На Ставрополье дали первые прогнозы по урожаю зерновых и цене

Реклама

Традиционный облёт полей в этом году прошёл 5 июля, когда было убрано 65% зерновых колосовых и бобовых и на токах лежало 4,8 млн т зерна. Уже понятно, что валовой сбор будет ниже прошлогоднего. Но есть у нынешнего урожая и неоспоримые преимущества, о которых говорили в тот же день на совещании в СХПК «Россия» Новоалександровского района.

Реклама

Средство против засухи

Второй год уборка зерновых на Ставрополье проходит в условиях, когда на всей территории края объявлен противопожарный режим. Соответственно, и внимание к мерам по предупреждению огня особое. С вертолёта губернатор края Владимир Владимиров смотрел в первую очередь за тем, как в районах и горокругах выполнили два главных требования пожарных: опахали ли поля и сёла защитной полосой, снабдили ли уборочные комплексы водовозом? Большинство территорий с этим справились.

Второй момент, который был важен для главы региона, насколько быстро аграрии готовят опустевшие поля к следующему урожаю – лущат стерню, поднимают полупары. И третья задача облёта – оценить масштабы засухи.

— В этом году из-за неё будет много потерь. Пропашные плохо взошли, – с сожалением заметил губернатор.

В племколхозе «Россия» он заглянул на поле, которое могло бы дать, по словам председателя хозяйства Сергея Пьянова, и 100 ц/га: столько в него было вложено удобрений, топлива, семенного материала. А комбайн косил только 80-85 ц/га.

— Рекордного урожая не будет, – точно знает Сергей Викторович. – В прошлом году валовой сбор в хозяйстве был 77 тыс. тонн, в этом году будет примерно 75-76 тыс. тонн. Неудачный вышел горох. В прошлом году он был 40,7 ц/га, а в этом году – 32,4 ц/га. Это та культура, которая требует значительного количества влаги, а её весной было немного.

Единственный способ застраховаться от засухи – развивать орошение. В этом году на него будет затрачено в общей сложности 1,4 млрд руб­лей. К 2025 году частные и государственные инвестиции в мелиорацию должны достигнуть 20 миллиардов руб­лей, а площадь орошаемых земель расшириться на 100 тысяч гектаров.

Пока же председатель аграрного комитета краевой думы, руководитель хозяйства с полувековым стажем Иван Богачёв прогнозирует урожай на уровне 8,5 млн тонн, не считая кукурузы. Но и это, по его словам, огромный прогресс по сравнению с временами его молодости.

— Я помню, как в 50-х годах мы боролись за 2 млн тонн зерна в Ставропольском крае, а сейчас боремся за 10 млн тонн. Вот насколько мы ушли вперёд, – отметил он. – Сегодня мы приехали в одно из лучших хозяйств края и страны. Нам не надо учиться за границей. Нам надо об этом хозяйстве создавать фильмы, пропагандировать его опыт, и мы добьёмся значительных успехов.

Не только племколхоз «Россия», но и многие другие хозяйства Новоалександровского городского округа отличаются высокой культурой земледелия. Они вносят больше всех минеральных удобрений на гектар, используют приёмы биологизации почвы, защищают её от эрозии, соблюдают севооборот и до 40% площадей засевают элитными семенами, благо многие хозяйства сами занимаются семеноводством. Именно там, по словам первого зампреда правительства края Николая Великданя, обкатываются многие новые технологии в растениеводстве и животноводстве.

В этом году новоалександровцы лидируют по урожайности зерна. Средний показатель среди хозяйств и фермеров округа достигает 62,4 ц/га. Это меньше, чем в прошлом году, но и погодные условия были тяжелее.

— Все эти результаты – плод напряжённой работы профессионалов свого дела, – сказал на совещании глава Новоалександровского ГО Сергей Сагалаев.

