В Краснодарском СКНИИЖ состоялась 7-я международная научно-практическая конференция «Научные основы повышения продуктивности сельскохозяйственных животных». В конференции приняли участие более 100 человек, в том числе представители аграрной науки Республики Адыгея, Московской и Саратовской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, ученые из Молдовы, Беларуси, Узбекистана, а также специалисты АПК, аспиранты и студенты.
Традиционно открыл конференцию директор Института Леонид Горковенко. Он отметил, что по ряду причин на конференцию не смогли приехать некоторые коллеги из стран СНГ, тем не менее, состав участников очень серьезный, и работа будет проведена достаточно значительная.
Леонид Горковенко: Достижения науки не доходят до аграриев и крайне плохо внедряются в производство
В начале своего выступления Леонид Горковенко проинформировал участников о том, что буквально недавно в МСХ состоялось заседание по проблемам молочного животноводства и работы племенной службы. Он отметил, что состоялся тяжелый разговор, поскольку пришлось констатировать тот факт, что наиболее острая ситуация в крае сложилась именно в молочном скотоводстве. Идет большой сброс поголовья, сокращается количество дойных коров, маточное стадо, что, конечно является негативными факторами. Причем это происходит даже на фоне тех мер господдержки, которые были предоставлены отрасли.
«И несмотря на то, что мы уже долгое время обсуждаем этот вопрос, рецептов, как изменить ситуацию в лучшую сторону, мы найти так и не смогли. Что касается работы племенной службы, то принято решение провести ее реорганизацию, восстановить статус Государственного племенного объединения и начать работать под этой эгидой всем племхозяйствам и тем службам, которые работают именно на воспроизводство», – отметил Леонид Горковенко.
Высокий статус этого мероприятия подчеркивался еще и тем, что в его работе приняли участие министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Сергей Гаркуша, и вице-спикер ЗСК Иван Петренко. Разговор состоялся на самом высоком уровне.
Ученый с горечью отметил, что приходится констатировать, что достижения науки не доходят до производителей и крайне плохо внедряются в производство. Поэтому большой проблемой является то, что институты работают, в том числе и по зоотехнии, их аж 23. Работают они по самым разным проблемам, но почему-то тот передовой опыт, который они получают, сдерживается и до селян не доходит.
«И уже из уст министра сельского хозяйства России нам сказано, что в растениеводстве российская селекция, практически, полностью загублена. Тоже самое происходит в животноводстве. Глобальное увлечение завозом импортного скота негативно сказалось на отечественной селекции. Мы затратили большие деньги на скот, не адаптированный к нашим условиям, и, как результат, практически, он весь погиб. Поэтому приходится прийти к выводу, что нужно завозить быков-улучшателей и использовать более современные методы селекции, передовые методики отечественной и зарубежной науки в вопросах воспроизводства стада и в технологиях содержания животных», – с горечью комментирует ситуацию Горковенко.
Он рассказал собравшимся, что в институте постоянно изучают опыт зарубежных стран. Много прошло встреч с учеными Израиля, в институт приезжали и французы, и итальянцы, и немцы. Но, к сожалению, какого-то видимого результата добиться так и не удалось.
«И в нашем институте есть значительные достижения, но они тоже мало востребованы хозяйствами. Тем не менее, успехи есть. В некоторых хозяйствах получено по 80 телят от ста коров, какие-то хозяйства надаивают до 7 тысяч кг молока от фуражной коровы, а где-то результаты более чем плачевные. Эти вопросы нужно срочно решать», – уверен руководитель института.
Второй момент, по мнению Леонида Горковенко, сегодня назрела насущная необходимость работать совместно с селянами, чтобы, прежде всего, повышать доходность молочного производства, что позволит увеличить их платежеспособность и получить возможность более тесно работать с институтом, ближе контактировать с учеными.
«Я уверен, что работать нужно именно по договорам. Мы убедились, что конструктивность такой работы увеличивается в разы. Но хозяйства не идут на это, что касается и платежеспособности, и какой-то предвзятости. А другой вопрос – это недоступность руководителей, которые находятся где-то в Москве или за рубежом. Есть вопросы по выплате дотаций. Да, мы всем невестам раздаем по серьгам, но смысл в чем? Необходимо диверсифицировать этот вопрос и не тратить деньги впустую. Еще один вопрос – это вопрос кадров. Необходимо серьезно подходить к подготовке специалистов, способных воспринимать достижения науки и техники. Но, к сожалению, хороших специалистов все меньше идет на производство. Прервалась эта цепочка», – констатирует ученый.
