на эти злободневные вопросы дала заместитель руководителя Управления федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю Елена Владимировна Смольникова.
Кто ворует деньги?
Ровно год назад, 19 мая 2017 года в Москве более 24 компаний агропромышленного комплекса России подписали Хартию добросовестных переработчиков и экспортеров сельхозпродукции. Инициаторами документа выступил крупный бизнес, практически все, кто входит в топ‑20 зерновых трейдеров.
– Документ нацелен на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, – говорит Елена Владимировна. – При этом подразумевается, что все торговые операции должны осуществляться прозрачными методами, исключая многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции. Такой подход должен был сформировать нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.
Члены Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), по сути, проголосовали за отказ от недобросовестного распределения налоговой нагрузки и услуг компаний-посредников, что на практике означало приобретение зерна без НДС непосредственно у сельхозпроизводителей или фирм–посредников, работающих лишь по договорам комиссии, по поручению или от лица производителя.
В ноябре прошлого года в Общественной палате РФ при Президенте РФ под председательством Евгении Юрьевны Уваркиной состоялись слушания, на которых присутствовали практически все отраслевые союзы сельского хозяйства (масложировой союз, сахарный союз, мукомолы, молочники, пекари, птицеводы, рыбники и прочие).
Выступая на совещании, эксперты разъяснили, что корень проблем кроется в параллельно существующих двух системах налогообложения. Часть аграриев работает по системе единого сельскохозяйственного налога, который не предусматривает выплату налога на добавленную стоимость, другие – в общей системе налогообложения с НДС. При этом большинство участников системы единого сельхозналога – это сельхозпредприятия, которые производят весь ассортимент сельхозяйственного сырья. Помимо растениеводческой продукции, это может быть и мясо, и молоко. Однако на рынке сложилась многоступенчатая система посредников, проходя через которых к переработчику или экспортёру такая продукция приходит уже с НДС, якобы уплаченного одним из участников цепочки. В свою очередь, переработчик или экспортер ставит НДС к возмещению. А по сути, происходит воровство денег у государства. Найти недобросовестного участника в этой многозвеньевой цепочке невозможно, чем и озаботилась Федеральная налоговая служба.
«Волшебная» цепочка
По оценке НАЭСП, ежегодные потери бюджета от незаконного возмещения НДС при экспорте и переработке сельхозпродукции в РФ превышают 65 миллиардов рублей в год. Но страдает не только государство. Когда честный трейдер приходит к сельхозпроизводителю и делает ему предложение на 10 процентов ниже, чем недобросовестный участник рынка, он становится жертвой нечестной конкуренцией. Считается, что неосознанную выгоду от ворованного НДС в этой ситуации получает исключительно аграрий, работающий по системе ЕСХН. Почему неосознанную, объясняется просто. К примеру, к аграрию приезжает трейдер и предлагает несколько большую цену за произведенную продукцию без НДС, чем если бы товар купил напрямую перерабатывающий завод. Сельхозпроизводитель, естесвенно, выбирает самое выгодное предложение, потому что момент с уплатой НДС его вообще не интересует. Но трейдер–то дал эти деньги только потому, что был уверен, что, пройдя через «карусель», на каком–то этапе эта сельхозпродукция сказочным образом «приобретёт» НДС. То есть, по сути, какая-то часть из этого 10-процентного налога досталась аграрию. Остальную часть посредник не уплачивает, а перепродаёт товар переработчику или экспортеру. А когда последнее звено в цепи обращается за возмещением НДС, государство отказывается, сообщая, что за ним идут разрывы. Начинается долгий процесс отстаивания своей позиции в судах.
Государство может бесконечно бегать и искать компании, которые воруют НДС. Налоговые органы могут тратить на это огромные силы и ресурсы. Хартия, уверены налоговики, разрушает эту систему.
– Недобросовестные налогоплательщики своими действиями дискредитируют усилия государства, направленные на формирование привлекательного инвестиционного климата при производстве и экспорте аграрной продукции, – утверждает заместитель руководителя УФНС России по СК. – Общественная палата полностью одобрила и поддержала курс налоговой службы по уходу от «серых» схем. При этом, присоединение к Хартии и правильность выбранного ФНС курса поддержали все отраслевые союзы.
Против серых схем
Инициатива Федеральной налоговой службы – это беспрецедентный случай в истории страны. В данном случае ФНС выступает не с фискальной позиции. Здесь явно прослеживается тенденция к уменьшению количества проверок, к отрицательной динамике случаев судебных разбирательств и, напротив, к увеличению собираемости налогов.
Прозрачная конкурентная среда подразумевает, что одни члены Хартии будут информировать других о том, что с определенным поставщиком есть проблемы. Тогда такой поставщик либо захочет работать правильно, чтобы не быть в зоне риска, либо окажется не у дел, так ка приобретать продукцию у него никто не станет. Таким образом исключается возможность заработка у компаний, которые воруют НДС.