Где прибыло, где убыло

В прошлом году на первое место по урожайности зерновых вышел Кочубеевский район. В этом году, по предварительным данным, он снизил продуктивность полей, как и Андроповский, Степновский районы, Кировский, Советский, Минераловодский городские округа. Зато прибавили в весе урожая Туркменский район, Петровский ГО, Левокумский, Апанасенковский районы, Ипатовский ГО, Красногвардейский, Александровский районы. Министра сельского хозяйства края Владимира Ситникова беспокоит, что показатели могут сильно разниться и в пределах одной почвенно-­климатической зоны, и даже в границах одного района. В арзгирском колхозе-­племзаводе Ленина получили по 37 ц/га, а в рыбопитомнике «Лотос» – только по 15 ц/га. При этом глава аграрного ведомства с удовольствием отметил, что рас­тёт доля К(Ф)Х в краевом «каравае».

— С каждым годом фермеры прибавляют в «валовке» и увеличивают долю в структуре производства. Это говорит о том, что повышается технологический уровень и эффективность их работы на земле. Спасибо за этот вклад, – поблагодарил Владимир Ситников.

Вслед за комбайнами в поля выходит почвообрабатывающая техника. На 5 июля было залущено стерни 55% от плана, вспахано 35% от полупаров. Все отдыхающие поля обработаны так, что ни одного зелёного островка участники облёта полей не увидели. Для будущего урожая аграриям нужно ещё запастись семенами, удобрениями и горючим.

Параллельно ведётся заготовка кормов. К совещанию было накошено сена 45% от плана, заложено на хранение сенажной массы – 67%.

Штраф как способ образумить

Аграрии часто досадуют, что во время уборки их отвлекают проверками. В каждом районе сейчас созданы 34 мобильные группы из представителей администраций и МЧС, которые следят за противопожарными мерами. 255 нарушителей уже понесли административное наказание. Ведь зерно нужно не только вырастить, но и сохранить. В прошлом году из-за пожаров, по данным спасателей, было потеряно две тысячи гектаров посевов. В этом году поля загорались уже больше 30 раз, а площадь потерь перевалила за 500 гектаров.

Губернатор напомнил, какими страшными могут быть пожары на полях, которые в Волгоградской области захватывали дома и уносили человеческие жизни. В Ставропольском крае в прошлом году благодаря оперативнос­ти пожарных расчётов трагедии удалось избежать: в Ипатовском горокруге пострадал только скот. Но стихию легче предотвратить, чем погасить огонь, поэтому Владимир Владимиров попросил относиться к штрафам не как к попытке «содрать лишнее» с аграриев, а как воспитательной мере для тех, кто не понимает слов.

По данным замначальника главного управления МЧС по Ставропольскому краю Сергея Москвитина, больше всего пожаров в этом году вспыхивало на территории Туркменского, Будённовского районов, Изобильненского и Георгиевского горокругов. 70% случаев произошло на фермерских полях, хозяевам которых, видимо, не хватает сил и средств исполнить все противопожарные требования.

10 территорий, начиная от самого влажного Предгорного и заканчивая засушливым Левокумским районом, Москвитин называл самыми благополучными, так как там жатва из года в год обходится без подобных ЧП.

Провоцировать возгорания могут и сами уборочные работы, и огонь с сопредельной территории, и поджоги.

Инвестировать в людей

По словам министра, в этом году в Георгиевском ГО одно поле загорелось сразу с трёх сторон, что говорит о намеренном вредительстве. На такие отчаянные меры, как полагает Ситников, людей может толкать несправедливое обращение с пайщиками.

— Не доплатили людям, отдали в аренду, субаренду, потом концов не найдём, начинаем искать виновников с росгвардейцами, – сказал он. – Главные инвестиции в отрасли должны работать на людей, чтобы каждый почувствовал, что вкладываются деньги.

Больше внимания уделять людям призвал и губернатор края Владимир Владимиров. По его словам, при перезаключении договоров на землю у тех предприятий, которые не жадничают, а платят сполна, проблем не возникает. Натуроплату за пай глава региона всем рекомендовал довести до 10% от урожая. В среднем по краю людям столько зерна либо денежного эквивалента и выдают, хотя в некоторых районах этот показатель в 10 раз меньше.

