Самая рыночная из организаций советской торговли — так нередко называют потребительскую кооперацию. Но есть у нее и другое определение. Это социально-ориентированная организация. И сейчас именно от потребкооперации во многом зависит будущее села. К такому выводу пришли участники совместного совещания двух комитетов Думы Ставропольского края: по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству и по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности.
Закон есть. Денег нет
Не так часто на заседаниях народных избранников приходилось слышать так много «воспоминаний о былом», как на обсуждении будущего потребительской кооперации. Действительно, во времена СССР это организация была значимой, значительной, мощной и богатой. Можно только догадываться, какие огромные куши срывали те, кто участвовал в развале потребкооперации, за копейки скупая заготовительные базы, магазины, предприятия общественного питания и многие другие объекты потребкооперации. В разгуле «хапничества» выстоять удалось немногим. Но даже при тех остатках былого величия, социальную миссию потребительской кооперации сегодня сложно переоценить. Для села она остается реальным механизмом выживания, особенно, если речь идет об отдаленных населенных пунктах.
Не только для торговых сетей, но и для частников держать магазин в каком-нибудь хуторе, где живет пара сотен человек, сродни разорению. Но если жители останутся без товаров повседневного спроса, без каждодневных продуктов питания, то они попросту разъедутся. Другое дело, что раньше практически в каждом селе выпекали хлеб на пекарнях, а на подворьях полно было живности. Но теперь и скот держать, зачастую, нерентабельно. Корма стоят дорого, заготовительных пунктов нет, а нынешние скупщики-перекупщики забирают молоко да мясо за бесценок. И хорошо, если город рядом. А если нет? При нынешних ценах на бензин много не наездишься. То же мясо выйдет «золотым». Когда-то решением подобных проблем и занималась потребкооперация. Пытается поддержать селянина и сегодня. Вот только силы уже не те.
Понимание социальной значимости потребкооперации возникло не сегодня. Еще в июле 2010 года в крае был принят закон «О государственной поддержке организаций потребительской кооперации». Вот только с его реализацией возникли большие проблемы. Господдержка фактически оказалась только на словах. Закон есть, денег — нет.
Именно поэтому темой обсуждения участников думского совещания стало не только состояние и перспективы развития потребкооперации, сколько организация исполнения уже принятого закона и поиск возможностей оказать реальную помощь.
От иголки до автомобиля
Во вступительном слове Иван Андреевич Богачев высказал позицию возглавляемого им аграрного комитета:
— Ситуацию на селе и в городе по обеспечению доступными по цене и качеству продуктами питания, произведенной жителями края, без потребительской кооперации мы не изменим. Это твердое убеждение депутатов аграрного комитета.
По мнению разработчиков закона о господдержке потребкооперации, реализация его на практике позволит решить целый ряд вопросов. Во-первых, повысить уровень доходов сельского населения, чему поспособствуют кооперативные отношения между владельцами личных подсобных хозяйств и потребительской кооперацией. Во-вторых, за счет развития переработки сельхозпродукции появятся новые рабочие места, что также скажется на улучшении материального положения селян. В третьих, если удастся расширит сеть заготовительных и торговых предприятий, поставить на должный уровень бытовое обслуживание населения, то это даст селу второе дыхание.
— Потребительская кооперация может и должна обеспечить сельское население, как говорится, от иголки до автомобиля, — подытожил Иван Андреевич. — Однако краевая исполнительная власть не реализует те меры государственной поддержки организаций потребительской кооперации, которые прописаны в разработанном нами законе. В чем причина? Какие еще нормативные документы необходимы принять, чтобы возродить и дать толчок к развитию потребкооперации? Эти вопросы мы и обсудим в рамках совещания.
Помимо членов законодательного собрания, обсудить назревшие проблемы в стенах Госдумы СК пришли представители краевого правительства, потребительских союзов и потребительских обществ Ставрополья.
Куда катимся
С обширным докладом о ситуации в ставропольской потребкооперации выступила Галина Петровна Миронычева, председатель правительственного комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Бодрое начало о роли организации, которая «традиционно была и остается важной структурой потребительского рынка», сменилось цифрами, явно свидетельствующими об удручающем положении дел. Каждый год — новые потери.
Только за семь лет, начиная с 2006 года, из состава ставропольского Крайпотребсоюза вышли 32 потребительских общества и 116 магазинов, часть из которых ликвидирована. Ежегодно снижается совокупный объем деятельности, оборот розничной торговли и общественного питания. Но если по этим показателям сравнивать 2012-й и 2013-й годы, падение результатов ниже пятипроцентной отметки, то снижение оборота оптовой торговли составляет 35 процентов. На 15 процентов уменьшился объем платных услуг, а производство продукции — более чем на 17. Результат закономерен: общая сумма налоговых отчислений в бюджеты всех уровней снизилась на 23 процента.
Товарооборот организаций потребкооперации ежегодно сокращается, хотя, казалось бы, куда еще дальше, если сегодня в общем объеме он составляет… 0,4 процента.
