Уборка колосовых в ООО СХП «Урожайное» закончилась, но напряжение не спало. Сельским труженикам пришлось сторожить кукурузные поля от массового нашествия перелётного вредителя.
От шума самолета многомиллионная стая саранчи взлетает и кружит поодаль от сельхозугодий, словно догадываясь о том, что её хотят потравить. Через пару часов, когда летчик уже понял, что жег топливо напрасно и заглушил мотор, насекомые снова садятся на камыши на границе угодий ООО СХП «Урожайное».
«Саранчу надо было уничтожать, пока она не встала на крыло, пока не летала. А теперь от опрыскивания, я считаю, пользы ноль. Только деньги на ветер кидаем, – критически оценивает кампанию по борьбе с вредителем в Ставропольском крае директор предприятия Курбан Омаров. – Контактного действия у препарата нет. Саранча взлетает даже от проезжающих мимо машин. Инстинкт самосохранения у нее работает отлично».
Курбан Ахметович, который работает в «Урожайном» уже более четверти века, вспоминает, что в советское время ежегодно проводились обработки мест обитания саранчи, регулировавшие её численность. Сейчас этого никто не делает, потому что на это нужны огромные средства. Один полет «кукурузника» над сельхозпредприятием обошелся ему в 65 тыс. руб. Если бы саранча повредила кукурузу, об ущербе надо было бы сообщить в районное управление сельского хозяйства. Но наш собеседник сомневается, что эти средства кто-нибудь возместит. «Разве у них заложены в бюджет эти средства? – иронизирует он. – Они просто зафиксируют и доложат в вышестоящую организацию. Недалеко от нас хозяйство «Кумская птицефабрика», у них саранча кукурузу всю уничтожила. Но кто эти деньги вернет?».
Можно, конечно, страховать весенние посевы, как страхуют озимые культуры, вероятность вымерзания которых слишком высока, чтобы рисковать. Но лучше всё-таки бороться с саранчой своевременно. «Мы готовы финансово поддержать эту работу, если государство создаст соответствующую структуру, – уверяет Курбан Омаров. – Ведь даже если мы у себя ее потравили, завтра она переберется к соседям, и вопрос не будет закрыт».
В послеуборочные дни в «Урожайном» в приоритете стали посевы кукурузы, которая растёт в 10 километрах от того, места где села саранча. Остальные культуры, такие как соя и подсолнечник, ее не интересовали, хотя им стоять на полях еще долго.
В этом году развитие весенних посевов задержала засуха. Дождя не было фактически весь июль, при этом температуры держались высокие, за 40 градусов. И даже в первые дни августа, когда в Минераловодском районе прошли дожди с градом, на поселок Падинский, где расположено предприятие, не упало ни капли.
Если дожди и пройдут, кукурузу они уже не спасут. Листья её уже почти высохли от недостатка влаги. Початки толком сформироваться не успели. Завязи по два-три початка были. Верхний налился молочным соком, на нём зерно средней величины. Нижний дал щуплые зерна, а третий вообще не сформировался.
Впрочем, в четвертой почвенной зоне рискованного земледелия такая погода – не редкость.
«У нас может Георгиевск дождь поливать, а здесь не капнуть», – говорит директор предприятия. – Но отказаться от кукурузы или хотя бы сократить посевы этой культуры не можем. Мы должны поддерживать севооборот. Не нами это придумано. Должны быть
минимум семь-восемь культур, чтобы хозяйство нормально развивалось и чтобы урожай получать ежегодно. Можно, конечно, один год получить 50‑55 ц/га, а на следующий – в трубу вылететь. Лучше же получать по 48 ц/га постоянно?»
В ООО «Урожайное» выращивают также озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник. Рапс тоже был на полях, но в этом году его сеять не будут. «Почва готова, а влаги нет, поэтому и смысла нет. Мы не соберем влагу, – полагает Курбан Ахмедович. – Тот, что убрали в этом году, дал нам 14,7 ц/га. Он востребован, и мы планировали засеять им 500 га. Быстро убрали за два дня ячмень, залущили и вспахали. Поле готово, но Богу не прикажешь. Поэтому мы вместо рапса расширим площади под горох».
В этом году гороха было посеяно 1000 га. Это очень много, но он того стоит. Горох – замечательный предшественник для зерновых. С «клеток», на которых в прошлом году он рос, в этом году урожайненцы получили урожай зерновых по 58‑62 ц/га. При этом сам горох неприхотливый. Ему нужны, по словам директора, всего две обработки и один хороший дождик.
«В этом году на горохе мы взяли 32,2 ц/га и продали его по 14 рублей за килограмм. Вот и средства на заработную плату, на налоги, на выживание, на восстановление основных средств производства», – отмечает Курбан Омаров.
Оставлять пары в наше время, как говорит руководитель хозяйства, «шикарно», не все могут себе это позволить. Пустует только 100‑200 га ради обновления семенного фонда.
В «Урожайном» сеют в основном краснодарские сорта пшеницы, такие как Сила, Гром, Васса. Последний сорт по предшественнику гороху в этом году дал от 58 до 62,4 ц/га. Правда, при хорошем объеме Васса не отличается высоким качеством зерна.
Порадовал хлеборобов предприятия и сорт Протон. На одном из полей он дал урожайность 68,1 ц/га. Ранний сорт Юмпа сеяли в основном по предшественнику пшенице, и он показывал на разных полях урожайность в районе 55 ц/га.
Средняя урожайность зерновых в ООО СХП «Урожайное» в этом году оказалась на уровне 54,2 ц/га, тогда как в прошлом году она равнялась 44,6 ц/га. По мнению Курбана Ахмедовича, этому способствовали большие площади из-под хороших масличных и бобовых предшественников рапса и гороха. Кроме того, в нынешнем сезоне влаги в нужное время было достаточно.
С уборочной площадью в 9000 гектаров 21 комбайн «Дон‑1500», четыре ПАЛЕССЕ и три New Holland справились за 12 дней, а затем их отправили в командировку в другие предприятия холдинга. Урожайненская техника ежегодно обновляется и модернизируется, что позволяет, во‑первых, повысить производительность труда, а во‑вторых, обеспечить проведение всех сельхозработ в сжатые сроки.
Александра ПАНЧЕНКО
фото автора