Отечественный рынок сельхозтехники благодаря высокому потенциальному спросу постоянно привлекает иностранных игроков. Однако доступ на него на волне политики импортозамещения ограничивается. Чтобы получать поддержку государства и конкурировать с российскими машинами по цене, зарубежные компании были вынуждены открывать заводы в России. Но далеко не каждое открытое «из-за бугра» предприятие можно назвать отечественным. Локализация производства стала темой обсуждения на тематической сессии VII Российского агротехнического форума в Москве, где побывали журналисты «Аграрного Ставрополья».
Актуальный тренд
Как известно, политика импортозамещения в агросекторе, проводимая государством, подразумевает не только сокращение ввоза продовольствия из-за рубежа, но и снижение зависимости от иностранных средств производства, в том числе сельхозтехники. Для развития сельхозмашиностроения правительство поддерживает отечественные компании: они получают субсидии по постановлению № 1432 и могут продавать аграриям технику со скидкой, а также участвуют в льготных программах «Росагролизинга». Это делает их продукцию более доступной для покупателей и способствует сохранению и повышению спроса на нее. Иностранные компании тоже могут рассчитывать на поддержку, однако лишь при условии весьма серьезной локализации производства.
Без локализации нет господдержки
Действующее с 1 октября 2015 года постановление правительства РФ № 719 о критериях отнесения промышленной продукции к выпущенной в России изначально четко провело черту между техникой отечественного и зарубежного производства. Так, с того года тракторы и самоходные комбайны (в том числе кормоуборочные) считались российскими, если в стране было локализовано минимум 14 технологических операций, с 2020‑го их число увеличилось до 15. По прицепной, навесной, а также прочей самоходной технике с 2020‑го года необходимо минимум восемь технологических операций.
Согласно критериям постановления, российскими сейчас считаются техника бренда Amazone, которую производит в Самаре «Евротехника», и несколько моделей сеялок John Deere, выпускаемых в Оренбурге. Кроме того, компания «Ростсельмаш» локализовала в России производство трактора канадского бренда Versatile. Есть несколько успешных примеров локализации западных брендов в России, среди которых такие компании как Claas, Kverneland, Horsch, Same Deutz-Fahr.
О стресс-факторах
Ключевым событием в рамках VII Российского агротехнического форума стала тематическая сессия: «Локализация сельхозтехники: стресс-факторы и необходимые меры». Модератором мероприятия выступил генеральный директор АО «Евротехника» Вадим Смирнов.
Спикерами выступили: руководитель проекта по новой технике ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Михаил Денисов; генеральный директор ООО «Пегас-Агро» Светлана Линник; начальник управления перспективных технологий ФГУП «НАМИ» Максим Шипов; генеральный директор ООО «10-ГПЗ» Роман Кулешов.
Генеральный директор АО «Евротехника» Вадим Смирнов в своем выступлении рассказал о слабых точках ПП № 719 и ПП № 1432.
Российское сельхозмашиностроение, по словам спикера, на протяжении последних лет демонстрирует существенный рост. Дальнейшее развитие упирается в конкурентоспособную компонентную базу.
— Государство запускает различные стимулирующие мероприятия по развитию производства компонентов, в том числе через требования к производителям сельхозтехники. Это повышение локализационных требований по ПП № 719 для создания спроса на российские компоненты и прямые меры поддержки инвесторов. В то же время отрасль имеет свою специфику, в отличие от тех же автомобилестроителей: много небольших предприятий, разнородность продукции и другие. Существуют риски, связанные с внедрением новых стимулирующих механизмов и выработкой вариантов их снижения, – отметил Вадим Смирнов.
Генеральный директор АО «Евротехника» также высказал убеждение, что система должна быть в большей степени не «тянущая», а «толкающая». Производители компонентов должны получить стимулы: субсидии, льготные программы на техническое перевооружение. Тогда они сами в большей степени будут искать своего потребителя, который будет заинтересован не только из-за жестких требований государства, но и в цене и качестве.
