В советские времена перед хлеборобами ставилась одна задача – хлебосдача. Никто и не думал тогда о проблемах перепроизводства. Разрушительные как для страны, так и для сельского хозяйства события конца прошлого века привели к серьёзному ухудшению в зернопроизводстве. Но и в относительно недалёком 2010 году беспокойство за нехватку зерна для населения России побудило правительство страны ввести печально знаменитое эмбарго на вывоз сельхозпродукции. Однако в последние пару лет на нас обрушилась новая беда – рекордный урожай.
Не до шуток
Собрали урожай – куда девать это добро? Человеку, далёкому от сельхозпроизводства, такой вопрос покажется странным. Но для аграриев он актуален, как никогда. Стоимость зерна на российском рынке, как, впрочем, и на многие другие виды сельхозпродукции, остаётся гораздо ниже той планки, которую принято называть «справедливой ценой». «Проломить» дверь на мировой зерновой рынок не позволяет множество факторов, в том числе низкая пропускная способность портов. Каковы экспортные перспективы Кубани? Этот вопрос обсудили в рамках пленарного заседания «Экспортный потенциал российского АПК: возможности и риски».
Шутка о том, что урожай – это проблема, а неурожай – ещё большая проблема, уже не вызывает смеха. Но в то же время не похвалить аграриев за рекордные результаты было бы, как минимум, несправедливо. Поэтому своё выступление вице-губернатор Кубани Андрей Николаевич Коробка начал с признания заслуг зернопроизводителей.
– Кубань, как известно, – главная житница России, – отметил заместитель главы региона. – Поддерживать этот статус с каждым годом становится сложнее, но благодаря нашим аграриям мы в очередной раз доказали, что в растениеводстве прогресс в нашем крае налицо. В этом году мы поставили новый рекорд – 14,7 миллионов тонн зерна.
Однако цель, которую диктует время, – не собирать по 80 и выше центнеров пшеницы с гектара, а заработать на реализации.
Проблема, по мнению властных структур Кубани, заключается в том, что из этого солидного «каравая» на территории края перерабатывается всего около трёх миллионов, то есть примерно пятая часть. А на одном сырье, как показывает практика, далеко не уедешь. Позиция, а по сути, требование главы региона Вениамина Ивановича Кондратьева, которое озвучил его заместитель, – создать такие условия, при которых Краснодарский край перестанет быть сырьевой базой для экспорта и начнёт поставлять за пределы региона уже переработанную продукцию.
Поток за кордон
Руководство Кубани бьёт тревогу, заявляя, что с каждым годом рентабельность зернопроизводства будет исключительно снижаться.
– Россия уже сейчас производит 137 миллионов тонн зерна (данные конца ноября – Авт.), – констатировал Андрей Коробка. – Не за горами рубеж в 150 миллионов. При этом внутреннее потребление составляет максимум 80 миллионов тонн, что приводит к формированию большого объёма переходящих остатков.
Перепроизводство заставляет сельхозпроизводителей серьёзно задуматься о том, куда двигаться дальше и что, собственно, делать с бизнесом в будущем. Экспортная составляющая в экономике региона до недавнего времени находилась в зародыше. Однако сейчас это достаточно мощный «поток за кордон». Серьёзный тормоз – несоответствие качественных характеристик, предъявляемых западными странами к пищевой продукции.
– К сожалению, часть краснодарских перерабатывающих производств не соответствует требованиям, которые диктует мировой рынок. Поэтому наша задача – внедрить современные технологии, – подытожил замглавы региона.
Бизнес понимает, что сегодня невозможно обойтись без поддержки государства, в том числе в плане государственного регулирования экспортных возможностей. Поэтому ещё один выход кубанские власти видят в создании благоприятных условий для экспорта.
Не менее важно подготовить кадровый состав, который сможет уверенно ориентироваться в перипетиях мирового продовольственного рынка.
– Если вчера подготовка специалистов по работе на внешнем рынке была данью моде, то сегодня она стала крайней необходимостью, – отметил заместитель председателя Законодательного Собрания КК Александр Иванович Трубилин. – Обучение молодых кадров по экспортному направлению уже идёт в аграрных вузах региона.
