Николай Федоров: Все поставленные задачи нужно выполнить. Иной альтернативы нет.

Реклама

17 февраля в Ставрополе под председательством главы федерального аграрного ведомства состоялось заседание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с проведением в 2014 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ и оказанию оперативной помощи органам управления АПК субъектов Российской Федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

Реклама

Министр сельского хозяйства России тепло приветствовал коллег на Ставропольской земле: «Искренне рад видеть тружеников агропромышленного комплекса Российской Федерации на Ставропольской земле, там, где у нас происходит много всего важного, судя даже по тем двум проектам, которые мы успели посетить с главой региона, здесь работают по-настоящему сильные аграрии, которых не нужно учить. Им не нужны какие-то импульсы. Они имеют свои планы и тактические и стратегические».

Тем не менее, глава аграрного ведомства отметил, что государство и регионы готовы участвовать в корректировке этих программ и проектов не просто словами, но и оказывать им всемерную помощь и поддержку на федеральном и региональном уровне.

Сработать максимально эффективно

Академик Чекмарев: «Хотел бы напомнить, что 95 млн тонн зерна мы должны собрать в этом году. Из которых ЮФО – 21 миллион тонн, СКФО – 9,5 млн тонн. Это более 30% зерна по России».

О ходе подготовки к проведению весенних полевых работ в ЮФО и республиках Северного Кавказа и с учетом природно-климатических и почвенных особенностей этих регионов сообщил директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений, академик Петр Чекмарев.

«По структуре посевных площадей озимых культур их состояние хорошее. Но хотел бы сказать, что 50% всего озимого клина находится на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Поэтому ответственность этих регионов за состояние озимых велика. Уже через несколько дней здесь начинается подкормка озимых культур. Ожидается возможный риск гибели 4-4,6% озимых. Это не много. Состояние озимых культур в Южном федеральном округе лучше, так как осенью СКФО сильно задержался с севом. И в этом регионе состояние озимых несколько хуже, поэтому региональным специалистам необходимо более внимательно отслеживать ситуацию», — подчеркнул Петр Чекмарев.

Он отметил, что структура посевных площадей РФ меняется. В этом году они будут увеличены на 900 тысяч гектаров, на полтора миллиона гектаров увеличивается площадь весеннего сева. Ряд регионов значительно расширил свои посевные площади: Ростовская область на 217 тысяч гектаров, Волгоградская область на 119 тысяч. Но есть регионы, которые их снижают. Так, Кабардино-Балкария снизила площади на 38 тысяч гектаров, Северная Осетия на 11 тысяч гектаров.

Академик также напомнил, что в прошлом году тоже говорили об увеличении посевных площадей в некоторых регионах, но к окончанию сева получилась следующая картина — по ЮФО недосеяли 323 тысячи гектаров.

«Не хотелось, чтобы такая ситуация повторилась в этом году», — сказал Чекмарев.

Он предупредил аграриев, что в этом году ситуация будет контролироваться более жестко. Вводится новая система мониторинга посевных площадей, которая уже начала анализировать посевные площади озимых культур. На территории России полностью произведена оцифровка электронных карт. Сейчас эти данные передаются в Россельхозцентр, а также агрономам хозяйств всех регионов. Таким образом, с началом весеннего сева необходимо будет на электронные карты наносить все посевные площади по культурам, по сортам, по репродукциям для того, чтобы в течение лета было возможно проанализировать ситуацию по России.

Особое внимание, по его мнению, необходимо обратить на семена. Обеспеченность семенами по ЮФО, по данным Россельхозцентра, составляет около 94%, по СКФО – 73%. В Республике Дагестан обеспеченность семенами 42%, только 7% кондиционны. В Ингушетии – обеспеченность 74%, кондиционность — 17%. А так как времени почти не осталось, этим вопросом необходимо серьезно заняться.

Климат Юга России отличается большим разнообразием природных явлений не всегда благоприятных для сельского хозяйства. Так, часто после весеннего сева в регион приходят грозы, град, сильные ветра. Поэтому академик обратил внимание на решение вопросов убытков сельхозтоваропроизводителей из-за неблагоприятных погодных условий.

«После весеннего сева у нас начинается большая проблема – градобитие. Особенно эта проблема актуальна в ЮФО и СКФО. Эту тему необходимо обсудить совместно с Росгидрометцентром, страховыми компаниями для того, чтобы уменьшить убытки от этого природного явления», — предложил он.