В критическом состоянии такие «исторические» виды деятельности организации, как заготовка и переработка сельхозпродукции. Только за последние пять лет объем закупок с учетом инфляции снизился более чем на 40 процентов, а переработка практически отсутствует.
Еще пять лет назад в системе кооперации действовало 140 магазинов-приемозаготовительных пунктов, четыре пункта по приему молока, пять специализированных овощекартофелехранилищ. Заготовками занимались также три приемо-заготовительных пункта. Но в итоге все эти объекты оказались невостребованными.
Статистика, как известно, дама непредвзятая. Ознакомившись со столь плачевными результатами, невольно задумаешься: может, не стоит спасать утопающего, а лучше задуматься о более продуктивных схемах? Однако более внимательное изучение вопроса приводит к выводу, что и потребкооперация может быть успешной. Особенно, если обеспечить преференции, в которых нуждается любая социально-ориентированная структура.
От прибытка к убытку
Выражение «социальная миссия потребкооперации» прозвучало на совещании неоднократно, как и подтверждение этому определению.
— Когда в январе у нас бушевала стихия, — рассказал председатель Совета Шпаковского районного союза потребительских обществ Владимир Николаевич Динисов то никто из частников не стал возить хлеб в села. Мы же «рвали» машины, а пекарни работали на пределе мощностей. И мы продолжаем возить хлеб в детские сады и школы, хотя на дальних расстояниях наши расходы превышают доходы, и анализ показывает, что для того, чтобы работать рентабельно, торговать нужно, не выезжая из Михайловска.
— Обслуживая сельских жителей, мы содержим мелкие убыточные магазины в небольших хуторах и поселках, где нерентабельна частная торговля, — сообщил председатель Совета Предгорного районного потребительского общества Андрей Михайлович Трофимов. — В отдельных магазинах принята также практика отпуска в долг социально значимых товаров пенсионерам и малоимущим семьям на сумму до 50 тысяч рублей. Это максимум, который мы можем себе позволить, хотя сами испытываем недостаток оборотных средств.
Кроме того, в кооперативных магазинах края организовано льготное обслуживание. Скидки для социально незащищенных слоев населения составляют в разных районах края до 25 процентов.
Автотранспортные и бытовые услуги, парикмахерские, ателье по пошиву одежды, мастерские по ремонту обуви, фотоателье, ритуальные услуги — это неполный перечень сфер деятельности Предгорного РайПО. Этой организации удалось открыть и содержать в районе крупные магазины самообслуживания, в которых помимо товаров повседневного спроса, продают комбикорма, семена и инвентарь для сада и огорода, минудобрения, цемент, шифер и прочий нужный для села ассортимент. Совместно с Центросоюзом России разработан инвестиционный проект реконструкции старого заборошенного заготовительного пункта в овощехранилище с первичной обработкой и фасовкой продукции на базе производственного комплекса в станице Бекешевской. Но, как оказалось, даже в такой успешной организации есть серьезные опасения за будущее.
Непосильное бремя
Ситуация для Крайпотребкооперации пока складывается явно не в ее пользу. Закон о господдержке предусматривает и субсидии, и другие виды помощи в соответствии с федеральными программами и законодательством СК. Иными словами, потребкооперации дан зеленый свет. Однако за три прошедших года, по информации краевых министерств экономического развития и сельского хозяйства, реальная помощь так и не была оказана по причине… отсутствия обращений от организаций потребкооперации.
Впрочем, как выяснилось на совещании, с такой постановкой вопроса члены Крайпотребсоюза в корне не согласны. По словам председателя Совета краевой организации Хамида Аминовича Урчукова, и до, и после принятия закона они неоднократно писали письма сменявшимся главам региона. Толку — ноль. А потом надоело стучаться в закрытые двери. Хоть и безуспешно, но пытались выстоять самостоятельно. Но сейчас в силу многих причин подошли к критической отметке, ниже которой опуститься уже нельзя.
— Очевидно, что потребкооперация не прирастает, а сворачивает объемы, — сделал вывод Хамид Аминович. — Но несмотря на явную убыточность, мы продолжаем заниматься обслуживанием населения в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, среди которых те, где численность населения едва достигает ста человек. Но наши возможности ограничены. Речь идет даже не о развитии, а об обеспечении основной деятельности.
Председатель Совета Ставропольского крайпотребсоюза назвал несколько причин резкого ухудшения «самочувствия» организации. Свою лепту в плачевный финансовый результат внес рост транспортных расходов. Печально знаменитый транспортный налог, поделивший краевую Думу на Единую Россию и противников скандального законопроекта, ударил и по потребкооперации. В совокупном объеме затрат этот пункт расходов составляет порядка шести-семи процентов.
— Неудивительно, что в такой ситуации магазины в удаленных населенных пунктах являются убыточными, — отметил Урчуков. — По законам рынка, их надо закрыть. Но мы продолжаем содержать заведомо нерентабельные торговые точки за счет прибыли от других профилей деятельности.