Председатель Комиссии ОП РФ рекомендовала создать рабочие группы по разным направлениям сельскохозяйственной отрасли с учетом их специфики, которые займутся выработкой этих правил. Данный призыв поддержали все отраслевые союзы.
Для получения системного результата Федеральная налоговая служба предложила поменять действующую схему и создать единые прозрачные правила ведения бизнеса. В связи с этим было инициировано подписание «Хартии в сфере оборота сельскохозяйственного сырья». Этот документ предусматривал совместную политику участников рынка против «серых» схем. Хартия обязует её подписчиков вести честный бизнес, что должно привести к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках.
– Налогоплательщики могут самостоятельно и добровольно уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, не нарушая принципов добросовестной конкуренции за счёт незаконной налоговой оптимизации, – объясняет Елена Владимировна. В свою очередь, подконтрольная среда позволяет оперативно выявлять нарушителей и не допускать создания условий, препятствующих развитию отраслей и рынков, и как следствие, приводящих к потерям бюджета. Наиболее важной задачей нашей службы является поддержание инициатив бизнеса, касающихся добровольной уплаты налогов. Любые предложения по разработке правил добросовестного поведения участников рынка в разрезе каждого сегмента АПК мы будем приветствовать и поддерживать.
«Правила игры»
Основные правила Хартии заключаются в следующем. Компании, подписавшие этот документ, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:
– не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей или участия в схемах организации незаконного возмещения НДС, а также препятствуют вовлечению себя в такие схемы;
– стремятся приобретать сельскохозяйственную продукцию непосредственно у сельхозпроизводителей, переработчиков, либо фирм–комиссионеров, а также у других добросовестных участников рынка;
– приобретая сельскохозяйственную продукцию у поставщиков, не являющихся производителями сельхозпродукции, участники Хартии обязуются проявлять должную осмотрительность и добросовестность при выборе контрагента и стремятся приобретать сельскохозяйственную продукцию у фирм-посредников по договорам комиссии по поручению или от лица сельхозпроизводителя;
– проявляют должную осмотрительность при выборе грузоперевозчика, в том числе: заключают договоры непосредственно с компаниями перевозчиками или фирмами–посредниками, которые действуют по договору комиссии непосредственно по поручению или от лица перевозчика;
– прилагают усилия, направленные на расширение списка участников, подписавших данную Хартию.
Прибыльная чистка
Чем обернулось подписание Хартии, если оценивать последствия нововведения с точки зрения налоговиков?
– Предварительные итоги данного отраслевого проекта, – говорит замруководителя региональной налоговой службы, – показали существенное сокращение заявленного экспортерами к возмещению из бюджета НДС при значительном росте экспорта.
На сегодняшний день уже более 2000 налогоплательщиков присоединились к Хартии, в том числе более 130 участников рынка из Ставропольского края.
Реализация зернового проекта по итогам двух кварталов 2017 года позволила предотвратить потери бюджета при экспорте зерна и растительного масла в целом по России в размере 27,4 миллиардов рублей.
– Хартия себя полностью оправдала, – уверяет Елена Владимировна. – Основная масса налогоплательщиков перестроилась. Лишь менее пяти процентов по-прежнему применяет «серые» схемы. Но будьте уверены: в отношении них будут приняты соответствующие меры.
Если изначально этот совместный проект крупного бизнеса и УФНС основательно затронул лишь три региона – Ставрополье, Краснодарский край и Ростовскую область, то в нынешнем году положительный опыт распространён на всю территорию России. Благодаря этому весь зерновой рынок страны практически полностью будет вычищен от нелегального возмещения НДС, уверены в фискальном органе.
Найди вора
Призыв к подписанию Хартии вызвал неоднозначную реакцию у сельхозтоваропроизводителей. Аграриев можно понять: в их непростой работе производственных проблем и задач выше крыше. И если раньше головной болью для сельхозпроизводителей после получения урожая был только вопрос выгодной продажи сельхозпродукции, то теперь к нему добавилась необходимость отследить, кому продать товар. Несмотря на то что участие в Хартии всё же дело добровольное, оно накладывает на налогоплательщика ряд обязательств. В частности, это необходимость предоставлять в ведомство еженедельный реестр спецификаций своих операций, по которому можно отследить, есть ли у компании сомнительные связи или нет.
При этом в налоговой сразу предупредили: обратной связи в полном объеме ждать не стоит. Зерновикам самим предстоит проверять, насколько легально работают их контрагенты. В ведомстве полагают, что имеющиеся в открытом доступе электронные ресурсы позволяют это делать. Однако на деле выяснилось, что всё далеко не так просто. В игру «найди вора», можно сказать, принудительно втянули и сельхозпроизводителей. Но как с этой задачей справиться, скажем фермерам из отдалённых районов, у которых и мобильная связь не всегда работает стабильно, не говоря уже об интернете? Тоже не ясно.
