Москва без мандаринов?!

Дальнобойщики-нарушители оставят столицу без главного атрибута новогоднего стола.

Пахнет мандаринами — значит, скоро Новый год. Сочные, сладкие и ароматные цитрусовые с детства вызывают исключительно праздничные ассоциации. Однако в этом году главный атрибут зимнего торжества может просто не доехать до столицы. Перевозчиков, которые в погоне за прибылью перегружают свои машины, останавливают на постах весового контроля.

Москва без мандаринов?!

События развиваются почти как в сюжете новогодней сказки. По мановению волшебной палочки (жезл сотрудника ДПС) перегруженная мандаринами фура останавливается и перемещаться дальше уже не может. Увы, но ее вес в несколько раз превышает существующие нормы. Все, приехали… Помните, в сказках всегда есть злодей, который хочет, чтобы праздник не состоялся? Новогодних мандаринов в кузове слишком много — как говорится, через край. И никто почему-то не задумывается, что такие тяжеловозы наносят огромный вред дорожному покрытию. В итоге сказочке конец — нарушение закона, выяснение отношений, и как результат — испорченные фрукты, которые так и не доехали до столичных прилавков.

За перевес ответишь

Предновогодний чес владельцам 12-тонников не чужд. Сейчас самое время для заработка. При этом, конечно, хочется сэкономить. Но как? Все просто — для уменьшения себестоимости перевозок водители превышают нормативный уровень загрузки, пытаясь получить сверхприбыль. При существующем нормативе в 40–44 тонны каждый второй перевозчик загружает по 80 тонн и более. Был даже зафиксирован феноменальный случай — 230 тонн загрузки. Далеко ли уехала такая фура? Остается только догадываться. А вот экономия у ее владельцев предполагалась колоссальная. Самый настоящий демпинг и «серый» рынок без зазрения совести. Однако надо бы и честь знать. А уж если учесть тот факт, что у российских перевозчиков в принципе почти отсутствуеткультура упаковки и крепления груза, то трудно представить, в каком состоянии товар довозят до конечной точки. Особенно если речь идет о мандаринах. Поэтому вновь встает вопрос о необходимости ужесточить весогабаритный контроль, дабы подтолкнуть перевозчиков к более грамотному распределению и крепежу грузов и усилить компонент «безопасности» перевозки.

«Все автомобили, которые идут в города России из Абхазии, транзитом проходят через Краснодарский край. Именно здесь, недалеко от Сочи, в Чемитоквадже, им приходится проходить весовой контроль, — рассказывает Артур Суховольский, государственный инспектор, начальник поста СКП-6 Псоу. — Через наш пост в сутки проходит порядка 40–50 транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых свыше 12 тон. Всех нарушителей приходится привлекать к ответственности».

Водители, само собой, недовольны. Как это так, почему мандарины вдруг попали под рейд? «Раньше же возили спокойно! Почему сейчас пристают? — возмущается водитель из Абхазии, — у меня перевес мандаринов всего чуть-чуть! Мне проще выбросить все эти ящики здесь. Сейчас кузов открою и все мандарины выброшу!» Такими угрозами сотрудника ДПС вряд ли кто-то напугает. Фура действительно перегружена, а значит, придется отвечать по закону. На автомобиль надевают цепи, а владельца транспортного средства обязуют оплатить штраф, размер которого варьируется от 150 тысяч до полумиллиона рублей! Не проще ли было сразу отправить машину без перегруза?

Не доставайся же ты никому

Казалось бы, суммы штрафов для перевозчиков немалые. Загрузи фуру согласно весовой норме и поезжай спокойно. Но нет, водители снова и снова выходят на маршрут с огромным перевесом, а потом жалуются на плохие и разбитые дороги. Невероятно, но факт — некоторым из них проще оставить загруженную фуру на трассе и сбежать. Такая «брошенка» уже полгода стоит на посту Чемитоквадже. Весной грузовик остановили для прохождения весового контроля. Кроме того что машина была в разы перегружена, у водителя имелись другие неоплаченные штрафы. «Долгие проводы — лишние слезы», — вероятно, подумал шофер и ушел по-английски. О том, что машина была перегружена овощами, до сих пор напоминает едкий запах, доносящийся из кузова. А что было летом на жаре, лучше не представлять вовсе. Вернется ли однажды хозяин фуры? Соизволит ли забрать уже заржавевший транспорт? Или так и оставит его на посту ДПС?

