Ковчег «Родины»

У овцеводов горячая пора – окотная компания, стрижка, заготовка кормов. Для кого-то животноводство – второстепенное дело, но только не для сельскохозяйственной артели (колхоза) «Родина» Апанасенковкого района, имеющего статус племенного завода. Здесь овцы и крупный рогатый скот – это ковчег, который не только держит на плаву, но и дает стимул для жизни.

Оправданный статус

В СХА (колхоз) «Родина» еще с советских времен занимаются выращиванием ставропольской породы овец, славящейся высоким качеством руна.

— Начинали с разношерстных овец, а потом постепенно начали завозить поголовье из ведущих племзаводов Апанасенковского района, – рассказал нам главный зоотехник СХА (колхоз) «Родина» Владимир Владимирович Кабалов.

Апанасенковские степи, действительно, – уникальная территория. Где еще можно найти столько племенных заводов? Сегодня здесь работает более десяти племенных предприятий по овцеводству и КРС. Большинство овцеводческих племхозяйств сумели выстоять в лихие 90-е годы. Надо отдать должное выдержке и трудолюбию людей, и особенно руководителям сельхозпредприя­тий, которые не только в трудные времена смогли сохранить породы овец, выведенные в течение десятилетий, но и продолжили их совершенствовать.

— Овец завозили из СПК колхоза-­племзавода «Россия». Мы считались когда-то их «дочерним» хозяйством. Закупали у них маток, ярок и баранов, и с 1978 года наш колхоз получил статус племенного завода, с тех пор занимались разведением только ставропольской породы, – делится Владимир Владимирович.

Российский мясной меринос практически создавался на базе «Родины». По всем пяти хозяйствам, которые сейчас занимаются мясным овцеводством, самое большое поголовье находится здесь. С учетом уже полученного молодняка в хозяйстве содержится около 12,9 тысяч овец, в том числе: российский мясной меринос – 2500 маток, 70 основных баранов, 300 ремонтных и 500 голов ремонтных ярок. Кроме овец, в хозяйстве разводят крупный рогатых скот казахской белоголовой породы. Пока поголовье – около 2000 голов, но это не предел для колхоза. В планах у председателя Сергея Владимировича Литвинова – получить статус племенного репродуктора по КРС.

— Документы уже направили, теперь ждем ответа, – делится председатель, – но только орошения у нас нет, вот что плохо. Под программу реконструкции от Минсельхоза мы не попали, так как старая система давно списана, а значит, приходится дело начинать с нуля: составлять проекты площадей и разрабатывать систему «Фрегатов». Затраты будут больше, но без кормов нам никуда. Пока планируем поставить 500 га под орошение, чтобы накормить нынешнее поголовье. А после можно задуматься и об его увеличении.

Завидная стабильность «Родины»

Овцы ставропольской породы обладают крепкой конституцией, хорошим пропорциональным телосложением. Средняя живая масса баранов – в пределах 100-115 килограммов. Но чтобы получить отдачу, животных нужно хорошо кормить, тогда и здоровое потомство будет, и шерсть будет высокого качества. А где брать сено, если погодные катаклизмы испытывают апанасенковских животноводов на выносливость?

Под кормовые культуры в СХА (колхоз) «Родина» отведено 3000 гектаров. Косят люцерну и суданскую траву. Но не всегда заготовок хватает, чтобы прокормить такое поголовье. Главный зоотехник Владимир Владимирович вспоминает, что были года, когда приходилось косить «целину».

— Чтобы трава была, нужны дожди. А у нас что? То засуха высушивает все подчистую, то заморозки в конце апреля. В советское время у нас было 32 «Фрегата», много кормов, вот и избаловали мы своих овечек: кормили их и зимой, и летом. Сейчас они практически все время – на пастбище. И ничего, выдерживают!– поделился Владимир Владимирович.

Результатов животноводы добиваются хороших: тонину шерсти довели до 21-22 микрона, настриг шерсти у маток ставропольской породы – примерно до 3,5 килограммов чистой шерсти, у баранов и того больше. Цена тоже в последнее время радует.

— В прошлом году килограмм свободной шерсти выходил 270 руб­лей, а с дотациями – больше 300 руб­лей. Затраты на производство шерсти цена, конечно, не перекрывает, – сетует зоотехник, – но все равно приятно.

Отличается ставропольская порода и плодовитостью маток. В благоприятных условиях разведения от каждой сотни маток в среднем получают порядка 115-120 ягнят. Пока зоотехнику трудно оценить новое поголовье, так как окот еще не окончен, но признается, что чувствуются отголоски засухи прошлого года – много «одиночек».

За маточное поголовье «Родины» несет ответственность чабан Магомед Ухсарович Багадзиев. Работать в колхоз он пришел в 1991 году, уходить и не думает. За овечками приглядывает вся его семья. Пока Магомед с женой и сыновьями на ферме, с домашним хозяйством управляются дочери.

Династия тружеников

Племенное овцеводство – марка колхоза. Здесь активно работают с наукой, налажено эффективное взаимодействие с Национальным союзом овцеводов. Зоотехники-­селекционеры «Родины» добились блестящих результатов, придя к оптимальному сочетанию шерстных и мясных качеств поголовья. Для этого на протяжении десятка лет местной ставропольской породе овец прививалась кровь австралийских мясных мериносов, что лучшим образом сказалось на качестве руна и мясной продукции. Работа сельхозпредприятия в этом направлении не раз отмечена на международных, российских и краевых экспозициях.

А все благодаря коллективу! Больше 50 лет на благо колхоза работает старший чабан Алексей Яковлевич Скиба. Для его семьи животноводство – это семейное дело. На благо «Родины» трудились его братья, племянники и дети.

— Хозяйство наше доброе, но молодое поколение не спешит нас сменить, не привыкла современная молодежь к физическому труду, поэтому будем двигаться дальше, – рассказывает Алексей Яковлевич.

Любит свое дело, животных и трудится на кошаре более 20 лет Олег Васильевич Ярина. Свою первую отару он принял в 2000 году, к делу подошел со всей ответственностью, ударять в грязь лицом ему нельзя. Чабановать – его семейное призвание: родители всю жизнь посвятили животноводству, а дед так и вовсе был чабаном.

На ферме работа найдется круглый год. Здесь нет механизации, поэтому рассчитывать можно только на собственные силы. Но коллектив всегда перевыполняет плановые задания. Секрета никакого нет, просто к своему делу подходят все добросовестно, и за колхозной животиной ухаживают не хуже, чем за собственной.

Готов!

На наш вопрос руководителю «Готовы ли вы поддерживать овцеводство и дальше»? Сергей Владимирович без промедления ответил – готов!

— Мы находимся в такой зоне, что нам без животноводства просто не обойтись. Вся история «Родины» связана с этой отраслью: строили фермы, дома для наших животноводов, в общем, создавали условия для людей, а сейчас все это бросить просто не хватит духа. Да и не посмеем мы оставить людей без работы.

Exit mobile version