Договориться с Москвой об отмене продуктового эмбарго потребовали фермеры во Франции. Закупочные цены на сельхозпродукцию там упали до такого уровня, что десяткам тысяч местных хозяйств грозит разорение. Протестуя против экономической политики властей, французы вышли на улицы.
Под покровом ночи в городе Ланьон, что в провинции Бретань, французские фермеры провели, как они сами выражаются, акцию устрашения. На парковке перед крупным гипермаркетом с европейской аккуратностью, чтобы не причинить очень уж большого ущерба, разрушили бульдозерами навесы для тележек и сожгли всё, что хорошо горит. Это — предупреждение, пояснили участники акции. В следующий раз жечь будут уже не мусор, а крушить не только навесы.
«Мы едины и полны решимости остаться здесь до тех пор, пока не победим. Нам нужны справедливые цены! И они нужны нам прямо сейчас! Я думаю, все понимают: то, что здесь сейчас происходит — ещё цветочки. Наступит момент — и всё будет куда хуже», — сказал фермер Жан-Марк Лойе.
Закупочные цены на мясо и молоко в последние месяцы становились всё ниже и ниже, пока не рухнули за грань окупаемости фермерских хозяйств. 25 тысяч таковых, по официальным данным, столкнулись с реальной угрозой разорения. Неофициальные цифры в два раза больше. Чаша терпения оказалась переполнена. Сотни фермеров вывели на дороги свои тракторы, возвели баррикады из покрышек и заблокировали движение. В осаде оказалась в частности знаменитая крепость Мон-Сан-Мишель, к которой туристы теперь идут пешком: все подъезды перекрыты. Стояние продолжалось день, два — на третий день французские власти отреагировали.
«Многие фермеры чувствуют, что не получают разумной отдачи от своего ежедневного труда. Мы должны их услышать, услышать и подготовить достойный ответ, чем мы и занимаемся», — заявил премьер-министр Франции Мануэль Вальс.
Закупочные цены премьер пообещал-таки поднять, но сам же сделал несколько оговорок, которые дают понять, что проблему это не решит, а лишь отложит решение. Ситуация возникла не сейчас, а долго зрела — это во-первых. А во-вторых, перечисляя причины, по которым она назрела, француз упомянул российское продовольственное эмбарго, которое введено в ответ на санкции и о влиянии которого на своё сельское хозяйство в Европе говорят всё больше.
Экс-министр сельского хозяйства той же Франции Брюно Ле Мэр призвал договориться с Россией о снятии эмбарго: Европе, не только французам, срочно нужны рынки сбыта. Испанцам некуда девать фрукты, итальянцам — овощи. Перепроизводство молока в Британии и Эстонии, которой обещали выход на китайский рынок и которая в итоге продала там всего одну партию сухого молока.
Известный инвестор, эксперт по России Матиас Вестман назвал европейские санкции в отношении Москвы игрой против самих себя.
«Солидарность Европы с Польшей и странами Балтии, которые боятся России, понятна. Но принуждать к соблюдению санкций те страны, которые вообще-то хотели бы их ослабить, — это тоже не пройдет даром. Когда-то всем странам ЕС говорили, что такие решения требуют консенсуса, а сейчас им объясняют, что некоторые «равны более, чем другие»… Санкции неэффективны. Это гол в собственные ворота. Из-за него возникла серьезная угроза послевоенному миропорядку, и исходит она не от России», — сказал сооснователь Prosperity Capital Management.
Теоретически голы в собственные ворота отыгрываются, но для этого нужно играть. И европейских политиков всё больше подталкивает к этому, продолжая футбольные аналогии, армия болельщиков: тех, по кому искусственно созданный кризис ударил больше всего. В одной Франции потерять работу рискуют 700 тысяч фермеров. А совокупный ущерб Европы от санкционных игр, по данным независимого исследования, проведенного в Австрии, достиг уже ста миллиардов евро.