Благодаря программам Росагролизинга и субсидиям по постановлению № 1432 правительства России автопарк сельскохозяйственных предприятий в последние два-три года ускоренными темпами пополняется отечественной техникой. И все же за старением тракторов и комбайнов модернизация не успевает. В чем загвоздка, специалисты разбивались на конференции «Парк сельскохозяйственной техники: состояние и перспективы развития» в рамках всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень».
Лимит исчерпан – потребности остались
Действие программ по техническому перевооружению сельского хозяйства рассматривали на примере Ставропольского и Краснодарского краев. Росагролизинг представляет отечественную технику сельхозпроизводителям под низкие проценты. А постановление правительства позволяет производителям российской техники продавать её аграриям на 15—25 % дешевле за счет субсидий из федерального бюджета.
Если в прошлом году на Ставрополье не успели исчерпать лимит 167,5 млн руб., выделенных на покупку техники по постановлению 1432, то в этом году возросший лимит в 390 млн руб. уже освоен. Такие данные на конференции привел первый заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Сергей Ридный. Он добавил, что прием документов от производителей техники по этой программе продолжается. Субсидии за этот год будут выплачиваться до конца этого и в следующем году.
Работает также система Росагролизинга. По ней в 2015 году по данным на середину октября были приобретены 24 трактора, 39 зерноуборочных комбайнов и 3 автомобиля. Всего за 9 месяцев закуплено 1398 единиц техники, хотя потребность гораздо выше. Одних только тракторов нужно было заменить 2 тысячи единиц, а ещё нужно было купить порядка 700 кормо-и зерноуборочных комбайнов. «То есть, не приобретается и половина необходимого», – сожалеет Сергей Дмитриевич.
Помимо федеральных программ, на Ставрополье работает региональная поддержка технического перевооружения аграриев. Предприятия получают 30 % от стоимости прицепных орудий, произведенных на территории края. В этом году субсидии на общую сумму 30 млн рублей были выделены за покупку 213 единиц техники.
Эта программа вызвала вопросы у участников конференции. Кое-кто посчитал, что поддержка региональных производителей ставит их в лучшие условия и мешает добросовестной конкуренции. В ответ Сергей Ридный заметил, что речь идет не о такой уж большой сумме, чтобы она влияла на рынок сбыта. Его поддержали и организаторы конференции, напомнив, как создавалось региональное машиностроение. Крупные заводы медленно и неохотно внедряли те рационализаторские предложения, которые вносились производственниками, поэтому возникли мелкие предприятия, с удовольствием работающие под заказ потребителя.
Научный интерес
Минсельхоз Ставрополья плотно сотрудничает с предприятиями регионального сельхозтехностроения. В этом году с ними были заключены 17 контрактов на сумму 15,7 млн рублей. Сейчас в крае выпускается 18 видов сельхозтехники, в том числе 14 видов почвообрабатывающих оружий. Производство ещё 23 вида техники находится в стадии доработки.
Сергея Ридного беспокоит, что несмотря на громкие слова о необходимости импортозамещения и декларируемый приоритет развития науки и техники, государство в научную сферу почти не вкладывает средства. Без финансирования новых разработок и фундаментальных исследований наша техника никогда не сможет конкурировать с иностранной.
Из зала также раздавались реплики, что наука по всем программам технического перевооружения получает самое скудное финансирование. «Дайте нам госзаказ», – просили конструкторы. Им предложили участвовать в конкурсах на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на что они возражали: «Экспертиза проектов, получающих господдержку, проводится не на должном уровне».
Стимулирование по‑кубански
Краснодарский край занимает второе место по заключенным договорам на покупку техники по программе 1432.Сумма субсидий в регионе превысила уже 643 млн руб.
Кубанские аграрии – самые успешные в России, и могут позволить иностранную технику, однако сейчас в крае активно стимулируется покупка отечественных тракторов, комбайнов и навесных орудий. В частности, этому способствуют выставки «Золотая Нива», «ЮгАгро». Там традиционно показываются новейшие и популярнейшие модели Ростсельмаша, Петербургского тракторного завода, Агромашхолдинга. «Образцы нашей техники смотрятся достойно», – подчеркнул на конференции заместитель Министра сельского хозяйства Краснодарского края Сергей Орленко.
Краснодарский край ежегодно на 500 единиц пополняет парк комбайнов и покупает до 1500 тракторов, в том числе используя механизмы Росагролизинга. Наибольшим спросом пользуется энергонасыщенная техника, которая позволяет экономить на затратах.
Программа 1432, по мнению Сергея Юрьевича, должна быть сохранена и на следующий год, причем лимиты по ней должны вырасти. «Она играет не столько экономическую, сколько политическую роль, потому что мы поддерживаем отечественное автомобилестроение, – подчеркнул докладчик. – Сельскохозяйственное машиностроение должно быть стратегической задачей».
Был бы спрос
Год назад в программе 1432 участвовали 34 российских предприятия машиностроения, сумевшие предоставить все необходимые документы. В этом году таких набралось уже 54. Они не меньше, чем аграрии, заинтересованы в государственных субсидиях, так как это способствует не только перевооружению сельского хозяйства, но и наращиванию выпуска отечественных машин.
