ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» одно из крупнейших хлебопекарных предприятий Юга России, с 1972 года на рынке хлеба и кондитерских изделий, лауреат всех последних Всероссийских и международных смотров качества хлебобулочных и кондитерских изделий в г.Москве, постоянный участник и обладатель Гран-При выставок, проводимых на Северном Кавказе и так далее, и так далее. Бренд предприятии НАТУРпродукт. В структуре предприятия мельничный комплекс, хлебобулочный, кондитерский, пряничный цеха, фирменная торговая сеть, гараж, котельная и др. Ежедневно вырабатывается более 100 наименований продукции. Численность работаюших — 500 человек.
О том как стать передовым в своей отрасли, как не растерять былую славу и быть востребованным в наше время мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский», депутата Думы г.Георгиевска Сергеева Александра Алексеевича.
Аналитики спорят «миновал ли кризис?». Вроде бы уже есть признаки оздоровления. Но не утихает волна закрытия предприятий, в т.ч. банкротств, свертывания производств, сокращений численности и др. Социальная напряженность в обществе нарастает, активен криминал… Это печальная реальность.
И было понятно еще в 2008 году, что просто пересидеть, переждать кризисное время бизнесу не удастся- надо быть готовыми к самым худшим вариантам развития. Казалось бы, что ж переживать производителям хлеба, который служит основой питания человека на протяжении почти восьми тысяч лет, и должен быть востребован всегда. И в ряде регионов хлебопекарная отрасль действительно за период кризиса стала «в шоколаде». Но юг России, на мой взгляд, во все времена отличался своеобразием: и если в советское время- высоким уровнем благосостояния проживающего здесь населения, даже зажиточностью, то в настоящее время- повышенной безработицей, низким уровнем заработной платы, неплатежами за энергоносители, высокой миграцией, криминогенностью. Согласитесь, такие условия не являются привлекательными для крупных инвестиций, в т.ч. со стороны. Поэтому бизнес в регионе развивается в основном за счет собственных средств. А если учесть, что население на Кавказе всегда отличалось повышенными темпераментом и предприимчивостью, то эта среда как нельзя кстати для малого и среднего бизнеса. И не помеха здесь даже повышающиеся налоговый пресс и бюрократические барьеры.
Рыночная экономика- это прежде всего больше продавать. Для одного из крупнейших хлебопекарных предприятий Юга России, каким является Георгиевский Хлебокомбинат, иначе и быть не должно. Но как увеличить объемы продаж, когда налицо неравные условия конкуренции с малыми пекарнями. Поддерживаю всех, активно отстаивающих интересы крупных предприятий, основных кормильцев бюджетов всех уровней. Действительно, выделяя средства за счет налоговых отчислений в т.ч. и крупных предприятий для поддержки малого и среднего бизнеса, государство преследует цель возвратить деньги в казну, причем в еще больших объемах. Здесь вообще ничего не должно теряться. Это аксиома. Но как происходит в действительности, попробуем разобраться.
А начнем вот с чего. Чтобы выбрать правильный столбовой путь развития, не ошибиться в принятии решения, приходится много сравнивать, посещать родственные предприятия, иметь много встреч в различных российских регионах. Лишь тогда понимаешь, насколько правильно организован хлебный рынок там, где мелкие пекарни можно пересчитать на пальцах одной руки, на них в общем-то никто и внимания не обращает. А крупные хлебокомбинаты загружены чуть ли не на 100%-ную мощность, имеют высокую рентабельность. При этом налоги льются как из рога изобилия в местные и региональные бюджеты. Причем, как правило, хлебокомбинаты сами по себе хорошо организованы, активно участвуют в решении задач социально-экономического развития территории, легко управляемы. Имея заработную плату 25-50 тыс. руб. и более, работники практически не обращают внимания на рост тарифов на коммунальные услуги и цен на продукты питания.