Говоря о других неблагоприятных природных факторах, руководитель Департамента упомянул саранчовых вредителей и карантинные объекты:«Также бедой региона являются саранчовые вредители. В этом году от них пострадали 1 млн 400 тысяч гектаров. Нужно быть готовым и к этой угрозе. Сегодня необходимо внимательно следить и за появлением карантинных вредителей, растений и болезней. Потому что южные регионы России являются экспортерами зерна и, к сожалению, импортируют семена многих культур. Здесь может сложиться ситуация, когда будет введен карантин, и отправить зерно на экспорт не будет возможности. Уже сегодня необходимо внимательно проверить карантинное состояние каждой территории».

Подчеркнув, что внесение удобрений в необходимых объемах позволит получать стабильные урожаи высокого качества и будет способствовать восстановлению почв, руководитель Депрастениеводства проинформировал аграриев об обеспеченности сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями. По данным органов управления АПК субъектов РФ, для проведения комплекса сезонных полевых работ необходимо приобрести 2557,6 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе, из которых 1768,8 тыс. тонн – в период весенних полевых работ. Потребность в минеральных удобрениях во время проведения весенних полевых работ в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 169,7 тыс. тонн.

Касаясь вопроса объема субсидий, Петр Чекмарев сообщил, что в этом году сложилась непростая ситуация, но те субсидии, которые уже выделены, будет необходимо освоить в полном объеме. В прошлом году были просьбы поддержать выращивание пшеницы твердых сортов. Сегодня на это направление выделены деньги. Несвязные субсидии составят 14,4 миллиарда рублей. Была поставлена задача до конца февраля деньги эти деньги освоить. Деньги в регионы уже поступили.

 Цифры и факты

О перспективах развития молочного скотоводства рассказал Директор Департамента животноводства и племенного дела МСХ РФ Владимир Лабинов:

«Уровень самообеспеченности молочной продукцией пока продолжает снижаться. В прошлом году этот показатель снизился более чем на 1,5%. Мы пока не выполняем целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности и новой Государственной программы развития сельского хозяйства, как не выполнили целевые показатели предыдущей Программы. В текущем году новый целевой показатель установлен на более низком уровне, но он также не выполняется. Есть тенденция снижения уровня производства молока во всех сельскохозяйственных секторах.

Однако есть регионы, которые обеспечили прирост производства молока, перевыполнив показатели, которые зафиксированы в соглашениях, подписанных с министерством сельского хозяйства. Наибольший прирост обеспечили такие субъекты федерации, как Челябинская область, республика Дагестан, Ростовская и Свердловская области, Приморский край. Субъекты РФ, которые обеспечили прирост производства молока, но при этом не выполнили условия соглашения — это Ставропольский край, Иркутская область, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. И 51 субъект РФ в прошлом году существенно сократил объем производства молока. Наибольшее снижение демонстрирует Татарстан, Саратовская и Омская области.

Из федеральных округов прирост обеспечил только СКФО. Если отследить динамику производства молока в СКФО, то за период реализации Государственной программы положительная динамика есть – произошел прирост в 3,6%. Практически все субъекты ЮФО, за исключением Республики Калмыкия и Краснодарского края, демонстрируют неплохие темпы увеличения производства молока.

В РФ за период реализации Государственной программы построено, реконструировано и введено в эксплуатацию более 1,5 тысячи объектов животноводства. Также в 2013 году повысилась инвестиционная активность в молочном животноводстве.

Характерной особенностью ЮФО и СКФО является невысокий удельный вес молока, производимого в сельхозорганизациях. Из этого следует сделать вывод, что увеличение производства молока в секторе СХО должно стать приоритетным для всех субъектов этих регионов. Практически, отсутствуют предприятия по производству молока в Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областях, Республиках Чечня и Ингушетия. Мы должны понимать, что это состояние не может рассматриваться, как перспективное. Отсюда невысокая товарность производимого молока, хотя есть хорошая динамика его увеличения на Северном Кавказе. В ЮФО ситуация резко стагнирующая.

Невысок и показатель потребления молока на душу населения. Если ЮФО характеризуется недостаточным его уровнем и до сих пор является регионом ввозящим молочные ресурсы в виде готовой продукции, то СКФО имеет более высокий уровень самообеспеченности. Здесь можно выделить Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, где объем производства молока на душу населения составил более 500 кг и есть хорошая динамика прироста.