Между тем, Федеральная антимонопольная служба России не нашла положений, противоречащих антимонопольному законодательству. Вместе с тем, ФАС отметила, что в случае, если в действиях (бездействии) хозяйствующих субъектов, присоединившихся к Хартии, при её реализации будет нарушен «Закон о защите конкуренции», такие действия станут предметом рассмотрения антимонопольного органа. Но, как показала практика, такой проблемы не возникло.
Ценовой коллапс
Зато возникла другая проблема и куда более значительная, от который весь российский аграрный мир основательно «встряхнуло». С момента подписания документа любые события, происходящие на отечественном зерновом рынке, стали так или иначе связывать с принятием Хартии. Как бы не рапортовали госслужбы о позитивных переменах, прошлогодний обвал цен на зерновом рынке эксперты связывают не только с перепроизводство зерна в России. Многие считают, что коллапс рынка спровоцировала зачистка рынка зерна от посредников. Сельхозпроизводители, работающие на едином сельскохозяйственном налоге, были вынуждены продавать зерно значительно дешевле, чем раньше, и на 10 процентов дешевле, чем с НДС.
В результате принятия Хартии продажи зерна в середине прошлого лета были практически остановлены. Удалось ли справиться с цепочкой посредников? Ответ участников рынка отрицательный. Они небезосновательно считают, что посредники остались. Только они «перекрасились» и стали агентами трейдеров, с которыми работают по доверенности. Есть мнение, что за Хартию в итоге заплатили те, кто её и не подписывал – мелкие фермеры. В прежних условиях разницы между ценой с НДС и без НДС практически не было. Сами фермеры не участвовали в незаконных схемах возмещения НДС, их проводили покупатели зерна. Но за счёт этих возмещений была в своём роде поддержка мелкого производителя.
В конце сентября стало ясно, что останавливаться на достигнутом Федеральная налоговая служба не намерена. Трейдерам было рекомендовано отказаться от закупки зерна у торговых домов агрохолдингов. Якобы торговые дома могут скупать зерно у сторонних производителей, работающих по системе единого сельскохозяйственного налога, и потом формировать необоснованный вычет по НДС. Налоговики рекомендовали трейдерам закупать зерно у торговых домов агрохолдингов по агентской схеме или работать напрямую с хозяйствами агрохолдинга.
Если кто-то ранее и сомневался, что грядут серьёзные изменения в налоговой сфере, то теперь стало понятно всем: бесконечная чехарда с двумя системами налогообложения долго просуществовать не сможет.
Ожидаемые перемены
Хартия в сфере оборота сельхозпродукции стала лишь первой ласточкой для дальнейших серьёзных изменений. Фундаментальная задача – переход всех аграриев на единую систему налогообложения, при которой работа без НДС становится практически невозможной.
Отследим историю единого сельхозналога. С введением в 2004 году ЕСХН, не предусматривающего НДС, взаимоотношения аграриев, перешедших на этот режим, и переработчиков осложнились. Этим неравнозначным положением удачно воспользовались фирмы-однодневки, выступившие промежуточным звеном между сторонами. За десятилетие с лишнем они так расплодились, что начали приносить государству миллиардный ущерб. Единый сельхозналог облегчил жизнь аграриям, но ударил по кошельку государства.
Теперь налоговики видят выход в установлении для сельхозпроизводителей гибкого механизма уплаты НДС. Это опять-таки двойственная система, но воспользоваться ей сможет лишь небольшой сегмент рынка, определяемый как малый бизнес.
Придуманная в ФНС конструкция подразумевает, что каждый сельхозник, включая тех, кто работает по единому сельхозналогу, становится плательщиком НДС. Однако при этом аграрий может заявить право на освобождение от уплаты НДС, если его выручка не превышает 100 миллионов рублей в год.
Этот порог выручки постепенно будет снижаться, ежегодно уменьшаясь на десять миллионов, пока не достигнет отметки в 60 миллионов рублей к 2022 году.
– С первого января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, признаются плательщиками НДС, – подчеркнула Елена Владимировна Смольникова. – Однако если сельхозпроизводитель с минимальной суммой оборота до ста миллионов рублей выберет работу без НДС, он должен знать несколько нюансов.
Во-первых, нужно учесть, что если такая льгота уже выбрана, отказаться от неё он не в праве. Потерять преференцию можно лишь в случае превышения суммового порога. Во-вторых, освобождение предоставляется аграриям на бессрочной основе. Поэтому продлевать его не нужно.
Итак, переход работы с НДС – это практически сегодняшняя уже реальность. Чем обернутся изменения для аграриев, покажет практика. Ждать осталось недолго.