У нас же, южан, на практике получается с точностью до наоборот: на один крупный хлебозавод приходится более 20 малых пекарен, хлебопекарные предприятия, имея 25-50% использования мощностей и рентабельность 5%, в целях выживания и сохранения трудовых коллективов переходят на упрощенную схему налогообложения, что оборачивается государственной казне большими никем невосполнимыми потерями. А ведь это недополученные пенсии, зарплата учителей, медиков, работников бюджетной сферы. Многие мелкие пекарни занижают свои объемы продаж, безнаказанно уходят в тень от налогообложения. Немало и таких, кто вообще не платит за газ и электроэнергию. Во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды крупные хлебозаводы с каждой тонны хлеба отчисляют до 4000 рублей, или более 2 рублей с каждой буханки, в то время как малые пекарни в лучшем случае копеек 10. Разница более чем в 20 раз. В таких условиях ни о какой здоровой конкуренции и речи быть не может. Георгиевский Хлебокомбинат, обеспечивает лишь 20% потребности населения города Георгиевска и Георгиевского района в хлебе. Львиную долю хлебного рынка занимает продукция мелких пекарен и завозимая извне. Поэтому предприятие вынуждено разрабатывать ассортимент регионального уровня, в т.ч. хлебобулочные, кондитерские, сухарные и бараночные изделия, работать по всему Северному Кавказу, а также с крупными городами, в т.ч. с Москвой. Но, посмотрите, какая несправедливость: мы за месяц отчисляем в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды больше, чем наши многочисленные конкуренты все вместе взятые за полный календарный год. С таким южным своеобразием не согласны и мукомолы, и молочники, и мясопереработчики.
Некоторые читатели могут подтвердить, что уже слышали это неоднократно. Да, и слышали, и читали. Но положение только ухудшается. За последние 2 года в крае 4 крупных хлебозавода разорились. Заработная плата в отрасли сползла до одной из самых низких в регионе. Конечно, можно говорить, что самое главное сейчас в другом- сохранить трудовой коллектив и предприятие. Как говорится не до жиру, живыми бы остаться. Для чего опять затягивать потуже пояса, продолжать находить резервы в экономике и в очередной раз рассчитывать на здравый смысл в действиях органов власти.
И нельзя говорить, что его нет, этого здравого смысла. При поддержке правительства Ставропольского края только на Георгиевском хлебокомбинате за последние 10 лет введены в эксплуатацию мельничный комплекс, технологические линии по производству пряников, слоеных изделий, проведена масштабная реконструкция хлебобулочного и кондитерского цехов. Мы активно используем инвестиционные кредиты, субсидируемые федеральным и краевым бюджетами. А в наступившем 2014 году рассчитываем и на принятый краевой Думой закон №130-кз от 27.12.2012 года «Об основных направлениях политики Ставропольского края по обеспечению населения хлебом», согласно которому крупные хлебокомбинаты получили бы реальную помощь в модернизации производственных мощностей. Некоторые заводы вынашивали определенные планы, прорабатывали договоры на поставку оборудования. Основные статьи закона должны заработать с 2014 года, но, выделят ли средства? Хочется верить, что закон не будет популистским шагом.
А где же продукцию Георгиевского хлебокомбината можно купить? -задают покупатели вопрос на ярмарках, выставках, проходящих в городах Юга России. В полном ассортименте, к сожалению, только в фирменных магазинах, расположенные в г.Георгиевске. Поэтому требуйте, чтобы понравившиеся Вам изделия присутствовали на торговых прилавках в Ваших городах и поселках, чтобы магазины работали с теми производителями, которые несут покупателю радость и удовлетворение от вкусовых качеств и полезности продукта, максимальной пользы, в том числе и налоговой для общества.
В этой связи мой коллега, руководитель ООО «Челны-Хлеб», одного из крупных хлебопекарных предприятий Татарстана, часто приводил в пример Президента Татарстана М.Шаймиева, который в свое время заставлял мэров Казани, других городов республики выделять лучшие места для фирменных магазинов пищевых и перерабатывающих предприятий республики, каждые полгода жестко спрашивал о выполнении поручения. К настоящему времени благодаря такой поддержке ООО «Челны-Хлеб» только в г.Набережные Челны имеют 54 современных супермаркетов, составляют здоровую конкуренцию федеральным торговым сетям. К сожалению, на Ставрополье таких примеров нет. Поэтому рассчитываем, что перерабатывающим предприятиям будут активно помогать развивать фирменную торговую сеть, выделяя им муниципальную и др. недвижимость и лучшие земельные участки для строительства.
Никто никого не хочет поучать, и тем более запугивать. Ясно главное, сейчас как никогда важно нам: и покупателям, и производителям, — быть всем вместе, лучше понимать друг друга, поддерживать словом и делом. Новый год наступил, а вместе с ним должны быть реализованы новые планы и надежды.