Россия в 2024 году может столкнуться с проблемой биотерроризма – формированием искусственных очагов возбудителей опасных болезней животных. Такое развитие событий не исключает кандидат ветеринарных наук Илья Чвала, заместитель директора по научно-исследовательской работе Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора). В беседе с «Ветеринарией и жизнью» ученый также поделился опасениями по поводу распространения экзотических инфекционных заболеваний, которые могут представлять большую опасность для российского животноводства.
Угрозы для России
«В нашей стране научились адекватно бороться с проблемами эпизоотического благополучия и минимизировать возможный ущерб. Но если говорить о животноводстве в целом, вероятны риски в области поставок генетического материала, лекарственных средств, оборудования и компонентов кормов», – говорит Илья Чвала. То есть с генетическим материалом, например спермой быков-производителей, или с компонентами кормов, а также с продукцией животноводства в страну могут завезти возбудителей экзотических инфекционных заболеваний. В качестве примера потенциально опасного для России патогена ученый приводит экзотический серотип вируса ящура SAT-2, который по сравнению с другими серотипами опасен более высокой инфекционной активностью.
По информации эксперта, в 2022 году вирус данного серотипа был зарегистрирован в странах Африки: ЮАР, Намибии, Зимбабве, Ботсване. В Иордании первый очаг ящура зафиксировали 26 января 2023 года. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения животных (ВОЗЖ), в 2023 году Республика Ирак заявила о 52 вспышках ящура SAT-2. Турция нотифицировала в ВОЗЖ 6 очагов ящура SAT-2 в марте 2023 года. «Истинная ситуация остается неизвестной, однако в Турции проводится вакцинация всего восприимчивого поголовья животных», – отмечает Илья Чвала.
Россельхознадзор, чтобы не допустить завоза нового штамма ящура на территорию России, усилил контрольно-надзорные мероприятия на границе и транспорте. Ученые ФГБУ «ВНИИЗЖ» произвели освежение штаммов вируса ящура серотипа SAT-2 и выпустили ветеринарную вакцину на случай заноса экзотического штамма в нашу страну. «Сформирован резерв моновалентной вакцины против ящура (SAT-2) объемом 1 млн доз», – уточнил замдиректора ФГБУ «ВНИИЗЖ».
За 2023 год в России не было зарегистрировано ни одного очага ящура. В нашей стране есть несколько зон благополучия по этому заболеванию, признанных ВОЗЖ. Но в случае заноса вируса Россия может потерять статус благополучия одной из зон, что негативно отразится на экспортном потенциале страны, предостерегает замдиректора научного центра.
«И конечно, Россия вполне может столкнуться с проблемой биотерроризма. Формирование искусственных очагов заболеваний (биотерроризм) спрогнозировать не представляется возможным, но событие оценивается как вероятное», – делится опасениями ученый. Он поясняет, что выбор патогенов в этом случае может определяться рядом факторов. Один из них – природно-географический: существует вероятность заноса возбудителей определенных заболеваний с территорий приграничных стран, эндемичных по этим заболеваниям. Либо же могут создаваться искусственные очаги с использованием патогенов экономически значимых заболеваний, таких как вирусы заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота, африканской чумы свиней (АЧС), чумы мелких жвачных животных, гриппа птиц, болезни Ньюкасла или новые штаммы вируса ящура.
«Возможно использование возбудителей острых инфекционных заболеваний зоонозной направленности – сибирской язвы, геморрагических лихорадок (например, конго-крымской геморрагической лихорадки) либо инфекционных агентов социальной направленности – возбудителей лихорадки долины Рифт, лихорадки Западного Нила, туляремии и других», – рассуждает ученый.
Отдельную тревогу вызывает риск распространения бешенства. Эксперт делится опасениями относительно формирования новых искусственных очагов этой смертельной инфекции с вовлечением одичавших или безнадзорных собак и кошек в условиях городских агломераций. «Все зависит от тактики планируемых диверсий или терактов, а также финансовых возможностей по разработке и применению такого биологического оружия», – говорит ученый.
Вместе с тем он подчеркивает, что Минсельхоз и Россельхознадзор в 2023 году провели серию полевых учений по обнаружению и ликвидации потенциальных очагов трансграничных болезней крупного и мелкого рогатого скота, свиней и птиц. «Уверен, что такой режим повышенной готовности необходимо сохранять и в 2024 году», – считает Илья Чвала.
Опасности за рубежом
«По мере роста населения планеты требуется все больше белка животного происхождения, это вызывает необходимость увеличения поголовья скота и его продуктивности. Рост поголовья приводит к скученности содержания животных, что всегда несет повышенные риски возникновения заболеваний, поэтому в значительной мере от качества профилактических мероприятий будет зависеть ситуация в разных регионах мира», – рассказывает спикер.
Он считает, чтоэпизоотическая ситуация может усугубиться в странах с высокой плотностью поголовья и низким уровнем ветеринарного обслуживания. «К таковым можно отнести большинство стран Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, Южной Америки», – говорит замдиректора ФГБУ «ВНИИЗЖ». Кроме того, он прогнозирует, что АЧС продолжит распространяться в странах Европы, Азии, а также на Американском континенте, где инфекция зарегистрирована в Доминикане и Гаити. В США еще не выявили ни одного очага АЧС.
Помимо этого, по мнению специалиста федерального центра, многие из трансграничных болезней сохранят свою актуальность в 2024 году. В их числе Илья Чвала называет грипп птиц и болезнь Ньюкасла, инфекционный бронхит, болезни Гамборо и Марека, которые продолжают нести угрозу птицеводству.
Среди опасных для свиноводства инфекций кроме АЧС ученый называет репродуктивно-респираторный синдром, цирко- и ротавирусные инфекции. А для скотоводства, по его словам, риск по-прежнему будут представлять ящур, заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота, оспа и чума мелких жвачных животных.
Замдиректора ФГБУ «ВНИИЗЖ» также обращает внимание на то, что с потеплением климата вероятно расширение ареала обитания и увеличение численности кровососущих насекомых. «Это может привести к распространению трансмиссивных инфекций. Например, конго-крымской геморрагической лихорадки, лихорадок Западного Нила, денге и других. К сожалению, эти инфекции могут поражать человека и различные виды животных, формировать природные очаги, ввиду чего борьба с данными заболеваниями будет крайне затруднительна», – резюмирует собеседник «ВиЖ».