Джейрахский район Ингушетии: Фермеры высокогорья

Путешествие в Джейрахский район Республики Ингушетия, где в селении Фуртоуг мы должны были встретиться с фермером Баширом Мурадовичем Льяновым, оказалось долгим. Не буду описывать красоты природы, их без труда можно найти на множестве Интернет-ресурсов, где эта территория позиционируется как заповедный уголок для любителей экстремального туризма. Скажу только одно, сегодня район развивается достаточно быстрыми темпами, вполне успешно работают фермерские хозяйства. Об этом наш разговор с Баширом Льяновым, главой КФХ Льянов Б.М.

– Башир Мурадович, когда ваше КФХ образовалось и почему вы выбрали этот путь?

– Наше хозяйство образовалось в 2007 году. А другого труда я для себя не вижу. Я с малых лет занимался сельским хозяйством, работал на земле. В нашей семье всегда были коровы, пчелы, овцы. В 2007 году я арендовал пруды под форелевое хозяйство. И открыл КФХ. С тех пор и работаю.

– На сегодняшний день что есть у вас? Чем вы занимаетесь?

– Занимаемся скотоводством, пчеловодством и рыбоводством. Есть небольшое молочное стадо. Молоко производим в основном для себя и немного на продажу. А так, в основном, занимаемся мясным скотоводством. Есть у меня бычки, коровы и подсосные телята. В данное время у меня здесь на базе 34 головы молодняка, до 2-х лет. Основное стадо – 38 голов находится на Столовой горе. Там у нас расположено летнее пастбище. Все лето скот пасется там, спускаем оттуда только, когда выпадает первый снег. Есть пчелы, форелевые пруды.

– Кто работает в вашем хозяйстве?

– Только семья. Никого не нанимаю. Единственное, когда у меня идет процесс медосбора, тогда я привлекаю людей со стороны. Это надо быстро делать, тем более в горных условиях. У меня 84 пчелиных семьи. Сейчас они уже на зимовке.

– Сколько меда получаете?

– За сезон я собираю до тонны меда. Правда, этот год был неудачным, собрал только около 200 килограммов. Очень был дождливый, тяжелый год для всех пчеловодов нашего района.

– Где вы реализуете свою продукцию?

– Сдаем в лечебно- оздоровительный комплекс (ЛОК) и вывозим на рынок. С реализацией есть проблемы. Например, сложно сдать продукцию в ЛОК. В основном вывозим на рынок, сдаем перекупщикам. Нет времени стоять на рынке.

– А овцеводством тоже занимаетесь?

– Конечно, сейчас у меня около 45 голов овец. Всех баранчиков продали на Курбан-Байрам, остались одни овцематки.

– Вы занимаетесь рыбоводством, у вас форелевые пруды. Когда у вас в районе случилось наводнение, вы понесли значительные убытки?

– Да, в прошлом году все пруды снесло. Унесло рыбу, скорее всего, она погибла. Пруды заилены. Один пруд я на собственные деньги восстановил. Хотелось бы получить какую-то помощь от государства, но пока ее нет. А в восстановленный пруд уже запустили мальков, есть там и крупная рыба. Тем не менее, три пруда, которые занимают территорию больше гектара, необходимо восстанавливать. Это очень затратные работы.

– Какими вы видите перспективы на будущее, что планируете?

– Будущее своего хозяйства вижу только в развитии. Планирую увеличить численность поголовья и КРС, и овец. Хочу восстановить пруды. Это вполне возможно, тем более, что государство нам частично помогает.

– Вы говорите о мерах федеральной или республиканской господдержки?

– Субсидии, которые мы получаем, состоят в основном из федеральной части и есть какая-то доля республиканских средств.

– Что вы можете вообще сказать о развитии фермерства в вашем районе?

– У нас в районе есть много хороших фермеров, которые занимаются животноводством. Это у нас основной вид деятельности. Земель, пригодных для пашни, здесь нет  – только горы. Проблема в том, что корма приобретать приходится на равнинных территориях у других фермеров. Часто такие сделки совершаем за счет натурального обмена или бартера. Кормов хватает, их в Республике производится достаточно. Но для нас существенную роль играют транспортные расходы – они достаточно велики. Наш район отдаленный, да еще и горный. В нашем районе есть отделение АККОР, им руководит очень активный перспективный парень. Есть крупные фермеры, которые держат по 5-6 тысяч голов овец, до тысячи голов КРС. Наше фермерское сообщество очень дружное сплоченное, всегда можно рассчитывать на помощь, поддержку.

– Ваша животноводческая продукция – экологически чистая. Сама природа делает ее такой. Но сейчас модно использовать премиксы, какие-то добавки в корма. Вы это делаете?

– Никаких добавок. Какие могут быть добавки в горах? Все только натуральное. Здесь есть все для того, чтобы скот прекрасно рос. Наши бычки пасутся на альпийских лугах, пьют чистейшую воду. Есть огромные территории для выпаса. Летом выгоняем скот на высокогорье, зимой пригоняем на базы, ближе к жилым домам.

– Что вы хотите сказать в заключение. Может быть какие-то пожелания своим коллегам-фермерам?

– Мне бы хотелось, чтобы нашему Джейрахскому району руководство Республики уделяло больше внимания, чем равнинным районам. Нам труднее всех. У нас нет растениеводства, для животноводства мы вынуждены полностью закупать корма. Огромные транспортные расходы, стоимость которых даже дороже самих кормов. Это очень большая проблема. А нашим фермерам хочу пожелать здоровья и оптимизма. Будем работать – все у нас получится.

Exit mobile version