Леонид Горковенко посетовал, что очень плохо обстоят у нас дела с кормлением животных. Даже на Кубани есть значительный дефицит качественных кормов, повсеместно происходит их неверная заготовка. А это, по мнению ученого, основа правильного содержания животных. Есть новые технологии, уникальные методы заготовки кормов. Все это нужно доводить до автоматизма, уверен Леонид Горковенко.
Александр Сергиенко: Обеспечение продовольственной безопасности, это сегодня даже важнее, чем делать самолеты, бомбы и ракетоносцы, поскольку воевать сегодня крайне неразумно, а кормить население мы должны, как минимум, три раза в день
Александр Сергиенко, начальник управления развития животноводства и государственного племенного надзора МСХ КК рассказал о том, какая ситуация складывается сегодня в кубанском животноводстве.
В частности, он отметил, что в целом ситуация в отрасли складывается не так, как бы хотелось министерству.
«Это категорически нас не устраивает. Поскольку обеспечение продовольственной безопасности это сегодня даже важнее, чем делать самолеты, бомбы и ракетоносцы, поскольку воевать сегодня крайне неразумно, а кормить население мы должны, как минимуму, три раза в день», – не стал скрывать своих эмоций чиновник.
И в этой связи, уверен Александр Сергиенко, задачи, которые ставятся перед наукой, чрезвычайно актуальны. В Министерстве хорошо понимают, что сложно работать сегодня с руководителями хозяйств, с инвесторами, частными владельцами. Понимание это есть во всех ветвях власти. И на сегодняшний день прорабатываются различные модели для изменения этой ситуации, с тем, чтобы было возможно использовать то, что накоплено в предыдущие годы и нарабатывается сегодня наукой.
Сегодня ситуация с поголовьем в крае демонстрирует постоянное снижение, сообщил руководитель отрасли.
«То есть сохраняются тенденции 2013 года. Должен сказать, что темпы сокращения несколько уменьшились. Но за год мы вырезали 32 тысячи голов КРС. Это колоссальный объем, из них 17 тысяч голов – это дойное стадо. И более 12 тысяч из них были вырезаны в хозяйствах, которые являются основой нашего молочного производства. Это чрезвычайно тревожная тенденция, которая волнует не только наш край, но и соседние регионы», – подчеркнул Сергиенко.
Крупный бизнес, который занимается производством растениеводческой продукции, не желает заниматься животноводством, поскольку это направление не отличается высокой доходностью.
«К сожалению, во главу угла ставится его величество доллар. Но, как говорили древние – ни один кусок золота не может заменить и крошки хлеба. И в этой связи мы должны делать все, чтобы внедрить в умы и сознание людей, располагающих деньгами, что заниматься производством продуктов питания нужно не с позиции экономики, а с позиции здравого смысла. Мы в животноводстве говорим уже даже не с позиции производства продукции, а с позиции сохранения и улучшения естественного плодородия почв, поскольку отсутствие органики приводит к их обеднению, уменьшению содержания гумуса. Сейчас его содержание снизилось почти вдвое. Это чрезвычайно тревожный факт. Мы должны уже думать о тех, кто придет за нами. Мы не можем оставить после себя пустыню. Поэтому соотношение животноводства и растениеводство в хозяйствах должно сохраняться в разумных пределах», – высказал свое мнение руководитель региональной отрасли.
Остановившись на ситуации в свиноводстве, Александр Сергиенко отметил, что она остается достаточно сложной. Всех затронула проблема АЧС. В этой связи губернатор ставит перед МСХ КК задачу восстановления свиноводства на принципиально новой основе, на создании индустриальных комплексов с высокой степенью биологической защиты. И здесь огромную роль могут сыграть ученые. И в крае ужу есть примеры таких производств.
