Фермеры от фермеров ведутся

Своих сыновей Геннадию Тимошенко, фермеру из Новоалександровского района Ставрополья, не пришлось уговаривать остаться в селе. Он личным примером им показал, что земля, если работать на ней с умом, способна прокормить семью и обеспечить будущее детям.

«Бог есть!»

На землицу в Новоалександровском районе жаловаться грех. Хорошо рожает матушка, не обижает хлеборобов. Даже в такой дождливый год, как этот, многим хозяйствам удалось собрать богатый каравай. Доволен жатвой и Геннадий Тимошенко из посёлка Темижбекского.

Угодья за его семейной фермой, главой которой числится его супруга Нина Григорьевна, грамотный и опытный экономист, закреплены небольшие – всего 520 га. Из них 315 га занимали в минувшем сезоне озимые пшеница и ячмень.

«Думали, плохо будет с такой-то погодой. Однако ж урожай собрали достойный, за 60 ц/га, – говорит Геннадий Алексеевич. – Град у нас был, но незначительный. Всё-таки Бог есть – уберёг от стихии».

В большом хозяйстве убытки на одних полях легко покрываются за счёт других. КФХ же погодные катаклизмы ставят на грань выживания. Семейный подряд Тимошенко за 15 лет предпринимательства такие потрясения уже не раз испытал на себе.

Проверкой на прочность для маленького хозяйства стал градобой 2003 года. Едва понявшуюся сахарную свеклу так смешало с грязью, что пришлось ее полностью пересевать. А когда поспели хлеба, их повалила и испортила жуткая пыльная буря. Только оправились Тимошенко от этих убытков, дважды собрав достойный урожай, как природа снова обрушилась на них градом. Уничтожены были посевы пшеницы, свеклы и сои.

Чтобы пережить такие невзгоды, нужно быть в душе хоть немного философом. Геннадий Алексеевич воспринял испытания погодой как огонь, воду и медные трубы. Кто прошёл через них, тому уж ничего не страшно. Более того, семья в беде сплотилась ещё крепче.

 

Верный выбор

В фермеры Геннадий Тимошенко подался не от хорошей жизни. Колхоз, в котором он добросовестно трудился, к началу 2000-х годов был на грани развала. Один за другим менялись председатели, обещая стабилизировать ситуацию и расплатиться с работниками, но долги только нарастали. Многие ждали и верили, как до поры до времени такое положение дел терпел и Геннадий Алексеевич. А потом решился на рискованный шаг – выделиться вместе с паевой землёй в отдельное фермерское хозяйство.

Спасибо близким людям, которые вдохновляли и поддерживали смелое начинание главы семейства. Как показала жизнь, это был самый правильный выбор на тот момент. Вскоре колхоз развалился, и зарплату оставшимся работникам требовать стало просто не с кого.

А Тимошенко всем гуртом уже потихоньку становились на ноги. Родительское дело подхватили сыновья Алексей и Евгений. Не бегут они ни в какие города, как зачастую рвётся нынешняя молодёжь. Зачем, если они крепко стоят на земле? Не оторвёшь, не повредив корней. Уже и молодая поросль – внуки – прибегают к деду на ферму: залезть босиком в ворох горячей пшеницы, забраться на новый комбайн.

Лишь дочка Настя не пошла протоптанной дорожкой – решила связать жизнь с медициной и выучилась на стоматолога. Спасибо родным – помогли в студенческие годы.

 

На железных конях

После уборки зерновых на полях ИП Нины Тимошенко осталось 180 га свёклы, а также кукуруза да соя, срок которой подходит в августе. Все культуры здесь возделывают по классической технологии. Культуру земледелия поддерживают на высшем уровне – проводят все виды почвообработки, целый спектр защитных мероприятий против болезней и вредителей, необходимые для высококлассного зерна подкормки. Это требует не только хорошей агрономической подготовки, которая есть у одного из сыновей Геннадия Алексеевича, но и современных орудий труда.

На лошадке с плугом в наш век далеко не уедешь. Если сложить все лошадиные силы, которыми укомплектовано фермерское хозяйство Тимошенко, получится мощный многофункциональный машинно-тракторный парк. Проходя вдоль выстроившихся на базе в час заката тракторов и агрегатов, Геннадий Алексеевич, не склонный к сантиментам, словно оттаивает душой.

«Это белорусский МТЗ. Хороший трактор, – похваливает фермер. – Он тягает четырёхрядный дискатор, свеклу может копать, за комбайном ходить. Скоро ещё нового «Кировца» пригоним».

За последние пять лет хозяйство семьи Тимошенко вложило солидные средства в техническое переоснащение. И почти все обновки – российского либо белорусского производства. «Зачем выручать иностранных машиностроителей, если есть отечественные», – то ли шутит, то ли всерьёз объясняет Геннадий Алексеевич.

Новый культиватор КПС-8, к примеру, кореновского производства. А вот прицепной опрыскиватель Геннадию Алексеевичу приглянулся всё-таки заграничный – «Баграм» из Италии. Стоил он прилично – 1 млн 600 тыс. руб. Но в России аналогов ему фермер не нашёл. «У него захват 24 м. Он сам может закачивать воду в бочки, – объясняет Геннадий Тимошенко, чем покорило патриота иностранное изобретение. – Есть сменные распылители. Он может в минуту и 200, и 300 литров выливать, как настроишь».

Гордостью фермерского хозяйства стал свеклоуборочный комбайн, приобретённый лет пять назад. Другие мелкие свекловоды вынуждены привлекать для уборки чужую технику. А тут – своя, высокопроизводительная. Смотрит хозяин по осени, как сладкие корнеплоды заполняют бункер – и сердце радуется.

 

Всегда найдётся дело для умелых рук

Хотя сыновья Евгения Алексеевича помогают ему во всём: и пашут, и сеют, и урожай убирают, без помощи односельчан в летнюю пору семье Тимошенко не справиться. Поэтому бок о бок с ними работают односельчане. Александр Колесников на КамАЗе возит зерно с полей в закрома. Александр Новичихин косит на комбайне «Дон 1500Б». Всегда на подхвате Алексей Мазеин и Юрий Кулыгин.

Прапорщик в отставке Валерий Маслов, чтобы не скучать на пенсии, года три назад тоже попросился к фермеру на работу. Взяли его сторожем, но в силу характера и природной любознательности, он интересуется всем производственным процессом. «Хороший мужик, доброжелательный и общительный, – отмечает Геннадий Алексеевич. – Ему и говорить ничего не надо. Он не только сторожит, но и приходит, где кому надо помочь – то КамАЗ починить, то в тракторе разобраться, то зерно подгрести».

Да и все здесь трудятся на совесть. КФХ – это вам не колхоз. Работа каждого на виду, и от одного человека здесь зависит больше, чем в многочисленном коллективе.

 

«Только бы работать не мешали»

Российская статистика отводит фермерству малозначительную роль. По официальным данным на долю КФХ приходится только 10 % валовой сельскохозяйственной продукции. На самом деле, если учесть все малые формы хозяйств с разным статусом, получатся гораздо более весомые цифры.

Весной на съезде Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) её президент Владимир Плотников заявлял, что по итогам 2015 года весь фермерский уклад вырастил 52 % зерна и 58 % подсолнечника. Но, несмотря на очевидные успехи, крестьянско-фермерских хозяйств становится всё меньше. Они уходят в тень. Причиной этому в АККОР считают невыносимое административное давление.

Сколько поверок различных инстанций приходится принимать Геннадию Алексеевичу, он не мы не спрашивали. Видно по нему, что этот человек не из тех, кто любит жаловаться. Привык все трудности преодолевать сам, опираясь на родных. «Земля прокормит. Только бы работать не мешали», – говорит он про обещанную фермерам господдержку.

И впрямь, с такими-то хваткими до работы сыновьями, с мудрой супругой и добросовестными земляками можно заработать себе и детям на плодородной новоалександровской земле. И заработать, и поделиться с нуждающимися. Надо ли кровати в детский сад купить или соревнования спортивным командам организовать – семья Тимошенко в стороне не останется.

Exit mobile version