Программа «Млечный путь», целью которой является модернизация молочной отрасли Непала за счет улучшения генетики стада, внедрения прогрессивных методов ведения сельского хозяйства и повышения качества молока, может стать позитивным примером для других стран с низким и средним уровнем доходов, пишет DairyReporter.
Рассчитанная на 10-летний период программа является совместной инициативой глобальной некоммерческой организации Heifer International, которая работает с мелкими фермерскими хозяйствами в бедных и беднейших странах, и правительств Непала и Южной Кореи.
Цель программы «Млечный путь» — помочь 500 тысячам небольших семейных хозяйств увеличить свои доходы, одновременно снизив степень зависимости Непала от импорта молочной продукции.
На сегодняшний день около 65% непальских домохозяйств живут только за счет сельского хозяйства, причем примерно половина из них держит как минимум одну голову молочного скота. Однако коровы в большинстве своем выращиваются не на продажу, поэтому объемы производства молока в стране крайне низкие — надои примерно в 10 раз ниже, чем в таких странах, как США или Южная Корея.
Только около 14% домохозяйств, производящих молоко, реализуют свою продукцию сторонним покупателям. Подавляющее же большинство хозяйств производят молоко исключительно для личного потребления и не используют имеющиеся возможности для получения дохода.
«Низкие надои, неразвитость молочных рынков, слабая поддержка сельского хозяйства со стороны уполномоченных органов — все это приводит к тому, что многие мелкие фермеры не могут или не хотят вкладывать средства в повышение производительности и улучшение качества молока.
Программа «Млечный путь» решает эти проблемы путем применения системного, комплексного подхода, действуя в партнерстве с различными стейкхолдерами (как государственными органами, так и частными лицами) на всех уровнях: глобальном, национальном, региональном и местном», — отметил руководитель программы «Млечный путь» Кешав Сах. Программа «Млечный путь» включает в себя три направления: разработка под руководством мелких фермеров модели производства молочной продукции и апробация этой модели в пилотной деревне в округе Синдхули; масштабирование успешных практик, апробированных в Синдхули, на всю территорию Непала, а также оказание технической помощи производителям молочной продукции, поставщикам услуг и сотрудникам селекционных агентств; создание деловой и правовой среды, которая обеспечит максимальный эффект от внедрения успешных практик, ведущую роль в этом процессе возьмет на себя Национальный совет страны по развитию молочной промышленности и его региональные отделения.
За прошедшие полвека численность населения Непала выросла более чем в два раза: с 14 миллионов человек в 1975 году до 31 миллиона человек в 2024-м. Это ставит перед правительством страны насущную проблему обеспечения населения доступными продуктами питания.
Около 14% граждан страны в настоящее время работают за границей, поскольку в Непале слишком низкий уровень и качество жизни, особенно в сельской местности. Создатели программы «Млечный путь» исходят из того, что если у жителей сельской местности вырастут доходы, люди не будут стремиться уехать оттуда, а начнут оставаться, внося свой вклад в развитие местной экономики, в том числе и в увеличение объемов производства молочной продукции.
По словам сотрудников организации Heifer, местные непальские коровы смешанной породы приносят своим владельцам порядка 8-10 тысяч непальских рупий в месяц (от $59 до $74), тогда как чистокровная голштинская корова или две помесные коровы с генетическим материалом голштинской породы могут приносить доход в размере 40-50 тысяч непальских рупий (от $296 до более чем $370), то есть как минимум в пять раз больше.
Непал испытывает серьезную нехватку сырого молока, а низкое качество большинства отечественных молочных продуктов, например мороженого и йогуртов, заставляет потребителей все чаще отдавать предпочтение импортным товарам.
Согласно данным исследования, проведенного в 2020 году, средняя потребность в молоке составляет 91 литр на одного человека в год, в то время как в стране производится лишь 79 литров молока на человека в год. Предполагаемый ежедневный разрыв между спросом и предложением оценивался в период с 2021 по 2022 год в 550 тысяч литров, причем в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, что в итоге может нести в себе прямую угрозу продовольственной безопасности страны.
Для повышения продуктивности молочного скота необходимо решить две основные задачи: улучшить рацион животных и поработать с их генетикой. Однако мелкие фермеры, как правило, весьма неохотно вкладывают средства в повышение продуктивности скота.
Еще одной серьезной проблемой является низкое качество сырого молока, которое фермеры поставляют переработчикам, поскольку переработчики часто жалуются на наличие бактериального заражения, из-за чего молоко быстро портится.
В этой связи Heifer предложила такую схему: платить фермерам не только за показатели жирности молока, но и за его качество, то есть чем ниже уровень содержания бактерий в сыром молоке, тем больше получит фермер. Чтобы поддержать эту инициативу, власти страны планируют создать в пилотной деревне центр переработки молока, где в том числе будут показывать, как производить качественное, чистое молоко в больших количествах.
Улучшать генетику стад создатели программы планируют с помощью искусственного осеменения.
Программа «Млечный путь» стартовала в декабре 2022 года. Компания Heifer организовала поставки скота с высокой племенной ценностью из Южной Кореи: в Непал прибыли более 100 телок, телят и быков. С тех пор в пилотной молочной деревне имеется стадо коров голштинской породы, которым управляют и владеют небольшие семейные фермерские хозяйства.
Южнокорейские быки, которых выращивают в Непальском Национальном управлении по разведению скота, также начинают поставлять высококачественную сперму для искусственного осеменения коров на всей территории страны.
Финансирование программы в настоящее время осуществляется силами организации Heifer, а также за счет средств муниципалитета, спонсорской помощи и безвозмездного содействия корейских экспертов. Цель программы — сделать молочную отрасль Непала самодостаточной, опираясь на поддержку как со стороны правительства, так и со стороны частного сектора.
Например, затраты на строительство коровников, приобретение соломоизмельчителей, резервуаров для воды и оборудование стойл —а это наиболее существенные капитальные затраты на оснащение пилотной деревни, — делят между собой Heifer, спонсорские организации, в том числе Корейское агентство международного сотрудничества, муниципалитет Камаламай и сами фермеры.
Планируется, что по прошествии некоторого времени Heifer прекратит финансирование программы «Млечный путь», однако прежде чем это сделать, организация должна убедиться, что фермеры будут в состоянии покрывать свои расходы. На это может потребоваться по меньшей мере год.
На данный момент результаты работы программы внушают оптимизм: в мае 2024 года несколько фермеров подали заявки на получение кредитов и составили бизнес-планы.
«Общая цель всех стейкхолдеров заключается в том, что программа «Млечный путь» будет способствовать развитию более сильного, рентабельного и самодостаточного молочного сектора, что принесет пользу не только небольшим фермерским хозяйствам, но и многочисленным участникам цепочки создания стоимости в молочной промышленности, а также непальским потребителям, которые смогут получить более качественные и более доступные молочные продукты отечественного производства. Правительство Непала также стремится подать пример другим странам с низким и средним уровнем доходов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в развитии молочного животноводства», — отметил Чарли Пай-Смит, эксперт в сфере сельского хозяйства и автор отчета о работе программы «Млечный путь».