Что касается овцеводства в Краснодарском крае, то имея колоссальные возможности по развитию этого направления, они совершенно не используются. На сегодняшний день в крае всего 207 тысяч голов овец, причем это поголовье далекое от желаемых пород, говорит чиновник.
«Мы завозим неадаптированных животных, и напрочь забываем о разработках собственных ученых. В этом отношении те разработки, которые есть в крае, на Ставрополье, в Калмыкии должны быть использованы. Тем более что овцеводческая отрасль – это мощнейший и важнейший социальный фактор в сфере самозанятости населения в районах нашего края, где в силу объективных причин не может развиваться зерновое производство. Но пока сознание селян нам перевернуть не удается», – отмечает Александр Сергиенко.
По производству продукции животноводства на 1 апреля также происходит снижение, к чему привело общее сокращение поголовья животных. Мы сокращаем производство животноводческой продукции всех категорий – мяса, молока. Это связано и со снижением поголовья КРС в ЛПХ. Стареет население, которое уже не может заниматься скотоводством. С карты Краснодарского края исчезают малые хутора, где население занималось молочным производством.
«В этой связи наше предложение – переходить на козоводство, но и это предложение не находит отклика в сердцах и умах наших селян», – с горечью отмечает чиновник.
Такая же ситуация и по производству диетической продукции, по яйцу. Край, устойчиво занимавший одну из первых позиций в стране, ее утратил,в связи с тем, что банкротятся фабрики. А вопрос об их восстановлении достаточно сложен.
Обращаясь к студентам и аспирантам, Александр Сергиенко подчеркнул: «Очень приятно видеть здесь много молодых лиц. И я уверен, что наши маститые ученые передадут свой бесценный опыт им. Ни в коем случае не бросайте это направление. Вы будущее нашего сельского хозяйства. Наше направление – животноводство будет живо и будет существовать всегда, вне зависимости от политических реалий, государственного строя и других обстоятельств».
Виктор Рядчиков: Животноводство – это человеческая отрасль
Виктор Рядчиков, заведующий кафедрой физиологии и кормления сельскохозяйственных животных, профессор КубГАУ рассказал о новых тенденциях в кормлении животных, чем вызвал большой интерес участников конференции. Но и здесь великий ученый не смог обойти политические и социальные реалии нашего времени, непосредственно, влияющие на животноводство, чем вызвал одобрение участников.
В частности, он сказал: «Все идет к тому, что в любом государстве животноводство является важнейшей традиционной отраслью. Это человеческая отрасль. Это то, без чего не могут жить люди. Без чего нет человеческого интеллекта, духа. Представьте себе деревню без коровы, без цыпленка. И людей там не будет. Где же наш российский менталитет?».
Василий Абонеев: В овцеводство вместо патриотов производства пришли князья, цари и инвесторы, обанкротили хозяйства и с мнением науки считаться не желают
Василий Абонеев, член-корреспондент РАН от лица Ставропольского филиала Всероссийского института племенного дела выступил с докладом «Пути повышения конкурентоспособности овцеводства в РФ».
Он отметил, что ситуация в стране с овцеводством сложная. Тем не менее, работа идет, проходят корректировки по количеству поголовья. Работа сложна еще и тем, что многие цифры искажены. Однако он выразил уверенность, что решить те грандиозные задачи, которые сейчас стоят перед отраслью решить все-таки удастся. Потому что вступление России в ВТО, требует от России максимального производства продукции высокого качества.
«Но эту задачу выполнить без тесного взаимодействия науки и производства не возможно. Как наука без производства, так и производство без науки жить не могут. Здесь должен быть теснейший контакт. Недаром еще Леонардо Да Винчи сказал, что практика без науки – все равно, что кормчий на судне без руля и компаса. Плывет, а сам не знает куда. И он обязательно потерпит неудачу. И наука не может без практики. Я приведу слова известного азербайджанского мыслителя Алишера Навои, который говорил, что если результаты науки не внедряются в производство, то это подобно тому, что человек засеял поле, а урожай не убрал и не воспользовался его плодами», – привел слова мудрых Василий Абонеев.
Сегодня, считает ученый, нам крайне не хватает связи производства и науки. Ведь корифеи зоотехнической науки ведут титанический труд, разрабатывая новые методики и технологии. Но как довести это до сознания каждого практика?