Продуктивность молочного стада – один из показателей, который определяет экономическую эффективность молочного животноводства. Это не самый ключевой показатель, хотя он характеризует техническую культуру в отрасли. Среднероссийский показатель составляет 5,7 кг на корову. Это хорошая позитивная динамика, которая позволяет сделать вывод, что в РФ мы в молочном животноводстве уже имеем сложившуюся тенденцию интенсификации. Молочное животноводство развивается интенсивно. Субъекты РФ, где уровень интенсивности производства молока уже сопоставим с европейским, а это Мурманская и Ленинградская области, Ставропольский и Краснодарский края, получают более 6 тысяч литров на корову. Это достаточно неплохо, хотя показатели могут и должны быть выше. Но такой уровень продуктивности, как в Астраханской области – 2,9 кг, оправдать нельзя. Я готов оправдывать такой показатель в Республике Дагестан, исходя из природно-географических реалий, но 618 кг в Ингушетии – это совсем плохо. Мы должны стремиться, чтобы уровень молочной продуктивности был не ниже 4,5 кг, потому что это та граница, которая позволяет отделять коров голодных от коров сытых.

Ситуация на рынке молока-сырья складывается весьма благоприятно к производителям на фоне растущего потребительского спроса. Цена достаточно высокая и это обстоятельство говорит в пользу того, чтобы мы занимались молочным животноводством более активно.

Экономическая эффективность производства молока, по предварительным данным, повысилась, хотя контраст в экономической эффективности производства молока в ЮФО и СКФО очень велик. И здесь прослеживается связь между воспроизводством стада и уровнем рентабельности молочного производства.

Динамика рынка переработки молочной продукции на Северном Кавказе складывается еще более благоприятно. Темпы объемов выпуска цельномолочной продукции весьма позитивные. На фоне 2% прироста объемов молока, наблюдается 12% рост производства. Это вынуждает перерабатывающие предприятия заходить в сырьевые зоны ЮФО, что стимулирует дополнительную ценовую конъюнктуру и стимулы к росту цены на рынке сырого молока.

Племенная база молочного животноводства ЮФО и СКФО характеризуется невысоким удельным весом племенных животных к общему поголовью. Эти показатели существенно ниже общероссийских, являясь доказательством того, что организация культуры племенного дела требует существенной оптимизации.

Организация искусственного осеменения. РФ имеет показатель 87%. В Ставропольском крае охват искусственным осеменением составляет 100%. В остальных регионах его уровень достаточно низкий, что является показателем отсутствия грамотной работы в этом направлении.

Состояние воспроизводства также вызывает опасения. ЮФО и СКФО похвалиться показателями в этой области не могут. Ни в одном субъекте территории удовлетворительного показателя по воспроизводству нет. Хотя экономика молочного производства определяется уровнем воспроизводства стада.

Целевые показатели Государственной программы на 2013-2020 год обозначены – необходимо обеспечить 20% прирост молочного производства. В принципе, прирост обеспечить можно, если мы все направления, где у нас имеются огромные недоработки попытаемся как-то оптимизировать.

В 2013 году была достигнута 100% обеспеченность лимитов средств федерального бюджета, даже с учетом их увеличения. Впервые за все годы государство полностью выполнило свои обязательства. Поэтому предъявлять претензии к федеральному центру в части обеспечения и доведения, предусмотренных лимитов средств федерального бюджета оснований нет. Молочное животноводство находится в числе приоритетов государственной аграрной политики. Можно рассуждать по поводу достаточности или недостаточности средств господдержки. Но фактическая динамика средств направлена непосредственно на развитие молочного животноводства по различным направлениям. Мы работаем над оптимизацией этих направлений.

Основной объем средств государственной поддержки предусматривает финансирование инвестиционных кредитов. И сегодня, практически, решение по этому вопросу находится в состоянии формализации, оно согласовано со всеми федеральными органами исполнительной власти и прошло все процедуры по изменению режима поддержки инвестиционных кредитов до 15- летнего периода со стопроцентной компенсацией ставки рефинансирования. На наш взгляд, эта мера существенно повысит инвестиционную привлекательность молочного скотоводства.

Больная тема – это дотационная поддержка производства молока. Мера чрезвычайно дискуссионная. В текущем году мы еще не производили распределение средств по субъектам, исходя из того, что перед МСХ РФ стоит задача ликвидации сложившейся суммы обязательств по поддержке инвестиционных кредитов, которые не были обеспечены и не были предусмотрены лимитами федерального бюджета. Эта форма поддержки с текущего года будет несколько скорректирована. Была создана рабочая группа по изучению практики применения этой формы поддержки. И какой-либо существенной связи между этим механизмом поддержки и ростом эффективности отрасли мы не нашли. Тем не менее, эти правила были скорректированы с целью повышения доступности этой меры. Мы сняли требования к субъектам, по показателям воспроизводства и идентификационным показателям молока».