Грузом по асфальту

«Недалеко от нашего поста расположен Зубовский мост, — рассказывает Артур Асрян, государственный инспектор, начальник поста СКП-4 СПВГК Чемитоквадже, — в его дорожное покрытие вмонтированы весы. Таким образом, мы заранее можем понимать, какое транспортное средство идет по трассе с перегрузом. Система видеонаблюдения фиксирует перемещение автомобиля, регистрирует его номерные знаки и подает сигнал на пост. Сотрудник ДПС обязан остановить фуру и отправить на контрольное взвешивание, чтобы определить степень нарушения и причиненный асфальтовому покрытию ущерб».

Каждая автомобильная дорога строится по ГОСТам, с учетом требований также возводятся мосты и другие дорожные сооружения. При этом во всех случаях предусматривается максимальная нагрузка. В связи с этим в правила ПДД введены понятия допустимой и разрешенной нагрузки на ось у автомобилей. Во время движения транспортного средства вся тяжесть передается на дорожное покрытие через его оси. Перегруз фуры влияет не только на качество дорог, но и в целом на безопасность движения, считает инспектор.

Пользователь платит

Водители отстаивают свою правду. Они уверены, что за пользование дорогами и так платят достаточные средства, которые суммируются из акцизных отчислений и транспортного налога. Между тем, по мнению специалистов, акцизы и транспортный налог не покрывают и значительной части расходов федеральных и региональных бюджетов на ремонт и строительство трасс. Сегодня финансирование ремонта дорог рассчитывается исходя из нормативного вреда, а дорогам из-за перегруза транспортных средств наносится ущерб сверхнормативно. В результате российские автомобилисты и перевозчики являются самой дотируемой социальной группой после пенсионеров. При этом дорожники бьют тревогу, на дорогах России сложилась парадоксальная ситуация.

По мнению транспортных экспертов, во всем мире автомобилисты оплачивают полную стоимость обслуживания и строительства дорог за счет сборов, закладываемых в цену автомобиля, топлива, и за использование дорожной инфраструктуры, а также специализированных налогов. У нас же ситуация складывается обратным образом. При этом мы видели вал возмущений, когда в ноябре 2015 года был введен принцип — «пользователь платит». Нежелание платить за транспортную инфраструктуру является прямым наследием советского образа мышления, когда государство полностью дотировало эту сферу.

«В Советском Союзе, а позже и в России, приоритеты сохранности дорог всегда были выше здравой логики и экономических расчетов. Объяснение этому простое — автотранспорт выполнял вспомогательную функцию для развития иных отраслей экономики. Сейчас же автоперевозки становятся самостоятельной отраслью, которой необходим всеобъемлющий контроль», — комментирует эксперт в области грузоперевозок Тарас Коваль.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Исследования, проведенные в США в середине ХХ века, позволили выявить «Закон четырехкратного воздействия». Один легковой автомобиль весом 1 тонна давит на дорогу двумя осями по 500 кг. Четырехосный грузовик полной массой 30 т давит на дорогу каждой осью по 7,5 т. Между легковым автомобилем и грузовиком существует 15-кратная разница в осевой нагрузке. Согласно закону, ущерб от воздействия каждой оси грузовика больше не в 15 раз, а с учетом специального фактора — в 15 в четвертой степени, или 50 625 раз.