«Вот здесь сидят студенты – вдумайтесь в каждую фразу ваших педагогов, запомните ее, и придя на производство, сами внедряйте достижения науки и заставляйте делать это других!»– призвал Василий Абонеев новое поколение животноводов.
Также он отметил уникальность овцеводства. Потому что именно эта отрасль оденет, обует и накормит экологически чистыми продуктами. Но больше всего ученого тревожит снижение поголовья. С 1990 года по 2000 год поголовье сократилось в 4,4 раза. А ведь и продуктивность должна увеличиваться, но этого не происходит.
«Но любой рачительный хозяин уведет из стада худшее и оставит лучшее поголовье. Но, увы, этого не наблюдается, происходит спад продуктивности. Почему это произошло? Потому что пришли князья, цари, инвесторы, вместо патриотов производства, обанкротили хозяйства и с мнением науки считаться не желают», – возмущен специалист.
Более всего его огорчает, что с карты России исчезли ведущие племенные заводы-оригинаторы. Их было сотни. Как обидно и досадно, что так получилось,– говорит Абонеев.
Он также сообщил участникам, что сейчас пошло увеличение количества животных в 1,8 раза, и сейчас эта цифра составляет 23 миллиона 840 голов. Но она не совсем точная. Более того, это увеличение произошло за счет низкопродуктивного и неидентифицированного поголовья в ЛПХ и КФХ. В сельхозпредприятиях количество животных немного выросло, то есть произошел еле заметный рост. А ведь это основной генетический потенциал, сетует ученый.
«Но здесь, в этих сельхозпредприятиях остались кадры даже инженерного профиля. Они дорожат этой работой. И животных, которые еще остались на предприятиях достаточно будет, чтобы вывести эту беспородную часть из оборота. Но для этого нужно субсидирование, чтобы племенное поголовье покупалось. Или брались производители и производилось искусственное осеменение. Надо собирать власти на местах и доводить до их сознания, что держать низкопродуктивный скот не имеет смысла. Он не несет ничего, кроме убытков. И, если грамотно выстроить эту работу, доход получат все: и племпредприятия, и частные производители», – уверен ученый.
Он также считает, что стоит обратить внимание на увеличение грубошерстного овцеводства и уменьшение тонкорунного.
«То, за что долгие годы бились ученые, утеряно. Более того, у нас есть свои замечательные мясные породы, а мы завозим эдельбаев. Нам сейчас нужно работать и мы проведем эту работу, чтобы наши мясные формы добавить к тонкорунным породам. Необходимо вести направленный селекционный процесс, без этого мы далеко не уйдем. У нас очень много разработок, остается только их просто взять и внедрить в производство», – сказал в заключение Василий Абонеев.
Николай Соколов: Если государство не вмешается, возродить свиноводство в крае будет сложно
Николай Соколов, доктор сельскохозяйственных наук рассказал о положении в свиноводческой отрасли в крае. Честно говоря, его выступление было одним из самых коротких и оптимизма у публики не вызвало. Он напомнил, что на край обрушилась АЧС. Было вырезано, практически, все поголовье, а репродукторы уничтожены, тем не менее, работа ученых продолжается, насколько это возможно в этих условиях. Например, ученые работают с неплохим хозяйством Восток в Лабинском районе. Работают в Республике Адыгея со свиньями канадской селекции, в Прохладненском районе КБР, на комплексе с датскими свиньями. Он подчеркнул, что работали успешно, продвинулись далеко. Но сегодня главное сохранить наработки и продолжать заниматься наукой.
«Мы составляем планы селекционной работы для успешных предприятий. Они восстанавливают свои племенные репродукторы. Ждать пока придут инвесторы и что-то построят, по-моему, не стоит. По-хорошему, надо выделять деньги, строить современные комплексы. Возможно, сдавать их в аренду. Но, если государство не вмешается, возродить свиноводство в крае будет сложно», — завершил свое выступление Николай Соколов.
Такая вот грустная выдалась конференция. Вроде все у нас есть: передовая наука, отличные специалисты, желание работать. А все, почему то не так у нас в животноводстве. Может быть, нужно срочно что-то или кого-то менять? Но это только мое личное мнение.
А. ПАНЧЕНКО