— Всего в крае 282 тысячи владельцев земельных долей, и около 1 млн т зерна из десятимиллионного валового сбора хозяйства выдают в виде арендной платы людям, – сообщил Владимир Ситников. – На одного дольщика выплаты в среднем составляют 3,26 т. Меньше всего в расчёте на гектар платят такие районы, как Андроповский, Буденовский – по 150 кг/га. Но паи у хозяйств разные, есть и по 18 гектаров. Самая высокая плата на гектар в Новоалександровском районе – 720 кг.

Качество заслуживает высоких цен

Доля продовольственного зерна в новом урожае по сравнению с прошлым годом выросла на 12% и составляет 82% сейчас. При этом третьего класса почти в два раза больше – 40%, а не 22%, как было в 2018 году. Но всё же для выполнения задачи, поставленной Минсельхозом России, довести долю сильной и ценной пшеницы до 32%, аграриям края ещё нужно потрудиться. По оценке замдиректора ставропольского филиала Центра оценки качества зерна Любови Гариной, в этом году зерно, действительно, лучше за счёт белка и клейковины. Но для сильной пшеницы нужна ещё и высокая натура 750 г/л, а для пшеницы третьего класса – не ниже 730 г/л.

«А на складах и элеваторах час­то лежат партии зерна, которые при высокой клейковине под 30% имеют натуру 710, а то и 680 г/л, – сообщила Любовь Стефановна. – Рекомендуем такие партии размещать отдельно, чтобы можно было за счёт других партий увеличить натуру. Важно также не допустить снижения качественных показателей, особенно сейчас, когда идёт послеуборочное дозревание зерна».

И всё же на фоне ближайших соседей ставропольская пшеница выглядит более привлекательной. Если на Ставрополье в прошлом году было 22% третьего класса, то в Краснодарском крае – лишь 8%, а в Ростовской области – 16,6%. В среднем по России этот показатель был на уровне 23%.

Пшеницы второго класса крайне мало. В этом году пока специалисты центра обнаружили лишь 0,2% от общего урожая в Советском и Георгиевском горокругах.

Хлебом Ставрополье кормит не только себя, Россию, но и заграницу. 80% урожая идёт на экспорт. Но требования к качеству зерна на мировом рынке значительно жёстче, чем внутри страны.

— Очень высокие требования к натуре зерна предъявляют Иран, Тунис, Пакистан, где натура должна быть не ниже 780 г/л. В Турции, Кубе, странах ЕЭС – не менее 770 г/л, в ОАЭ – не менее 760 г/л, – предупредила представитель Центра оценки качества зерна Любовь Гарина. – Жёстче и требования по карантинным объектам. Такие сорняки, как бодяк, осот полевой, горец вьюнковый, овсюг в нашей стране сорный, а кое-где карантинные объекты и пшеница с семенами этих сорняков не допускается. В прошлом году был прецедент, когда Индонезия не допустила партию зерна с семенами бодяка. Кроме того, импортёры предъявляют более жёсткие требования по свинцу и микотоксинам.

Она напомнила, что несоблюдение этих требований может нанес­ти ущерб репутации России как надёжного экспортёра зерна и рекомендовала тщательнее обследовать урожай.

Цена на зерно пока складывается выше, чем в прошлом году, примерно на один руб­ль, или 20%. По данным минсельхоза края, зерно с долей протеина 13-13,4% стоит 11 руб­лей за тонну.

— Дай бог, чтобы такая тенденция сохранилась на весь год, – пожелал министр. – Но мы полностью зависим от мирового урожая, а уборка в европейских странах только начинается.

Депутат Госдумы от Ставрополья Алексей Лавриненко посоветовал бывшим коллегам-­аграриям не спешить сбывать урожай, потому что достойная цена сформируется только к сентябрю. Губернатор края с этим согласился:

— Многие руководители сельхозпредприятий переживают, что мало звонков от покупателей. Я считаю, сейчас всё делают, чтобы сбить цену и чтобы мы меньше заработали. Говорю «мы», потому что если зарабатывают предприятия, зарабатывает весь край. Торопиться не надо.

Фото
Александры ТАРАСОВОЙ

Реклама
Предыдущая статьяВ «Родине» – ​особый уклад
Следующая статья«ЕвроХим» – ​эксперт в питании растений