Нет худа без добра?
Свыше девяти миллионов тонн из собранного урожая на Кубани приходится на пшеницу. Краснодарский край неплохо обеспечивает себя и другой продукцией растениеводства. Однако животноводческое крыло по-прежнему хромает.
За чрезмерную «увлечённость» зерном южные регионы не раз критиковал министр сельского хозяйства РФ, экс-губернатор Кубани Александр Николаевич Ткачёв.
– Мы всегда исходили из того, что зерно – это наше преимущество и ничего другого нам не надо. Сегодня большинство южных регионов не могут обеспечить себя мясом и молоком. Это позорище, коллеги! – с таким заявлением выступал министр в марте этого года на совещании в Ростове-на-Дону.
Условия на Юге России таковы, что молочное производство будет в разы рентабельнее, чем в других регионах, но показатели производства ниже, чем должны быть в принципе. Лидирующие позиции в производстве молока отведены центральным регионам. В этом плане краснодарским животноводам ещё предстоит занять свою нишу.
О том, что кубанские аграрии производят недостаточное количество молока и мяса, напомнил министр сельского хозяйства Кубани Фёдор Иванович Дерека.
– Об экспорте молочной и мясной продукции нам говорить ещё рано, – подчеркнул глава регионального минсельхоза. – У нас есть положительные тенденции в животноводстве, но пока мы продвигаемся мелкими шажками. Дефицит производства мяса и молока наблюдается как у нас в регионе, так и в целом по России.
Особенно удручающе выглядит статистика молочного животноводства. В частности, потребление молока на территории Краснодарского края составляет 1,7 миллионов тонн, при этом его производство достигает максимум 1,4 миллионов тонн. Несложно подсчитать, что недостаток по внутреннему рынку региона составляет порядка 300 тысяч тонн в год.
– Даже в том случае, если мы выйдем на рекордный надой в расчете около семи тонн на одну корову, то для того, чтобы выйти на уровень самообеспечения молока, мы должны будем увеличить основное стадо примерно на 42 тысячи голов, – объяснил министр.
Однако кто возьмётся за масштабное увеличение поголовья и как стимулировать рывок животноводства в регионе – это большой вопрос, который всё ещё требует ответа. Хотя кто знает, может, нет худа без добра, и проблемы с реализацией растениеводческой продукции заставят-таки зернопроизводителей обратить внимание на животноводческую отрасль.
Впрочем, на фоне общей ситуации в стране Краснодарский край выглядит неплохо. Россияне в год потребляют порядка 30 миллионов тонн молока. При этом в стране производится не более 20 миллионов тонн. Из них товарное молоко составляет не более 70 процентов.
Улётная птица
Немногим лучше обстоит дело на Кубани с производством мяса. По словам главы минсельхоза края, в регионе ежегодно производится около 365 тысяч тонн мяса в убойном весе. При этом 40 процентов из них приходится на птицу, что постепенно приводит к кризису перепроизводства. Решением проблемы может стать наращивание экспортных объёмов. Ряд предприятий региона уже поставляют птицу в Абхазию, Армению и Грузию, а также в Объединенные Арабские Эмираты. Помимо этого, власти Краснодарского края намерены помочь производителям региона организовать экспортные поставки за рубеж халяльного мяса. Среди перспективных импортеров рассматривается и Китай, где существует большая исламская община.
При этом сохраняется дефицит говядины, который Кубань восполняет за счёт импорта примерно одной тысячи тонн ежегодно из Белоруссии и Аргентины.
Перспективы наращивания экспорта глава регионального аграрного ведомства видит в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности.
– Около двух тысяч предприятий отрасли в Краснодарском крае выпускают примерно 3,5 тысяч видов продукции. Однако загружены они всего лишь на 40 процентов, а почти две трети от произведённого объёма непригодно на экспорт, так как не соответствует европейским стандартам, – заключил министр сельского хозяйства Кубани.