Нам не жить друг без друга

Реклама

Таким был один из выводов, сделанных на очередном мероприятии масштабной выставки «АгроЮг‑2015» – ​круг­лом столе «Лаборатория идей».

Реклама

На этот раз круглый стол был посвящен проблеме развития животноводства в Ставропольском крае. Участие в дискуссии приняли: генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалёв, ректор Ставропольского аграрного университета Владимир Трухачев, генеральный директор племенного репродуктора «Зеленчукский» Владимир Гичкин, заместитель гендиректора агрофирмы «Село Ворошилова» Владимир Кайшев, исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов, и многие другие. Собравшиеся обсуждали успехи в отрасли за последние годы и прогнозировали темпы роста или падения в определенных сферах.

Модератором дискуссии выступил Юрий Ковалев, который сразу же сделал краткий экскурс в историю развития животноводческой сферы на Ставрополье. Самый трудный период, по словам спикера, пришелся на 90‑е годы, когда полный развал в стране привел, соответственно, и к полному развалу в сельском хозяйстве.

– В это время для агропромышленного комплекса было характерно полное разрушение, – ​добавил Юрий Ковалев. – ​Так, с 1993 по 2005 годы производство свинины было снижено в 5 раз. Отрицательную динамику демонстрировали и другие отрасли.

Однако за последние 10 лет можно было заметить некоторые улучшения. После 2005 года производство мяса птицы на Ставрополье выросло почти в 5 раз, мяса свинины – ​почти в 7 раз. Положительную динамику продемонстрировал в общем весь сектор животноводства – ​в данный момент край ежегодно экспортирует в другие регионы около 30 миллионов тонн мясной и молочной продукции.

Гендиректор также рассказал о средних цифрах потребления. В 90‑е годы половину всего потребляемого мяса составляла говядина, теперь же она находится на уровне 17 %. Благодаря дешевизне и высокому спросу на первое место уверенно вышло мясо птицы – ​сейчас оно составляет 50 %. Свинина осталась на прежнем уровне – ​32 %.

Баранина при этом совершенно не пользуется спросом.

– Не знаю, с чем связан данный факт, – ​признался Юрий Ковалев. – ​Вроде баранина всегда считалась очень полезным и диетическим мясом, однако сейчас мы о ней практически забыли. Наверное, это связано с характерным неприятным запахом мяса, или с тем, что всю баранину производят в личных подсобных хозяйствах и аулах. В крупные торговые компании она практически не попадает.

После этого участники предложили обсудить гораздо более проблемную сферу – ​молочную. Как оказалось, уровень потребления молока в крае сильно снизился, и это, по мнению собравшихся, огромная проблема, которая ставит в тупик товаропроизводителей, не желающих вкладывать деньги в заведомо проигрышный для себя бизнес.

Своими соображениями по данному вопросу поделился исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов.

– Могу сказать, что за последние 10 лет мы не продемонстрировали никакой положительной динамики, скорее, даже упали, – ​признался спикер. – ​Проблема в том, что данная отрасль является очень трудоемкой и финансово совершенно не окупается. Полное возмещение вложенных средств возможно только спустя 12–15 лет, да и это лишь при самом благоприятном раскладе.

По словам Артема, молочной сфере сильно не хватает внимания со стороны государства. Все госпрограммы, направленные на развитие области, ограничены сроком в 7 лет, которого недостаточно для демонстрации успешных и высоких результатов. Кроме того, цена на молоко является крайне нестабильной и в целом не устраивает ни производителя, ни клиента. Особенно жизнь предпринимателям осложняют санкции, которые не позволяют сделать нормальные прогнозы и предсказать колебания ценовой политики.

Наконец, третья проблема, которую необходимо решить, – ​это низкий уровень потребления.

– Сейчас мы сталкиваемся с достаточной печальной ситуацией: потребление молока в России упало просто чудовищно, – ​отметил Белов. – ​Детям важнее и интереснее выпить газированную воду, чем бутылку молока. А ведь молоко всегда было очень важным социальным продуктом, оно невероятно полезно, поскольку содержит массу белков и кальция.

Стимулировать рост потребления, по мнению производителя, должна реклама, а также должное внимание со стороны государства, выливающееся в долгосрочные программы по продвижению бренда. Кроме того, как уже было отмечено, граждан в данном вопросе явно смущает нестабильная и постоянно скачущая ценовая политика.

Своими соображениями поделился и заместитель гендиректора агрофирмы «Село Ворошилова» Владимир Кайшев. Спикер отметил, что очень важной также является проблема низкой технической оснащенности некоторых заводов. Предпринимателям приходится приобретать дорогое западное оборудование, потому что отечественное не справляется с нагрузкой. Кроме того, для того, чтобы производить больше молока, регионам необходимо, соответственно, иметь больше животных, а их, как ни странно, совсем не хватает. Связано это с тем, что крестьяне чувствуют: продажа молока – ​невыгодный бизнес, – ​и просто пускают своих буренок на говядину.

– Наши заводы способны перерабатывать 300 тонн молока в сутки, – ​добавил Владимир Кайшев. – ​Но это не требуется! Мы перерабатываем 150 тонн просто потому, что больше молока в крае нет!

Еще одну сложность представляет низкий уровень профессиональной подготовки рабочих кад­ров. Большинство выпускников аграрных вузов либо идут не по профессии, либо отказываются связываться с молочной сферой. Те немногие, что остаются, дают весь результат. При этом в Соединенных Штатах Америки выпускников аграрных вузов в 3 раза меньше, чем в России, однако там производство молока развивается огромными темпами.

Выступающий добавил, что производители молока не выживут без поддержки со стороны государства. В настоящее время государство вкладывает 60 копеек в каждый литр молока, чего явно недостаточно.

Несмотря на перечисленные проблемы, участники выразили надежду на их скорое разрешение. По словам собравшихся, перспективы развития отрас­ли ​на самом деле очень высокие. Необходимо только вложиться в нее как следует, а также рассчитывать на поддержку со стороны государства, которое также должно озаботиться проблемой низкой окупаемости мясного и молосного животноводства.

Реклама
Предыдущая статьяТехнологии в помощь
Следующая статьяИмпортозамещение в переработке: планы и реальность