В ходе своего выступления Вадим Смирнов также выделил главные стресс-факторы для направления:
- смешанные механизмы входного барьера и стимулирования компонентов;
- потеря смысла балльности;
- остановка процесса локализации зарубежных производителей;
- низкое влияние на поставщика;
- риски локализации компонента на клиенте (экспорт, цена, качество);
- разнонаправленность предприятий и сфер их деятельности.
По мнению эксперта, главными рисками для реализации эффективных программ локализации по-прежнему остаются: снижение доли российской техники на рынке, отсутствие инвестиционной привлекательности и неприход на рынок зарубежных локализаторов техники и производителей компонентов.
Ковидная «зона риска»
В своем докладе генеральный директор ООО «Пегас-Агро» Светлана Линник рассказала, что в связи с пандемией все российские производители оказались в зоне риска, так как значительная доля комплектующих поставляется из-за рубежа. Поэтому, по мнению Линник, введение ПП № 719 является своевременной мерой, поскольку производство комплектующих должно быть локализовано на территории нашей страны.
— На сегодняшний день локализация основных моделей «Пегас-Агро» составляет 52% по балльной методике расчета. Неустранимым импортом является, в первую очередь, двигатель и гидравлика. Удалось произвести импортозамещение гидроцилиндров, гидроблоков, амортизаторов и узких тракторных колес. Но по-прежнему есть компоненты, не имеющие российских аналогов. Проблема заключается в том, что отечественный рынок потребителей данных компонентов имеет небольшую емкость, а создание производства окупается только при значительных объемах выпуска. Также само качество компонентов российских производителей оставляет желать лучшего, – отметила гендиректор ООО «Пегас-Агро».
По мнению эксперта, для решения этих проблем необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и разработать программы, стимулирующие обновление станочного парка и внедрения новых технологий.
Линник рассказала и о проблемах сотрудничества с российскими производителями. В первую очередь, это невысокое качество продукции. К нему приводят устаревшее оборудование и технологии, а также некачественное сырье. Ряд российских предприятий просто не желают менять сложившуюся ситуацию. У некоторых просто нет финансов на модернизацию, другие не хотят инвестировать без твердой уверенности в стабильных объемах сбыта и увеличении загрузки оборудования. Поставки по «остаточному принципу» – это третья, по словам Светланы Линник, проблема. В приоритете у производителей – клиенты с большими объемами заказов. Поэтому изготовление малых партий часто откладывается, приводя к задержкам поставок.
Эксперт коснулась и фактора времени: запуск каждого нового компонента – длительный процесс, в то время как сроки увеличения уровня локализации строго регламентированы. Она предложила снизить балльную нагрузку и увеличить время прохождения каждой ступени локализации.
Увеличивать объём
Руководитель проекта по новой технике ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Михаил Денисов в своем выступлении от имени группы компаний «Ростсельмаш» рассказал об опыте локализации компонентов в России.
— В течение последних 5 лет Ростсельмаш активно реализует программу по локализации производства компонентов в РФ по 68 направлениям. Некоторые компоненты удалось локализовать, что позволило без потерь пережить пандемию и гибко перестраивать цепочки поставок, но есть и те компоненты, которые до сих пор не получается производить в России. Это компоненты гидравлических систем, редукторы и трансмиссии, подшипники и многие другие, – отметил эксперт.
По мнению Михаила Денисова, одна из проблем, препятствующих локализации некоторых компонентов на российском рынке, – это небольшой объем производства. Для решения этой проблемы необходимо консолидировать потребителей узлов и компонентов, на уровне Минсельхоза РФ привлекать потенциальных инвесторов и производителей к проектам по локализации в стране. Также необходима экономическая поддержка со стороны государства в виде льгот по налогам и предоставлению субсидий.
Фото Евгении ДУБ и Кирилла СОЧИЛОВА