Грамм бережет килограмм, килограмм — тонны

И какие дороги могут сохранять идеальное состояние и зимой, и летом, и уж тем более после того, как по ним проедут тысячи грузовиков, перевозящих тонны грузов? По данным Росдормониторинга, только по федеральным дорогам около 50% перевозок осуществляется с превышением нормативного уровня загрузки. По отдельным дорогам в режиме перегрузки находится свыше 70% их протяженности («Волга» — 86%, «Кавказ» — 78%, «Россия» — 75%, «Дон» — 75%, «Беларусь» — 79%). Отсутствие контроля за перегрузом естественным образом провоцирует уход в «серый» сегмент рынка. По экспертной оценке, в ряде случаев провозится в 2–3 раза больше груза, чем указано в сопроводительных документах. По расчетам ассоциации РАДОР, 2,6 трлн руб. — это ущерб от проезда грузовых транспортных средств по всем классам дорог, а

1 трлн руб. — это доходы всех дорожных фондов. То есть расходы только от прямого ущерба, не считая затрат на строительство и реконструкцию дорог, кратно превышают доходы дорожных фондов на восстановление трасс. При этом факторов, которые приводят в негодность дорожное покрытие, предостаточно.

Это вода, лед, перепады температур, столь различные для каждой страны и каждого климата. Однако, по мнению специалистов, основная сложность в построении и сохранении дорог — это учет дополнительного динамического воздействия в виде вибрации. При высокой осевой нагрузке от грузовиков вибрация транспортного средства наносит значительный ущерб дорожному полотну.

Подконтрольный весогабарит

Решить проблему перегруженных 12-тонников сложно, но можно. Эксперты неоднократно заявляли о необходимости введения системы весогабаритного контроля. Новшество должно заставить грузоперевозчиков соблюдать установленные нормы, что, в свою очередь, позволит снизить нагрузку на дороги до норматива и увеличит срок службы дорог.

«Введение системы автоматического контроля за соблюдением уже существующих весогабаритных нормативов позволит решить ряд задач, — рассказывает представитель Росавтодора. — Появится эффективный способ борьбы с выездом на дороги нагруженных сверх нормативов грузовиков, которые не только разрушают под собой асфальт и мосты, но и часто становятся причинами страшных аварий с жертвами, так как под тяжестью груза у фур просто отказывают тормоза. Кроме того, благодаря борьбе с перегрузом повысится сохранность дорожного покрытия и увеличатся его межремонтные сроки — в перспективе до 12 лет после ремонта и до 24 лет после капремонта. При этом удастся вывести из тени на рынке так называемых серых грузоперевозчиков. Стоимость и объем перевозок станут прозрачными для грузоотправителей и государства».

Эксперты в один голос говорят о создании равных конкурентных условий для бизнеса.

Сейчас почти все ездят с перегрузом, в одну машину загружают две, рассказывал СМИ президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Отправители сбивают цену, чтобы получить госконтракты, и стараются экономить на перевозке, этот бизнес могут крышевать недобросовестные сотрудники ГИБДД. С введением новой системы «серые» грузоперевозчики перестанут конкурировать с честными участниками рынка, возникнет рост легальной занятости, и выявить нарушителей можно будет гораздо быстрее. Кроме того, система позволит избежать ручного ввода информации и, соответственно, участия человеческого фактора. Это значительно упрощает процесс контроля каждого проезжающего автомобиля. И наконец, нововведение исключит возможность злоупотребления со стороны персонала весового поста, благодаря автоматизации процесса выписки, печати и оплаты квитанций. То есть расширение системы автоматических весов защитит дороги от разрушения и сведет коррупцию к минимуму. По словам экспертов, для решения транспортных проблем XXI века необходимо создание системы, которая базировалась бы на современных информационных и коммуникационных технологиях и позволяла на основе полученных данных определять и прогнозировать проблемы транспортной сети страны.

На сегодня по данным Росавтодора, каждый третий грузовик нарушает нормативы по массе, а перегруз фуры в среднем составляет 30%.Ущерб дорогам, нанесенный перегруженными фурами, приходится возмещать за счет дефицитных средств дорожных фондов, вместо того чтобы пускать их на более значимые проекты. А предновогодний ажиотаж может привести к тому, что свежие фрукты в перегруженных машинах превратятся в подкисшую кашу «мандаринового цвета».

Exit mobile version