Выход бизнеса и стартапов российского происхождения на рынок стран MENA обременен местной спецификой ведения деятельности и некоторыми другими проблемами. Однако предприниматели РФ при выходе на рынок могут воспользоваться ориентированностью части этих стран на технологическое развитие и курсом на внедрение ИИ, рассказали эксперты.
Странами MENA принято обозначать государства Ближнего Востока и Африки. В это число входят североафриканские страны, страны Аравийского полуострова, такие как ОАЭ и Саудовская Аравия. Иран, Сирию, Израиль и Египет также считают странами этой группы.
Как рассказала директор платформы по корпоративным инновациям GenerationS Екатерина Петрова, в страны MENA стараются «зайти» многие, предлагая адаптированный для этих рынков продукт. Но особенности ведения бизнеса в этих странах могут осложнить выход туда — это, например, необходимость иметь локального партнера для налаживания связей, а также особенность местных игроков — вклады в компании с максимально понятной структурой.
Директор по развитию компании «Аимед», вышедшей на рынок одной из стран MENA — ОАЭ, Антон Мельников, указал в качестве основной трудности ведения бизнеса именно местную специфику, деловой этикет и другие факторы. Он согласился с тем, что инвестиции в целом направлены в большие, состоявшиеся проекты, и это тоже локальный нюанс. Однако он, все же, считает, что ОАЭ выступают в качестве моста между Россией и другими странами. «В этом контексте Эмираты — хорошая локацией для бизнеса с целью дальнейшего масштабирования, особенно в условиях ограничений и санкций. Рынки западных, восточных стран, Африки сейчас очень привлекательны для российских компаний», — полагает эксперт.
Энергетический кризис в Европе усиливает экономику стран MENA и положительно сказывается на инвестициях, считает член ассоциации юристов России Евгения Мешкова. Она добавила, что главным рынком являются ОАЭ — на Эмираты приходится до 30% всех сделок в регионе. Регистрация товарного знака в странах MENA может осуществляться как по мадридской процедуре регистрации товарного знака (за исключением Саудовской Аравии и Катара), так и по национальной процедуре.
«Один из наиболее быстрых и эффективных способов по выходу на рынок MENA — участие в акселерационной программе, главной задачей которой является реализация экспортных проектов через локальных партнеров на Ближнем Востоке, в том числе в ОАЭ и Саудовской Аравии, — подводит итог директор GenerationS Екатерина Петрова. — Преодолев сложности по выходу на рынок, компании получат доступ к уникальной и очень привлекательной площадке со всеми ее широкими возможностями для развития международного бизнеса».
21 февраля президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию заявил, что РФ будет уделять особое внимание развитию транспортного коридора «Север — Юг». Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока.