Халяль: глобальные тренды, локальные перспективы

В рамках агропромышленной выставки «Золотая осень-2018» прошла сессия «Халяль: глобальные тренды, локальные перспективы», в которой приняли участие заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Сергей Левин, заместитель директора GR и проведению международных инспекций ГАП «Ресурс» Ренат Шигапов, президент ЗАО «Agrifod Strategy» Альберт Давлеев, генеральный директор ООО «МЦСиС «Халяль» Айдар Газизов, а также другие приглашённые к дискуссии гости мероприятия.

Глобально

В своем выступлении заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин подчеркнул, что Россия уже достигла самообеспеченности по основным позициям сельхозпродукции, и все дальнейшие перспективы роста связаны, прежде всего, с экспортом продукции глубокой переработки, обратив внимание присутствующих на потенциал мирового рынка халяльной продукции, с учетом которого Минсельхоз России в целях выполнения майского указа главы государства в ближайшее время планирует приступить к разработке стратегической концепции развития ее экспорта до 2024 года.

Как отметили участники мероприятия, в свете задачи увеличения экспорта продукции АПК одной из важных точек роста для российского агробизнеса является расширение присутствия на исламских рынках, которые на протяжении последнего десятилетия продолжают расти. Мусульманское население сегодня составляет 1,8 млрд человек – ​24% от мирового. Рост общей исламской экономики – ​около 3% в год.

Сергей Левин рассказал, что российская халяльная продукция уже поставляется в мусульманские страны с учетом требований для ее производства и реализации. Это, в том числе, мясо, молочные продукты, кондитерские изделия.

— Понимая потенциал мирового рынка халяльной продукции, Минсельхоз России в ближайшее время приступит к разработке стратегической концепции развития ее экспорта до 2024 года. Благодаря географическому расположению и культурным традициям, Россия обладает огромным потенциалом для наращивания присутствия на исламских рынках, особенно в отрасли АПК, – ​сообщил Сергей Левин. – ​Почти четверть населения России – ​мусульмане. И в стране есть свой внутренний самодостаточный рынок халяльной продукции, который формировался годами и имеет четкие правила работы. Предложение о поддержке сертификации халяльной продукции в Минсельхозе услышано, и помощь будет оказываться, но в каких объемах, пока неизвестно.

География текущих поставок халяльной продукции из России включает: ОАЭ, Кувейт, Оман, Египет, Иорданию, Танзанию, Северную Африку. Экономический прирост этих рынков с 2013 по 2017 год составил 18% Очевиден рост потребления продуктов питания. С 2018 по 2025 годы этот прирост составит 32%. Основная часть его – это мясная, молочная продукция, кондитерские изделия. Ещё 22% продукции, которая требует сертификации, это соусы, детское питание, супы и другие продукты, которые имеют в себе элементы животного происхождения.

Локально

В числе трендов рынка халяльной продукции – ​ужесточение требований безопасности. Выступавшие говорили о необходимости обязательно сертификации халяльной продукции, потому что сертификат-халяль – ​это, прежде всего, документированное подтверждение высокого качества и экологичности продукции, а также то, что предприниматель открыт к проверкам и не опасается за свою продукцию в части соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований стандарта «халяль». Если у торговой точки есть сертификат, потребитель понимает, что магазин прошел дополнительную проверку, и, конечно, больше ему доверяет.

При этом, как отметил Альберт Давлеев, сертификация продукции, претендующей на выход на рынок «халяль» – ​самая болезненная процедура, учитывая, что и сам рынок неоднороден, да и в отношении требований есть разные точки зрения.О положительном опыте экспорта халяльной продукции и многолетнем плодотворном сотрудничестве с Международным Центром «Халяль» рассказал участникам и гостям сессии генеральный директор ООО «МЦСиС «Халяль» Айдар Газизов.

— Работа нашего центра уже прошла проверку, – ​отметил Айдар Газизов. – ​Мы успешно прошли не один десяток аудиторских проверок. Нас проверяли представители разных арабо-мусульманских стран. Самое главное, что после этих проверок они были соаудиторами на наших предприятиях. Российские стандарты «халяль» схожи с международными. ​В то же время мы являемся участниками дискуссии, касающейся различий в таком стандарте, как применение электропневмооглушения. Были дискуссии по ручному способу убоя. Тут правильно подметили, что в индустрию «халяль» втягиваются все новые участники, и локомотивом ее остаются птицеперерабатывающие предприятия. Тут еще надо понимать, что это – бизнес с большим духовным подтекстом. Для нас сначал – ​идеология «халяль», которая вкраплена в ислам. Но, с другой стороны, мы – ​люди стандарта и встроены в мировую систему стандартов «халяль». Есть в этой области еще одна «болячка». В секторе «халяль» появляется множество сертифицирующих организаций, далеких от духовных управлений. Пытаясь привлечь к себе потенциального клиента, они к тому же предлагают услуги экспорта. С такими субъектами надо быть очень осторожными, они могут дискредитировать идею «халяль» – ​отметил Газизов. – ​О таких случаях мы будем информировать Минсельхоз России.

Интеграция и признание

Ренат Шигапов, в свою очередь, проинформировал участников дискуссии об осуществляемой на протяжении последних лет совместно с Советом муфтиев России деятельности в сфере сертификации продукции российских сельхозпроизводителей, направленной на развитие промышленного производства продукции «халяль», повышение её конкурентоспособности на мировых рынках и степени её соответствия установленным международным требованиям.

Напомним, что Национальный знак «халяль» Агентства по стандартизации и метрологии ОАЭ (ESMA) был вручен Группе агропредприятий «Ресурс» в рамках крупнейшей мировой выставки пищевой индустрии «Gulfood‑2017» в Дубае. На торжественной церемонии, состоявшейся 27 февраля, почетную награду из рук руководителя ESMA, доктора Рашида Ахмеда Бин Фахада, получил заместитель генерального директора по развитию внешнеэкономической деятельности Торговой компании «Ресурс-Юг» Ренат Шигапов.

ГАП «Ресурс» стала первой и на текущий момент единственной российской компанией, успешно прошедшей процедуру сертификации ESMA, которая дает право на реализацию халяльной продукции в страны Ближнего Востока. Многоступенчатый процесс аккредитации включал проверку документации, а также всех технологических процессов на перерабатывающих комбинатах компании, расположенных в Ставропольском крае. По заключению экспертов ESMA, продукция Группы агропредприятий «Ресурс» была охарактеризована как ‘true halal’, то есть полностью соответствующая мусульманским канонам. Признание на столь высоком уровне, безусловно, стало драйвером для расширения географии поставок продукции компании, в первую очередь, в страны арабского мира, конъюнктура рынка которых представляет большой интерес для развития экспортного направления деятельности ГАП «Ресурс». Эта группа агропредприятий – ​одна из агропромышленных компаний в России, основная деятельность которой направлена на производство и реализацию продуктов питания из мяса птицы, выращивание зерновых и масличных сельскохозяйственных культур. Участники сессии единодушно отмечали, что Россия обладает богатыми исламскими традициями, поддерживаемыми многочисленным населением, исповедующим ислам, что исключительно положительно воспринимается во всем исламском мире и позитивно влияет на продвижения российской халяльной продукции на экспорт.

Фото автора

Exit mobile version