Но вот парадокс. Выпускается на 24 % больше тракторов, чем годом ранее, а машинно-тракторный парк уменьшается. Не поспевают машиностроители за нуждами сельского хозяйства. При этом заводы загружены лишь на 20—35 %. «Мы готовы вдвое и втрое увеличить российское производство, если будет спрос», – обещает начальник отдела сельскохозяйственного и лесного машиностроения Минпромторга России Сергей Киселев.
Спрос на российскую технику уже вырос, но это, видимо, было связано с резким подорожанием доллара. По отдельным видам продукции наших машиностроителей наблюдается спад продаж. Меньше продано культиваторов и сеялок. Сергей Киселев связывает это с конфликтом на Украине, из-за которого мы потерли часть покупателей.
В целом же, по словам представителя Минпромторга, постановление 1432 «взорвало весь рынок сельхозтехники».
Сыграла роль и программа импортозамещения. В Минпромторг посыпались заявки на разработки новых моделей. Петербургский тракторный завод, который входит в группу компаний «Кировский завод», выиграл конкурс на создание опытного образца отечественного трактора мощностью до 200 л. с.
Налетай, подешевело!
С этого года участником программы «1432» стала и компания Росагролизинг. Это позволило сельхозпроизводителям пользоваться сразу двумя мерами поддержки – покупать российскую технику под недорогие кредиты в 3,5 % и одновременно получать скидку, субсидируемую из федерального бюджета. К тому же ряд заводов-участников программы по Росагролизингу дают дополнительные скидки. Например, комбайны Ростсельмаш можно было приобрести со скидкой не минус 25 %, а минус 35 % и даже 40 %.
Заместитель гендиректора Росагролизинга Наталья Зудина подчеркнула, что федеральный лизинг – это самый льготный механизм приобретения техники. 3,5 % – ставка, доступная всем сельхозпроизводителям, особенно на фоне ставок банков от 17 % и выше.
В июне Росагролизинг, напомнила Наталья Ивановна, получил дополнительно 2 млдр руб., чтобы к жатве обеспечить поставки уборочной техники. Из этой же суммы были приобретены и поставлены в регионы 85 энергонасыщенных тракторов.
С компанией сотрудничает более 80 поставщиков, заключены договоры с 20 заводами и ведутся переговоры, чтобы увеличить список партнеров. Пока что подавляющее количество техники, переданной по лизингу, составляет продукция Ростсельмаш. От взаимодействия с Росагролизингом выигрывает и Петербургский тракторный завод. Увеличение сбыта позволило ему утроить производство, и в октябре он собрал уже тысячный трактор за год. Это один из тех заводов, который не жалуется на малую загрузку и работает круглосуточно.
Для мелких и средних сельхозпроизводителей Росагролизинг выставляет ещё более льготные условия: приобретение техники без первоначального взноса, без гарантийного обеспечения, отсрочка первого платежа на 6 месяцев и обещанный размер вознаграждения компании всего лишь 3 %. Есть специальные программы по технической модернизации в животноводстве.
Наталья Зудина, как и Сергей Киселев, не могла не упомянуть о странной зависимости: «Программа работает, а техники становится всё меньше и меньше. Велико количество техники старше 10, а то и 20-ти лет, и нам необходимы более масштабные инвестиции, поскольку это влияет на конечную стоимость сельскохозяйственной продукции». Росагролизинг, по её словам, нуждается в нескольких миллиардах рублей докапитализации, чтобы меры поддержки сельского хозяйства были более действенными.
Будущее за газом
В то время, как большинство участников конференции призывали чиновников увеличить лимиты и бюджет постановления 1432, вице-президент Концерна «Тракторные заводы» Наталья Партасова предложила аграриям перейти на сельскохозяйственную технику нового поколения, которая позволит им экономить собственные средства. Речь о тракторах на газомоторном – более дешевом – топливе.
В основном, технику настраивают на метан и сжиженный газ, хотя во Владимирской области несколько тракторов работают на пропан-бутане с тех пор, как местный Тракторный завод повел эксперимент по выпуску машин на газе. В этой же области одной из первых была построена газозаправчная станция.
Развитие этого направления тормозится отсутствием инфраструктуры. В городах она есть, а вот в сельской местности «в зачаточном состоянии». Кроме того, в аграрном секторе есть своя специфика, и каждый день гонять трактора или комбайны во время посевной или уборочной страды никто не станет. Наталья Партасова предложила решать эту проблему с помощью передвижных автозаправочных комплексов. Но они стоят дорого, поэтому и здесь без правительственной поддержки не обойтись.
Сейчас выбраны два пилотных региона, где решено развивать инфраструктуру газозаправочных станций – это Татарстан и Краснодарский край, наиболее подготовленные для пробации новой техники регионы.
Производителям техники, работающей на газе, государство должно возвращать больше, чем 25 %, уверена Наталья Юрьевна. Кроме того, она считает, что нужно внести изменения в Технический регламент безопасности тракторов, потому что в России нет опыта по сертификации этой техники, и производители не могут провести испытания.
Так что российские машиностроители в условиях санкций нисколько не расслабляются, а продолжают усовершенствовать технику, чтобы делать её более экономичной и функциональной.
Лана ИСАКОВА