По словам руководителя Крайпотребкооперации, закрыть такие магазины — значит оставить без работы более сотни человек. А поскольку торговым сетям и частникам малочисленные села неинтересны, то и остается их население без товаров.
Серьезно осложняет ситуацию усиливающееся налоговое бремя.
— В небольших селах мы являемся основными налогоплательщиками, — подчеркнул председатель Совета.
Однако последние изменения в налоговом законодательстве, по мнению «кооператоров», могут попросту уничтожить организацию. Тем более, что муниципалитеты на местах законодательные нормы трактуют весьма своеобразно.
Совет Предгорного муниципального района принял решение повысить с нового года корректирующий коэффициент базовой доходности в четыре с половиной раза. В результате, к примеру, в поселке Подкумок с численностью жителей три с половиной тысячи человек он оказался выше, чем в Ессентуках. И таких поселков в Предгорном районе четыре. Это повышение обойдется увеличением единого вмененного налога на два миллиона рублей. К слову, это годовая прибыль одного из самых успешных в крае Предгорного райпо.
Кроме того, по подсчетам специалистов, после переоценки кадастровой стоимости земельных участков сумма земельного налога увеличится в семь (!) раз.
Разночтения в толковании положений краевого закона о регулировании земельных отношений — еще один удар по крайпотребкооперации. Вместо оговоренного для организации предела размера арендной платы за земельные участки в 0,3 процента, на местах устанавливают собственные нормы. Такой прецедент в нынешнем году возник в Изобильненском районе, где муниципальные власти подняли планку до восьми процентов. Нехитрый подсчет показывает, что в таком случае плата за аренду для Изобильненского райпо увеличится в 25 раз.
За Рубиконом
В чем члены Крайпотребсоюза видят выход из ситуации?
— Мы никогда не просили у власти каких-то особых льгот и преференций, — обратился к присутствующим председатель Совета Предгорного райпо. — Но поскольку от нашей работы зависит благоприятная социально-экономическая обстановка в сельской местности, мы просим поддержать нас по следующим вопросам.
Список невелик, но емок. Это возмещение расходов по доставке товаров в отдаленные магазины, субсидирование расходов на приобретение оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, субсидирование двух третей ставки рефинансирования инвестпроектов по модернизации и автоматизации торговых предприятий, снижение кадастровой стоимости и предоставление льгот по аренде земельных участков под объектами собственности.
Единственное дополнение Председателя Совета Ставропольского крайпотребсоюза заключалось в просьбе компенсации части затрат на приобретение специализированного автотранспорта, необходимого для перевозки товаров и организации выездной торговли.
— Слушая вас, складывается впечатление, что вы просите помочь сохранить магазины, — высказал мнение член думского комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Владимир Васильевич Данилов. — Вы говорите об обычной торговле, а вовсе не о потребкооперации. Смысл организации был в закупке сырья и продукции у мелкого частника и получении выгоды за счет моржи — разницы в цене.
— Нужен новый концептуальный подход, а не видение потребкооперации как торговой организации или перерабатывающего производства, — согласился с мнением коллеги по законодательному корпусу член аграрного комитета Олег Вячеславович Губенко. — Ее движущей силой должен стать наш товаропроизводитель. Ниша заготовок занята агрессивными перекупщиками. Рынки должны выделять места крестьянам, но при этом надо понимать, что не каждый селянин купец в душе. Пусть этим занимаются профессионалы.
— Закупка, переработка, продажа — это три непременных составляющих потребкооперации, — подвел итог дебатам заместитель председателя Госдумы края Юрий Афанасьевич Гонтарь. — Надо обеспечить рост по каждому из этих сегментов. Но в настоящее время потребкооперации нет в списке приоритетных направлений развития края. Она не упомянута в краевых целевых программах, несмотря на то, что по всем параметрам подходит, чтобы быть задействованной в них. Мы перешли Рубикон. У края нет альтернативы, кроме как возродить потребкооперацию. Надо создать рабочую группу, которая сформулирует высказанные сегодня предложения по выходу из кризиса и проанализирует краевые целевые программы на предмет источников дополнительного финансирования. По итогам ее работы мы подготовим письмо губернатору о необходимости и целесообразности поддержать потребкооперацию.
Первый заместитель министра экономического развития Ставропольского края Людмила Викторовна Хохрякова предложила, в свою очередь, рассмотреть возможность помощи потребкооперации в рамках программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Подводя итог совещанию, Иван Андреевич Богачев подчеркнул:
— Потребкооперация — это, конечно, не панацея от всех проблем сельской местности. Но помня о ее социальной миссии, мы должны понимать, что сейчас решается один из важнейших вопросов, от которого зависит будущее села, особенно малых населенных пунктов. Потеряв потребкооперацию, мы рискуем потерять их.
Александра РАШИДОВА
Урчуков Хамид бездарный руководитель , а Анненко тем более