Нивелировать риски

Руководитель Департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России Анатолий Куценко проинформировал об итогах реализации в минувшем году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и обозначил задачи, стоящие перед органами управления АПК регионов на 2014 год:

«По предварительной оценке результатов 2013 года, прошедший год не принес катастрофических последствий из-за вступления России в ВТО. Однако риски сохраняются и необходимо провести анализ результатов для поиска решений, которые помогут их нивелировать, а главное сохранить поступательный тренд наращивания производства сельскохозяйственной продукции.

В 2013 году Правительство, предвидя возможность экономических рисков, дополнительно выделило на поддержку АПК 42 млрд рублей. На реализацию Госпрограммы в 2013 году из федерального бюджета было направлено 198 млрд рублей. Наибольший объем средств был направлен на развитие животноводства 77 млрд рублей, на растениеводство 70 млрд. Оказанная поддержка позволила сохранить динамику роста отраслей АПК. Прирост производства продукции сельского хозяйства составил 6,2%, в том числе растениеводство – 12%, животноводство – 0,5%. В целом наращивание производства способствовала повышению продовольственной независимости страны по целому ряду видов продукции. Это зерно, картофель, растительное масло и сахар.

По животноводческой продукции, в обеспечении мясом и молоком мы еще отстаем. Как я уже отметил, первый год в ВТО значительного влияния на состояние АПК России не оказал.

За 2013 год импорт сельхозпродукции увеличился на 3,7%, но в 2012 году было снижение на 5,5 %. Самое главное – у нас снизился импорт мяса и мясной продукции почти на 12,4%. У нас, к сожалению, снизился экспорт до 15,6%. Это объясняется тем, что объем производства зерна в 2012 году был меньше из-за случившейся засухи.

Поэтому, не буду приводить аксиому, понятно, что только сбалансированное производство животноводческой и растениеводческой продукции обеспечит дополнительную финансовую подушку безопасности отечественному АПК. Считаю, что это наша первостепенная задача. На перспективу нужно будет определить для каждого округа, региона, района и сельхозпредприятия точки роста производства животноводческой продукции, а также отработать вопросы диверсификации производства растениеводческой продукции.

Если взять ретроспективу прошлых лет, в России производство животноводческой продукции ежегодно показывало стабильный рост. В целом это обеспечивало более высокие показатели по производству продукции сельского хозяйства, а в отдельных случаях даже нивелировать риски от падения производства растениеводческой продукции, например, в 2009 году.

Если посмотреть ситуацию по округам, то в СКФО также наблюдался рост производства животноводческой продукции в течение предыдущих лет. В ЮФО два последних года происходит его сокращение. Но отдельные субъекты – Астраханская область, Калмыкия обеспечивали прирост продукции за счет традиционных направлений животноводства. При этом, последние несколько лет демонстрируют рост производства животноводческой продукции Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в ЮФО — Астраханская область. Конечно, природно-климатические условия двух республик создают дополнительные преимущества. А Астраханская область строит благополучие только на орошении, соответственно климатические риски также нивелируются.

В ряде других субъектов производство сельхозпродукции существенно колебалось. Низкая стабильность производства отмечается в Республике Ингушетия, Волгоградской и Ростовской областях. Даже благополучны Краснодарский край не обеспечивал прирост производства продукции, а в последние годы и животноводческой. Поэтому всем регионам необходимо будет провести районирование, выделить приоритеты, где заняться производством говядины, баранины, где строить свиноводческие комплексы, комплексы по производству мяса птицы и молока.

Наряду с увеличением производства в ряду первоочередных задач необходимо развивать агропродовольственный рынок. Без обеспечения гарантированного сбыта увеличение производства продукции будет вести только к увеличению расходов. Это касается, как сырья, так и переработанной продукции. При этом нужно четко понимать и учитывать требования потребителя. Наш Юг вывозит на экспорт зерно, хотя в мире большие потребности в продукции птицеводства. Это динамично растущий азиатский рынок. Но мы не знаем условий поставок нашей продукции туда, а главное не ставим себе такой задачи».

Реклама
Предыдущая статьяФанаты-козоводы
Следующая статьяИлья Савченко: Сегодня бизнес, как никогда, нуждается в конструктивном диалоге с властью